Файл: Памятка для анализа планирования и применения строевых упражнений на физкультурном занятии или в других формах работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 479

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самостоятельная работа по теме 1.1.

Цель занятия: закрепление знаний о методике обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям, отработка умения выделять критерии оценки в соответствии с методическими требованиями к обучению.

Задание 1. Составьте памятку для анализа планирования и применения строевых упражнений в водной части физкультурного занятия.

Последовательность выполнения:

1.  Ознакомьтесь с методикой обучения детей строевым упражнениям, на основе лекционного материла и дополнительных источников.

2.  Выделите основные методические требования относительно подбора строевых упражнений, их планирования в различных формах двигательной деятельности, техники выполнения и методов обучения.

3.  Оформите памятку в форме вопросов (не менее 5) для педагогического анализа.

Форма отчетности: памятка для анализа планирования и применения строевых упражнений на физкультурном занятии или в других формах работы.

Строй – размещение занимающихся для совместных действий.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений.

Команда - приказание, обязательное к выполнению движение по строго установленной форме.

Команда разделяется на предварительную, произносимую ясно, громко, протяжно и исполнительную, произносимую громко, чётко, отрывисто (Например: «Напра – во!»)

Распоряжение – приказание, выраженное словами в произвольной форме («Повернитесь ко мне лицом»)

Шеренга – размещение занимающихся по росту с интервалом, равным ширине ладони.

Колонна – строй в котором занимающиеся стоят один за другим в затылок. Дистанция между стоящими в колонне равна одному шагу или вытянутой вперёд руке.

Для построения занимающихся в строй подаются команды или распоряжения:

«СТАНОВИСЬ!» (в шеренгу, в колонну) - принимая основную стойку (О.С.)

«РАВНЯЙСЬ!» (направо, налево) - соответственно поворот головы.

«СМИРНО!» - соответствует О.С.

Команда «ОТСТАВИТЬ!» - принимается предшествующее положение.

Команда «ВОЛЬНО!» - занимающиеся не сходя с места ослабляют одну ногу и встают свободно.


Команда «РАЗОЙДИСЬ!» - занимающиеся действуют произвольно.

Расчёт - команды:

«По порядку номеров РАССЧИТАЙСЬ!»;

«На первый, второй РАССЧИТАЙСЬ!»;

«По три (четыре, пять и т. д.) РАССЧИТАЙСЬ!»

Расчёт начинается с правого фланга. Называя свой номер, занимающиеся быстро поворачивают голову к стоящему слева и быстро принимают И.П.

Повороты на месте:

Повороты налево, направо, кругом могут выполняться по распоряжению («Повернитесь ко мне лицом») и по командам «КРУ – ГОМ!», «НАЛЕ – ВО!», «НАПРА – ВО!»

Техника выполнения поворотов начинается с простых способов:

а) повороты переступанием

б) повороты прыжком

в) повороты по уставу

Построения – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия того или иного строя.

Направляющий – занимающийся, стоящий первым, по которому все другие берут равнение, направление и темп движения.

Замыкающий – занимающийся, стоящий последним в строю.

Для построения подаётся команда:

«В одну (две, три и т. д.) шеренгу – СТАНОВИСЬ!»

Одновременно с подачей команды староста (дежурный, первый по росту) становится лицом к фронту в положение «СМИРНО». Группа выстраивается слева от него.

Построение в колонну выполняется по команде:

« В колонну по одному (по два, по три) – «СТАНОВИСЬ!»

Группа выстраивается за преподавателем.

Перестроение из одной шеренги в две.

После предварительного расчёта на 1 и 2 подаётся команда:

«В две шеренги – «СТРОЙСЯ!»

По этой команде вторые номера делают шаг назад левой ногой (счёт « раз»), правой ногой шаг вправо (счёт «два») и вставая в затылок первому приставляют левую ногу (счёт «три»). Выполняется на три счёта.

Перестроения из одной шеренги в три.

После предварительного расчёта на первый, второй, третий – «РАСЧИТАЙСЬ!» подаётся команда – «В три шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад («раз»), шаг левой в сторону («два») и приставляя правую ногу становятся в затылок вторым номерам («три»), одновременно третьи номера – шаг левой вперёд («раз»), шаг правой в сторону («два») и приставляя левую ногу становятся впереди вторых номеров.



Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три, четыре) в движении поворотом.

При движении группы вдоль границ зала или площадки подаётся команда «В колонну по два (три, четыре) налево – «Марш!» (как правило команда подаётся когда направляющий находится на верхней и нижней границе зала). Первая двойка (тройка, четвёрка) поворачивает налево и двигается в новом направлении, следующие пары (тройки, четвёрки) делают повороты на этом же месте и первый ждёт свою (двойку, тройку). Здесь можно дать указание об интервале, дистанции.

Для обратного перестроения подаётся команда:

«Напра – во!» («Нале – во!») «В колонну по одному направо (налево) «Марш!»

Перестроение в круг из шеренги.

Предварительно занимающиеся берутся за руки. Команда – «В круг взявшись за руки – «Становись!»

1. Направляющий и замыкающий одновременно начинают движение по кругу навстречу друг другу.

2. Руководитель встаёт против ученика, стоящего в середине шеренги, а занимающиеся стоящие на правом и левом флангах двигаются к нему делая круг.

Строевой шаг – шаг, при котором нога выносится на высоту 15 – 20 см. от пола и ставится твёрдо на всю ступню, движения руками выполняются вперёд и назад (руки прямые, отводятся назад до отказа, пальцы сжаты в кулак). Команда: «Строевым шагом – «Марш!»

Походный шаг – отличается от строевого большей свободой движений. Команда: «Шагом – марш!»

Прекращение движений по команде «Группа – стой!» - подаётся под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога).

Для изменения длины шага подаются команды:

«Шире шаг!»«Короче шаг!»«Чаще шаг!»«Реже шаг!»

Движение бегом.

Подаётся команда: «Бегом марш!»

Движение в обход.

Команда: «Нале –во!» («Напра – во!») в обход «Шагом – Марш!» («Марш!» подаётся у угла зала или площадки).

Движение по диагонали.

Выполняется по команде: «По диагонали – Марш!»

Исполнительная команда подаётся в момент подхода направляющего к углу зала.

Движение противоходом.

Выполняется по команде: «Противоходом направо (налево) – «Марш!» Движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Интервал между встречными колоннами – один шаг.


Движение змейкой.

Несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды:

1. «Противоходом налево (направо) – Марш!»

2. «Змейкой (направо, налево) – Марш!»

ЧАСТЬ IV: «Размыкания и смыкания»

Размыкания – способы интервала или дистанции строя.

Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя.

Размыкание приставными шагами на вытянутые руки в стороны в шеренге, в колоннах по два (по три, по четыре).

Выполняются по команде:

«На вытянутые руки в стороны от направляющего (от середины) – «Разом – кнись!»

Все занимающиеся кроме направляющего в колоннах и средних в колонне по три начинают отодвигаться влево (влево и вправо) поставив руки в стороны до нужного интервала.

Для возвращения на свои места подаётся команда:

«Сом – кнись!» (к направляющему, к середине).

Размыкание на вытянутые руки вперёд.

По команде: «На вытянутые руки вперёд – «Разом – кнись!» все занимающиеся за исключением направляющего поднимают руки вперёд и отходят назад на указанную дистанцию, после чего руки опускают.

Размыкание уступами по расчёту 4, 2, на месте.

Для выполнения данного размыкания предварительно необходимо произвести расчёт на 4, 2, на месте.

Затем выполняется команда:

«По расчёту 4, 2, на месте - «Разом – кнись!» (4 шага – 5 счётов, 2 шага – 3 счёта)

Задание 2. Составьте тезисы о значении строевых упражнений для всестороннего развития дошкольников в разные возрастные периоды.

Последовательность выполнения:

1. На основе доступных источников информации (учебная литература, интернет-источники, статьи) письменно сформулируйте тезисы о значении строевых упражнений для всестороннего развития дошкольников в различные возрастные периоды (развития произвольности и психических процессов, мышления, воображения, физических качеств, пространственной ориентировки). Обоснуйте свое мнение.

Форма отчетности: письменные тезисы о значении строевых упражнений в развитии детей дошкольного возраста.


В младшей группе дети строятся в колонну на до­рожке из клеенка или картона, около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежа­щей на полу веревки, между двумя начерченными лини­ями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сна­чала объемные, затем плоскостные.

Построения трудны и утомительны для малышей. Поэтому на первых порах надо проводить их в форме игровых заданий. Например: "Посмотрите, как красиво выстроились друг за другом матрешки... Подойдите и станьте рядышком, кто с какой матрешкой хочет... Вот и вы построились друг за другом. Сейчас мы пойдем гу­лять, куда кому нравится, а потом опять придем к своим матрешкам..."

В последующем матрешек (ила другие игрушки) можно поставить в начерченные мелом кружочки - можно "пой­ти гулять" с матрешками, а потом принести их в домик (кружочки).

Черев несколько занятий можно начать "учить матре­шек ходить друг за другом".

В средней группе дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественно­го построения целесообразно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предме­ты убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, игровое оборудование и растение и растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети направляющий, средний, замыкающий. Значи­мость самого маленького по росту ребенка надо подчерк­нуть тем, что после него никто не должен становиться.

В средней группе так же эффективны игровые зада­ния, естественно, более сложные, чем в младшей группе. Например, по сигналу воспитателя "Построиться!" дети становятся в колонну на одной стороне площадки. Затем по сигналу разбегаются врассыпную, а потом снова по сигналу занимают свои места. Постепенно усложняя за­дание, надо учить детей строиться в разных местах пло­щадки — на противоположной стороне, на средней ли­нии, но обязательно вдоль. Поэтому при выполнении за­дания можно использовать зрительные ориентиры: на одной стороне площадки красный флажок, на другой - синий. Дети образуют колонну у соответствующего флаж­ка. Варьируя игровое задание, можно предложить девоч­кам строиться отдельно от мальчиков, в любом порядке или по росту и т.д.