ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина: Право
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Сущинская Влада Максимовна
Преподаватель:Рупперт Екатерина Дмитриевна
Задание 1.
Заполните таблицу «Характеристика исполнительной и законодательной власти». Опишите подробно механизм формирования и все функции исполнительной и законодательной власти.
Характеристики
Законодательная власть
Исполнительная власть
Механизм формирования
совокупность полномочий по изданию законов. Носителями законодательной власти обычно являются общегосударственные и региональные представительные органы – парламенты, изредка – также представительные органы местного самоуправления, преимущественно городского.
один из видов самостоятельной и независимой власти в государстве, представляющий собой совокупность организационно-функциональных механизмов государственного характера для реализации целей и задач государственной политики, закрепленных в законе.
Функции
Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ.
подзаконное регулирование; осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; административное право применение; осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; информационное обеспечение органов государственной власти.
Задание 2.
Во дворе многоэтажного дома подростки 13-ти лет играли в баскетбол. Ребята случайно попали мячом в окно квартиры, располагающейся на 1 этаже, и разбили стекло. Собственник квартиры предъявил родителям мальчиков счет на замену нового окна. Правомерны ли его действия? Аргументируйте свой ответ.
Ответ: Если ребенок действительно разбил стекло, с вас вправе требовать оплаты причиненного ущерба. Остальное зависит от обстоятельств причинения ущерба.
Задание 3.
Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы:
Во время занятия, обсуждая нормативно-правовую базу РФ, мнения студентов разделились. Один из студентов придерживается мнения, что нормативно-правовой акт - это обычай, установленный государством и именно он обязателен для всех. Другой обучающийся высказался о том, что нормативным правовым актом является решение суда по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. По
мнению третьей участницы дискуссии, нормативно-правовой акт - это основной источник права в государстве, который издается государственными органами и регулирует общественные отношения.
Вопросы:
1. 1) Определите, кто из студентов оказался прав? Охарактеризуйте термин «нормативно-правовой акт» и их виды.
Все участники дискуссии частично оказались правы. Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. Все нормативные акты можно разделить на следующие виды: закон; подзаконные акты; международные законы.
1. 2) Опишите иерархию нормативных правовых актов в РФ.
1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция, которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1991 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года. Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат: Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта); Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов). 2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/1 представителей субъектов РФ.
3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются: введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан; принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса; описание и использование государственной символики; порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ; назначение референдума. ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 1/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/1 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель. 4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты. 5. Далее идут федеральные законы (ФЗ). Процедура их принятия следующая: Госдума большинством голосов принимает ФЗ; Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов); Президент подписывает ФЗ; ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»; через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона. Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя Третями Принять Его И Направить Сразу Главе Государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/1 голосов. 6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона. 7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента. 8. К
ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов
3) Перечислите признаки и отличия нормативных правовых актов от других документов.
нормативный правовой акт исходит от государства (только государственные органы и специально уполномоченные государством должностные лица вправе принимать данный документ. Все нормативные правовые акты носят государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования); существует особый порядок (процедура) принятия этого документа; документ оформляется по установленной форме; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; содержание нормативного документа составляют правила поведения.
4) Предоставьте характеристику понятия высшая юридическая сила. Поясните, какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в РФ?
Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции. Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Задание 4.
Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы.
16-летний молодой человек увлекался граффити (от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.) Прогуливаясь со своей 14-летней сестрой, он решил произвести на нее впечатление, и стал рисовать баллончиком на железном ограждении. Сильно увлекшись, он не заметил, что на ограждении была установлена памятная доска известному русскому писателю. Он распылил краску на памятную доску. Молодого человека вместе с сестрой задержала полиция и предъявила обвинение в вандализме. При допросе сестра сказала, что
знает статью Конституции, и не будет свидетельствовать против своего брата.
Вопросы:
1. 1) К какому виду ответственности будет привлечен молодой человек? Перечислите меры данного вида ответственности, которые применяются на территории РФ?
Молодой человек будет привлечен к уголовной ответственности. В его отношении могут быть применены меры наказания штраф, арест, общественные и исправительные работы.
1.
2.
3.
4.
5.
6. 2) Представьте перечень статей, которые устанавливают наказание за данное правонарушение. Какой вид наказания последует за совершенное деяние для каждого участника правонарушения?
УК РФ214 наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или итог дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
3) Укажите статью Конституции РФ, которую имела в виду сестра нарушителя и представьте ее толкование.
Конституция РФ статья 51. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Задание 5.
Рассмотрите предложенные ситуации и определите, какие отрасли российского права и соответствующие нормативные правовые акты регулируют правоотношения, возникшие в перечисленных случаях? При необходимости перечислите статьи кодексов, федеральных законов, которые применяются в данных ситуациях:
1. 1) Супруги в процессе развода и решили поделить право на владение несколькими магазинами, которые они открыли совместно;
По Семейному кодексу имущество, которое муж с женой нажили во время брака, считается их совместной собственностью и при разводе должно быть поделено пополам. Но если один супруг после развода уехал на общей машине, а другой остался только с общим котом и не возражал против такого положения дел, то по прошествии трех лет отстоять свое право на машину, скорее всего, не сможет.
1. 2) Преподаватель и студент колледжа заключили между собой договор оказания услуг по репетиторству;
В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании. В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 271-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между: - организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); - организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение. Согласно ст. 414 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 271-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2011 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
1.
2. 3) Водитель легкового автомобиля превысил допустимый скоростной режим в населенном пункте, за что ему был начислен штраф.
Дела за превышение скорости, зафиксированные радаром, рассматривают полицейские. При повторном превышении скорости на более чем 60 км/ч или в спорных случаях инспектор может передать дело для разрешения мировому судье (ч. 1-2 ст. 21.1 КоАП).
1. 4) Родители подарили сыну на 18-летие легковой автомобиль
Гражданское право. Дог6овор дарения.
1. 5) Студент заочного отделения, который является сотрудником производственной компании, написал заявление на предоставление учебного отпуска на период сессии
Трудовой Кодекс РФ от 10.12.2001 № 197-ФЗ По нормам российского законодательства, сотрудник, работающий на предприятии или в организации, и одновременно с этим проходящий обучение в ВУЗе, может рассчитывать на получение отпускного времени на период обучения. Важно помнить, что компенсация предоставляется только по основному месту работы (ст.287 ТК РФ). Если сотрудник обучается сразу в двух учебных заведениях, то компенсация выплачивается только за обучение в одном из них по его выбору (ч.1 ст.177 ТК РФ). ТК РФ ст.177 ч.1 Работнику, совмещающему работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника). (часть третья в ред. Федерального закона от 02.07.2011 N 185-ФЗ)
1. 6) Покупатель принес в магазин бытовой техники LED-телевизор с браком на экране, спустя 5 дней после покупки, с целью возврата товара.
14 дней – срок, в течение которого можно вернуть или обменять товар надлежащего качества. Он отсчитывается со следующего дня после покупки (ст. 25 ЗОЗПП). Статья 25. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
1.
2.
3. 7) Отец и сын совершили разбойное нападение на магазин и разбили большую стеклянную витрину с подсветкой.
УК РФ ст.162 ч. 1. Разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 177-ФЗ)