Файл: История психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это же причина лежит в основе идеи, что простая субстанция не может получить начало естественным путём, поскольку она не имеет возможности образоваться посредством сложения.

В итоге всего этого можно сказать, что монады могут образоваться или погибнуть в один момент, иначе говоря, получить право на существование или погибнуть только через уничтожение, тогда как то, что сложно, зарождается или погибает по частям.

Кроме того, нет возможности пояснить, в случае чего монада изменяется в своём внутреннем существе посредством какого-либо иного творения. Это происходит потому, что в ней нельзя ничего переместить, исправить, уменьшить, увеличить, направить или усилить, как это возможно в сложных субстанциях, которым характерны изменения в отношениях между частями. Монады не имеют никаких отверстий, чтобы кто-то или что-то могло выйти или войти в них. Акциденции не могут и не умеют отделяться и двигаться вне этой субстанции, подобно тому, как это проделывали схоластики с чувственными видами. Отсюда вывод: ни субстанция, ни акциденция не могут проникнуть в монаду извне.

Но стоит отметить, что монады должны обязательно обладать свойствами любого рода, иначе они не смогут быть существами. Главная идея заключается в том, что простые субстанции должны отличаться друг от друга, в противном случае заметить какое-либо изменение в вещах было бы невозможно. В силу того, что всё, что составляет сложное, состоит из простого. Каждая монада должна отличаться одна от другой, в силу этого можно утверждать, что в природе не существует двух объектов, которые не отличны друг от друга по внутренним признакам или основанным на внутреннем определении.

Рационализм в учении Лейбница о монадах выразился в том, что постичь монады можно только разумом.

Столь же рационалистической является и теория познания Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма. Он выделяет два рода истин: «истины разума» и «истины факта»:

«Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Но Лейбниц в отличие от Декарта считает, что врожденные идеи не даны сразу ясно и отчетливо, а находятся в интеллекте в зародышевом состоянии и лишь постепенно развиваются до полного осознания. Особенностью «истин разума»
выступает их всеобщность и необходимость, что, характерно, прежде всего, для логического и математического знания.

«Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» Лейбниц считает индукцию. К «истинам факта» он относит законы природы, открываемые естествознанием. Признавая роль «истин факта» в человеческом познании, Лейбниц тем не менее наделяет «истины разума» более высоким статусом.

Рационалистическая система Г.В. Лейбница явилась завершением рационалистической тенденции в философии XVII в. и предшественницей немецкой классической философии.