ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов экономики и управления
(наименование института полностью) |
38.03.03 Управление персоналом |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Управление персоналом |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 4
по учебному курсу «Психология»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Александр Коновалов | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | УПбвд-2101а | |
| | |
Преподаватель | Румянцева Надежда Максимовна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 4
Тема 2. Структура психики. Психические процессы, состояния и свойства
Задание
На основе анализа учебной литературы выделите основные особенности психических познавательных процессов. Выберите необходимые вам переменные и заполните таблицу 4.1.
Таблица 4.1
Когнитивный процесс | Сущность процесса (определение, его структура) | Виды | Свойства | Формы | Показатели | Факторы влияния |
Ощущение | простейший психич. процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материаль.мира,а также внутренних состояний организма при соответ.воздействии раздражителей на соответ. рецепторы | 1. Проприоцептивные 2. Интерорецептивные 3.Экстерорецептивные | 1.Интенсив-ть 2. Качество 3.Продолж-сть 4. Последствие 5. Адаптация 6.Пространствен локализация 7.Наличие порогов ощущения | 1.зрительные 2.вкусовые 3.осязательные 4.слуховые 5.обонятельные | | |
Память | процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что чел. отражал, делал, переживал | 1.По характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, словесно-логическая 2.По характеру целей деятельности: непроизвольная или произвольная. 3. По продолжительности удержания материала: долговременная, кратковременная, оперативная, мгновенная. 4. В зависимости от приемов запоминания: механическая или логическая. | 1.запоминание 2сохранение 3.воспроизведение 4.забывание 5.узнавание | 1.долговременная 2. кратковременная 3.оперативная 4. мгновенная | | |
Восприятие | отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении | 1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической. 2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные. 3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п | 1.избират-ть 2.предметность 3.апперцепция 4.осмысленность 5.константность 6.целостность | 1.Зрительное 2.Слуховое 3.Осязательное | | |
Мышление | психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предм. и явлений объектив. мира. | Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное. Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия | 1анализ 2.синтез 3.сравнение 4.абстрагирование 5.обобщение 6.конкретизация 7.классификация 8.систематизация | 1.Теоретич-кое 2.Понятийное 3.Образное 4.Практическое 5.Наглядно-образное 6.Наглядно-действенное | | |
Воображение | психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. | Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение. | Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей. 2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность. 3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. 5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики. | 1.воссоздающее 2.творческое | | |
Речь | процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи – язык – средство общения. | 1.устная (монолог, диалог (тематический диалог = беседа)) 2.письменная, внутренняя (=проговаривание, предназначена для обслуживания мышления конкретного человка) | 1.содержат-ть 2.понятность 3.выразит-ть 4.действенность | Устная и письменная | | |
Внимание | избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Не имеет специального нервного центра. Сложная психическая функция. Характеризует общий склад личности, социальную направленность человека. | 1.Преднамеренное – возникает в рез. сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью. 2.Сосредоточенное – внимание, направленное на к-л 1 объект / вид деятельности: динамическое / статическое. 3.Непреднамеренное – выз-ся внеш. причинам, такими как интенсивность раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта. | 1.концентрация (сосредоточиться на главной задаче) 2.избирательность (сосредоточиться на важных предметах – таможня), 3.распределение (иметь в сознании несколько разнород. объектов), 4. объем (количество объектов в сознании, воспринимаемые одновременно с одинаковой четкостью), -- интенсивность, 5. устойчивость (спос-ть задерживаться на восприятии дан. объекта), 6.отвлекаемость (отсутствие волевого усилия и интереса к объекту/деятельности), 7.сосредоточенность (удержание внимания на одном объекте), 8. переключаемость (быстро выключаться из одних и включаться в др. виды деятельности). | 1.преднамеренная 2.сосредоточенная 3.непреднамеренная | | |
Рекомендации по выполнению задания:
1. Ознакомиться с основными психическими познавательными процессами, описанными в электронном учебнике и в учебной литературе, рекомендованной для изучения.
2. Выделить основные особенности психических познавательных процессов согласно заголовкам столбцов таблицы. Заполнить таблицу 4.1.
3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.