Файл: Чичиков у скряги Плюшкина. Читаем шестую главу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план

Раздел V

Сатира на общество

ФИО педагога

Выдыбида Т.Э.

Дата:




Класс 9 «Б»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: Чичиков у скряги Плюшкина. Читаем шестую главу

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;


Цели урока

Познакомить учащихся с с содержанием произведения и образом Чичикова

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Ресурсы

Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды. (К) Подарите улыбки друг другу. Приятного вам учебного дня!

II. Актуализация знаний.

- С какими героями поэмы н. В. Гоголя мы уже познакомились?

- В какой последовательности предстают перед нами помещики? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич)

- Случайно ли автор знакомит нас с ними именно так? Почему? (Такое знакомство с помещиками обусловлено замыслом автора: показать героев по мере «омертвения» их душ)

- Какими художественными приёмами пользуется Н. В. Гоголь для создания образов помещиков? (Описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки)

- Каким, на ваш взгляд, может быть помещик, представленный в 6 главе? Каковы ваши предположения?

- Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков?

- Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала?

- Кстати, вы прекрасно знаете: Н. В, Гоголь задумал написать «Мёртвые души» в трёх томах и в конце произведения, наряду с Чичиковым, мыслил возродить и Плюшкина.


Прогнозирование учащимися темы урока.




Компьютер. Интерактивная доска





ФО Словесная похвала

Взаимооценивание



Середина урока



III. Изучение нового материала.

- Давайте проследим, какими художественными приёмами пользуется автор для создания образа помещика. Есть ли какие-либо отступления, если сравнивать с изображением других героев? (Художник слова пользуется теми же основными приёмами для изображения Плюшкина, что и в предыдущих главах)

- В каждом приёме присутствует яркая деталь, на какую мы обращаем внимание. С какой целью автор вводит их в повествование? (Как можно ярче изобразить помещика, подчёркивая его основные черты характера)

- С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.

- Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? ( Использует сравнение: «многие крыши сквозили, как решето», «на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер», «окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном»)

Словарная работа: зипун – крестьянский кафтан из домодельного сукна.

- Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: «опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся»)

- Обратите внимание на описание господского дома, на чём автор фиксирует внимание? (Сравнение – «дряхлый инвалид», антитеза: «замок - инвалид»)

- А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)

- Что представляет собою описание сада? (Использование оксюморона: сад «один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении»)

- В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова)

- Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

- Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? («Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере…»)

- Обратимся к описанию помещика. Какая самая живописная деталь портрета? (Нельзя определить пол фигуры, глаза ещё не потухнули: «маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: «словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош»)

- Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: «Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать…»)

- Как называет Гоголь своего героя? («и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве») А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

- Что же, по вашему, тогда «прореха на человечестве»? (Что-то ненормальное, патологическое)

- Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

- Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать? (Отношение к запасам в своём хозяйстве, отношение к детям и внукам, сцена торговли с Чичиковым)

- Обратите внимание на эпизод, когда Плюшкин вспоминает своего знакомого. (По его лицу скользнул какой-то тёплый луч)

- Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова? (Он РАЗМЫШЛЯЕТ)

- Прочитайте, каковы размышления Плюшкина? («Я ему подарю, - подумал он про себя, - карманные часы: ведь они хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек ещё молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, - прибавил он после некоторого размышления, - лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне»)

Словарная работа: духовная - грамота (завещание), содержащая распоряжения об имуществе на случай смерти.

- Это размышление наедине с самим собою без передачи вслух называется внутренним монологом. (Запись литературоведческого термина в тетрадь) Случайно ли это? Кто ещё из помещиков размышляет? У психологов есть утверждение, что человека уважают за его мысли. Согласны ли вы с этим утверждением?

IV. Закрепление изученного материала.

- Давайте обратимся к жанру «Мёртвых душ». (Это поэма, по определению самого автора) Какие признаки поэмы вы знаете? (Лирические отступления. В главе о Плюшкине таких отступлений – два!)

- С чего начинается 6 глава? (С лирического отступления – размышления о юности)

- От чьего лица ведётся размышление? (От лица автора)

- В какой тональности ведётся повествование? (Мажор и минор)

- Почему начинается глава с этого лирического отступления? (Содержится скрытый намёк на жизнь героя)

- А где и каким образом это раскрывается? (Предыдущая жизнь Плюшкина) Давайте обратимся к тексту поэмы.

- Есть ли ещё лирическое отступление в главе? Найдите его? («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком… Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!...») На каком этапе развития сюжета Гоголь вставляет его? (Когда собирается уезжать Чичиков, а Плюшкин пишет письмо)

- Почему именно здесь? (До чего дошёл Плюшкин, он растерял всё, что имел в юности, потерял цель в жизни, а потому и деградировал, но ведь только живой человек может возродиться)

- Прокомментируйте мысли автора, выделите ключевые слова, прочитайте выразительно.

Подведение итогов урока.

- Оправдались ли ваши предположения относительно образа Плюшкина?

- Возможно ли возрождение героя. Порассуждайте над этим.

- Чем оправдывается применение художественных приёмов, а также деталей для создания образов помещиков? (Вера Гоголя в человека, гуманистический пафос творчества его, да и само название «Мёртвые души» предполагает какой-то процесс)


Учащиеся

отвечают на вопросы, выполняют задания.

-Схема сюжетной организации поэмы

- Определить художественное время


Учебник Презентация



взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ.

Рефлексия



Рефлексия