Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теория и методика инклюзивного образования Практическое задание 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теория и методика инклюзивного образования

Практическое задание 10

Выполнил:

Обучающийся Носова Юлия Вячеславовна

Преподаватель:

Александрова Марина Олеговна

Пермь - 2023

Задание 1

  1. Я согласна с позицией Л.С. Выготского. Люди, которые родились с какими-либо дефектами заинтересованы в самосовершенствовании, исправлении своих недостатком и стремлении к совершенствованию своей личности.

  2. Положение Л.С. Выготского носит ключевой смысл инклюзивного образования. Все дети равны, каждый ребенок по-своему талантлив и одарен.

  3. Вопросы:

К чему приводит сверхкомпенсация?

Как упражнялся в произношении речи Демосфен?

Какой главнейший закон был сформулирован?

Задание 2

Методические рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями слуха

1.Обеспечение комфортного получения информации (слухо-зрительное восприятие речи педагога и сверстников, письменные инструкции, сопровождение объяснений педагога схемами, наглядными пособиями, использование мультимедийных средств, сурдоперевод и др.);

2.Контроль рабочего состояния слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов;

3.Возможность реализации предварительной словарной работы – знакомство с лексикой, относящейся к организации деятельности по направлению дополнительного образования, и словарем, позволяющим работать над конкретным проектом;

4.Обеспечение поэтапного объяснения при выполнении сложного многоступенчатого действия (изображение предмета/объекта, разработка и реализация технического проекта и др.);

5.Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий детям с нарушениями слуха;

6.Использование при освоении программы различных ориентиров (схемы, таблицы, условные знаки и др.), облегчающих усвоение материала; 7.Организация рабочего места с удобными подходами к столам, оборудованию и возможностью видеть всех участников образовательного процесса, а также все элементы образовательного пространства; 8.Подключение сурдопереводчика на занятии при необходимости.


Методические рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями зрения

1.Соблюдение офтальмо-гигиенических требований (наличие необходимого освещения и /или индивидуальных источников света; регуляция светового потока, например, при помощи жалюзи; запрет на использование глянцевых поверхностей и др.);

2.Организация образовательного пространства – удобные подходы к столам, оборудованию, рабочее пространство с разметками (линии при занятиях танцами и др.), наличие рельефных изображений, тактильных наглядных пособий, а также учебных материалов (в т.ч. презентации) в соответствии с требованиями к типу и размеру шрифта, цвету фона и контрастности изображений, необходимого специального программного обеспечения (увеличенные шрифты и курсор, экранная клавиатура и т.д.); 3.Использование специального оборудования (цифровая аудио/текстовая запись и др.);

4.Необходимость применения различных ориентиров, облегчающих усвоение материала (тактильно-осязательные, зрительные, звуковые и др.);

5.Обеспечение поэлементного показа/объяснения при обучении сложному многоступенчатому действию (изображение предмета/объекта, разработка проекта и др.);

6.Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий;

7.Подключение тьютора при необходимости.

Методические рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями речи

1.Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи («он говорит неправильно», «не говорите так, как он» и т.д.) и допускать подшучивание и повторение дефекта сверстниками, одноклассниками;

2.Отношение к обучающимся должно быть ровным, спокойным, доброжелательным;

3.В отношениях необходимо придерживаться позитивной модели, подчеркивать успехи, значимые достижения;

4.При общении рекомендуется говорить негромко, медленно, спокойно, мягко, не слишком быстро и не слишком эмоционально;

5.На первых этапах включения в образовательный процесс стараться использовать в учебных заданиях простые фразы, понятные обучающимся;

6.Работа над пониманием предложений, текста (вопросы, задания, инструкции, упражнения и т.д.) происходит постоянно и предполагает следующее:

– не использовать перефразирование при постановке вопросов;



– давать дополнительное время на осмысление вопроса и формулировку ответа, выполнение заданий;

– для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию;

– в определенный временной отрезок на занятии предлагать только одно задание или уменьшать объем выполняемого задания, чтобы обучающиеся могли его завершить;

– инструкции по выполнению заданий должны быть «пошаговыми», более подробными;

– стимулировать обучающихся к вербальному общению во время занятий в соответствии с возможностями обучающегося и при консультативном сопровождении логопедом, дефектологом;

7.Мотивировать обучающихся с нарушениями речи к деятельности, требующей концентрации внимания и поощрять за ее выполнение;

8.При организации образовательного процесса предусмотреть возможность модификации и адаптации учебной программы – вариативность (взаимозаменяемость / сокращение / увеличение) компонентов обучения, отдельных тематических разделов, реализацию концентрического подхода использования соответствующих методик и технологий, выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков освоения АДОП;

9.Применение наглядных методов обучения для полисенсорной основы восприятия информации;

10.Определенные последовательность и поэтапность действий на занятии, сопровождаемые схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками;

11.Включение родителей в образовательный процесс.

Методические рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями интеллекта

1.Использование для обучения преимущественно игровой формы;

2.Обучение на предметно-действенной основе;

3.Максимальное упрощение материала и его представление материала в виде детальных элементов;

4.Обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование различных модальностей для удержания внимания детей;

5.Постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной инструкции;

6.Многократное повторение изучаемого и усвоенного материала занятий и его использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях;

7.Эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации успеха при выполнении заданий;


8.Подключение тьютора при необходимости.

Задание 3

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать требования, которые разработаны и представлены в концепции развивающей среды, однако, особую значимость, на мой взгляд приобретают следующие принципы:

  1. Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети самостоятельно могут определять содержание деятельности и активно решать разнообразные задачи.

  2. Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности.

  3. Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

  4. Развитие коммуникативных возможностей. Развитие коммуникативных возможностей имеет особую значимость для особого ребенка. Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий.

  5. Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:

- компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);


- оздоровительной направленности - для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;

- комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Устройство, содержание и организация работы дошкольных образовательных учреждений и (или) групп компенсирующей и комбинированной направленности должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и требованиям настоящей главы.

Размещение помещений для воспитанников специальных дошкольных образовательных организаций (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и другие) должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания и к игровой площадке.

Территория специальной дошкольной образовательной организации должна иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

Все подъезды и подходы к зданию в пределах территории дошкольной организации, должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

Единый комплекс образовательных организаций (детский сад - школа) допускается размещать на одной территории.

На территории дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 градусов, ширина дорожек и тротуаров - не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха.

На территории дошкольной образовательной организации для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения детей должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка - на высоте 15 см.

Объекты (деревья, кустарники, столбы и другие), находящиеся на территории дошкольной организации не должны быть препятствием для ходьбы, прогулки и игр детей.

Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий, шероховатая поверхность которых служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5 - 15 см).