Файл: Понятие таймменеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.
Понятие тайм-менеджмента
Рассматривая современного человека и его ритм жизни, можно отметить, что ключевое место в формировании системы личной эффективности занимает управление временем.
Управление временем является неотъемлемой частью системы личной эффективности и продуктивности для любого человека, независимо от его социального статуса или профессиональной сферы деятельности.
У каждого из нас есть цели и есть некоторые аспекты, которые затрудняют их достижение. К таким аспектам можно отнести слишком быстрый темп жизни, особенно в больших городах. Также затрудняет достижение целей и большое количество информации, которое мы получаем ежедневно. Стоит отметить, что среди этого огромного объема информации нам необходимо отсортировать только ту, которая нам нужна или может понадобиться в дальнейшем. Рассматривая цели, необходимо отметить, что у всех они разные. Кто-то хочет получить повышение по службе, кто-то рассматривает воспитание детей как самый важный и ключевой аспект жизни. Некоторые мечтают о реализации собственного бизнес-проекта.
Несмотря на такое разнообразие личных целей, проблемы в их достижении существуют у всех, и для их решения необходимо правильно использовать тайм-менеджмент.
Использование тайм-менеджмента поможет не только в достижении целей, но и может способствовать повышению личной эффективности сотрудников.
Тайм-менеджмент – это набор подходов и приемов, цель которых – сделать так, чтобы человек, изменив свой подход к планированию, постановке целей и задач, самомотивации, режиму дня, самоорганизации, изменил через более качественную работу с задачами уровень своей жизни в лучшую сторону.
С английского термин «тайм-менеджмент» можно перевести как управление временем. Но на наш взгляд, это неподходящий перевод, так как он не передает в полной мере смысл термина.
Само понятие «тайм-менеджмент» происходит от английского time management и означает технологию организации человеком своего времени и увеличения эффективности его использования. Если говорить более конкретно, то тайм-менеджмент подразумевает под собой действие или совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определённые виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность.
Тайм-менеджмент включает в себя широкий спектр действий, в числе которых:

постановка целей;

планирование и распределение времени;



делегирование задач и управление ресурсами;

анализ затрат времени;

фиксация времени;

приоритизация;

составление списков и многие другие.
В начале своего появления управление временем касалось только сферы трудовой деятельности или бизнеса. Но по мере развития термин стал расширяться и включил в себя и различные аспекты личной деятельности человека. Сегодня тайм-менеджмент является необходимой составляющей развития абсолютно любого проекта, т. к. служит определяющим фактором при расчёте его масштаба и времени, требуемого для его реализации.
В России об управлении временем впервые начал говорить революционер и общественный деятель А.К. Гастев, который в 20-х годах XX столетия был директором Центрального института труда. Он начал развивать идеи о личной эффективности человека и об эффективном использовании времени.
Уже в начале 70-х годов появился первый метод, позволявший управлять личным временем, под названием «Хронометраж». Со временем тема стала стремительно набирать всё больше сторонников и внедряться в разные сферы деятельности людей. Всё это привело к тому, что тайм-менеджмент стал самостоятельным направлением, а в 2007 году в Московской финансово- промышленной академии (сегодня – университете) была создана кафедра тайм-менеджмента.
Управление временем имеет свою структуру, состоящую из нескольких важных процессов:

анализ;

разработка и составление стратегий;

целеполагание;

планирование и приоритизация;

реализация процесса;

контроль достижения целей.
Важно заметить, что управление временным ресурсом позволяет эффективно распоряжаться не только рабочим временем, которое является основной частью жизни обычного человека, но и свободным временем, которое человек использует для отдыха. Применяя его в повседневной жизни, можно гораздо эффективнее организовывать свой быт, планировать выходные, устраивать различные мероприятия. Умело распоряжаясь своим временем, человек может из своих выходных сделать даже мини-отпуск. Всё вместе это очень положительно сказывается на эмоциональном, психическом и физическом здоровье человека и значительно улучшает его жизнь.
На сегодняшний день созданы и успешно функционируют специальные школы по обучению эффективному управлению временем. Стандартное обучение происходит по следующим основным темам:

стратегическое планирование;

тактическое планирование;

оценка личной эффективности;



оценка управленческой эффективности;

определение личной миссии как эмоционально мотивирующего фактора;

определение основных факторов для выработки собственного плана;

умение расставлять приоритеты;

инструмент Mind mapping;

обучение основам использования программного обеспечения, разработанного специально для планирования (MyLifeOrganized, MS Project, MS Outlook и другие программы);

анализ достигнутого;

изучение методик совершенствования процесса достижения целей.
Большое количество современных людей воспринимает тайм- менеджмент как нечто жесткое и деспотичное. Им кажется, что изучение тайм-менеджмента и следование принципам правильной организации времени заберет их свободу. Это неверное утверждение.
Изучение тайм-менеджмента в современном обществе как раз и является ключом к тому, чтобы увеличить степень свободы, которой вы обладаете.
Рассмотрим причины, почему изучение тайм-менеджмента является важной задачей для современного человека.
Причина 1. Закон времени в тайм-менеджменте
Идея закона времени не нова, и о ней есть много информации. Чтобы объяснить его влияние в контексте тайм-менеджмента, приведем несколько примеров:
1. Уже в IX веке нашей эры в Китае был известен рецепт пороха. В XV веке в Европе о порохе мало кто знал.
2. В XVII веке был готов первый вариант парового двигателя, но только в конце XIX – начале XX века паровые двигатели начали распространяться.
3. Официально первый ноутбук был изобретен в 1982 году. Прошло около 15 лет, и ноутбуки начали свое победное шествие по миру.
4. В 2007–2008 годах появился «Андроид». К 2012 году это была одна из самых популярных оперативных систем (ОС) для смартфонов.

Что показывают эти примеры?
Посмотрите на сроки между появлением технологии на свет и началом ее массового использования на различных этапах истории человечества. В первых двух примерах промежутки исчисляются веками. В третьем – десятилетиями, в четвертом – уже годами.
На протяжении веков поколения менялись раз в 25 лет (средний возраст, когда дети вырастают и у них появляются свои дети). Это число всегда было и остается неизменным.
Технологии такой тенденции не были подвержены. Раньше информация менялась и распространялась на протяжении веков. То есть частота смены информации была больше частоты смены поколений. Что это означало для людей?
Если где-то жил кузнец и у него родился сын, то он мог научить сына кузнечному делу, и сыну этих знаний вполне хватало, чтобы до конца жизни быть кузнецом и зарабатывать себе на жизнь.


Постепенно с ростом технологий информация стала распространяться быстрее. И наступил момент, когда частота смены информации сравнялась с частотой смены поколений (это произошло в первой половине XX века).
С этого момента начался колоссальный рост скорости распространения информации и изменения информационных реалий. И новому поколению уже стало недостаточно тех знаний, которые они получили в детстве, чтобы выживать в современном обществе, так как технологии стали быстро устаревать.
То есть тысячелетиями формировавшаяся психика людей, которая привыкла к медленной смене информации, стала вынуждена много учиться, чтобы дать возможность своему носителю выжить.
Большинство людей оказались не готовы к этому. И в результате стало возникать большое количество стрессов, которые негативно сказываются на жизни и здоровье людей.
Чтобы этим стрессам противостоять и научить себя правильно взаимодействовать со скоростью изменения информации, необходимо обучиться правильно организовывать свое время. Именно этим тайм- менеджмент и занимается.
Причина 2. Массовая смена парадигмы
Культура формирует общество и восприятие людей. Веками культура в различных частях мира определялась доминирующей религиозной парадигмой. По факту религия сильно влияла на тип психики и семейное устройство индивидуумов и целых народов.
Например, тип психики белорусов, украинцев, россиян в основной массе языческо-православный (смесь православия и языческих традиций предков).
Именно с этим психологи связывают большое количество конфликтов в семьях между мужем и женой. Так как православие подразумевает главенство мужчины, а язычество – равноправие полов или в ряде случаев главенство женщины. Вот и получается столкновение двух парадигм.
В Англии была распространена протестантская парадигма. В целом протестантская парадигма мышления больше других христианских парадигм направляет человека на бизнес, социальные достижения, материальное благополучие потомства.
Из Англии эта парадигма перекочевала в Америку. А оттуда начала свое продвижение по всему миру. В результате весь мир (особенно мир современного бизнеса и офисов) стал, в каком-то смысле, протестантским. И чтобы в нем существовать, нужно под него подстроиться. Вот тут как раз без тайм-менеджмента не обойтись. Потому что во многом он стал ответом нашей психики на давление данной парадигмы.

Для чего подстраиваться под существующую систему – спросите вы? Не лучше ли жить своей жизнью?
В своей массе люди считают себя счастливыми тогда, когда они попадают под определенные рамки, как того требует от них общество. Вы, конечно же, можете уйти в тайгу и там жить своей жизнью. Но станете ли вы

от этого счастливее? Гораздо логичнее найти свое место в существующей парадигме.
Поэтому все больше компаний стараются обучить своих сотрудников тайм-менеджменту. Это направление становится все более востребованным, так как способствует правильному взаимодействию с новой парадигмой.
Применение тайм-менеджмента
В современном мире личное время – это ключевой ресурс человека, зачастую имеющий гораздо более высокую стоимость, чем деньги, поскольку оно, в отличие от них, не может быть накоплено или восстановлено. Именно поэтому умение наилучшим образом использовать своё время и управлять им представляет существенную ценность для любого человека. И важно научиться применять этот навык во всех сферах жизни: работе, бизнесе, творчестве, семейных отношениях и т. д.
Навык управления временем предоставляет человеку огромное количество самых разных преимуществ. Ниже мы перечислим лишь некоторые из них.
Итак, человек, умеющий управлять своим временем:

значительно чаще остальных достигает поставленных целей;

достигает своих целей в разы быстрее, чем люди, не обладающие таким навыком;

способен достичь успеха в любой сфере деятельности;

имеет гораздо больше времени на отдых, нахождение с близкими и занятие любимыми делами;

способен выполнять множество различных дел в течение короткого промежутка времени;

имеет возможность увеличить свои доходы, создать капитал и отойти от дел как можно скорее;

может избавиться от ощущения постоянной усталости и укрепить своё здоровье;

гораздо меньше подвержен влиянию стрессов и негативных факторов;

позитивно воспринимает окружающий мир и происходящие в нём события;

может уделять больше времени духовному развитию и самосовершенствованию;

всегда имеет чёткий план действий;

обладает внутренней свободой и имеет возможность выбора;

способен создавать благоприятные условия и самостоятельно контролировать свою жизнь.
Это лишь часть того положительного влияния, которое оказывает умение управлять временем на жизнь человека. Не просто так существует мнение о том, что люди, которые не знают, как им распределить своё время, не могут найти ни одной свободной минуты и постоянно чем-то заняты, но вся их занятость не приносит никаких толковых результатов. А люди, способные умело распоряжаться своим временным ресурсом, всегда могут выделить
время для чего-то или для кого-то, и все их дела непрерывно продвигают их к их целям и достижению успеха.
Если вы познакомитесь с особенностями жизни и работы успешных людей, то непременно обнаружите, что все они, как один, говорят о том, что самый ценный актив, которым обладает человек, – это его время, и наверняка заметите, что все они ведут ежедневники, составляют планы, продумывают дальнейшие шаги и занимаются этим постоянно. У них всегда полно идей, а количество их дел просто поражает. Но одновременно с этим они счастливы, улыбчивы, позитивно настроены; всё, что они делают, они делают с энтузиазмом и получают от этого удовольствие; а также обладают крепким здоровьем. Если вы являетесь человеком, который стремится к саморазвитию и личностному росту, то велика вероятность того, что и вы хотели бы достичь подобных результатов. Вы можете это сделать: нужно только поставить себе цель – научиться качественно использовать своё время.
Ни для кого не секрет, что все мы от рождения обладаем набором различных способностей и предрасположенностей. Но у всех, конечно же, эти способности и предрасположенности различны, и в то время как одни люди изначально склонны к тому, чтобы эффективно управлять временем своей жизни, другим приходится этот навык развивать и оттачивать. Как бы то ни было, сделать это можно. И снова радостная новость – вы можете это сделать самостоятельно, не прибегая к тому, чтобы проходить обучение в специализированных заведениях или покупать дорогостоящие обучающие курсы. Причём совсем не обязательно обладать каким-то особым талантом или гениальностью.
Людям, которые хотят понять, что такое тайм-менеджмент, проще воспринимать это как набор советов и приемов, которые могут сделать их жизнь и работу лучше.
Первые шаги при изучении тайм-менеджмента
Для тех, что хочет изучить тайм-менеджмент, дадим совет по трем простым шагам, которые для этого можно сделать:
1. Начать записывать задачи.
2. Обязательно выполнять запланированное на день.
3. Начать планировать по правилам тайм-менеджмента три раза в день.
Шаг 1. Начать записывать задачи
Сложно удержать весь объем поступающей человеку информации в голове. Поэтому полезно иметь специальный источник, в котором можно хранить все свои задачи. Этот источник позволит вам лучше ориентироваться в ваших делах.
Шаг 2. Обязательно выполнять запланированное на день
В результате проведенного исследования выяснилось, что люди, которые выполняют запланированное на день (даже если их планы были минимальными), в целом улучшают свои волевые способности и способность завершать задачи в срок.