Файл: Основы лицензирования недропользования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

Факультет: Нефти и газа

Кафедра: «ГОиС»

Группа: 62-21











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Тема: Основы лицензирования недропользования


Выполнил: студент группы 62-21 Родионов П.М.


Проверил: к.фил.н., доцент Сабаева Э.К.

Альметьевск 2017г.
Содержание
1. Введение

. Структура недропользования и лицензирования месторождений

. Основные положения лицензионного соглашения

. Заключение

Список литературы

1. Введение
В современном правовом регулировании отношений по использованию недр законодателем применяется широкий спектр правовых средств. В основу отношений по предоставлению права использования недр положена разрешительно-лицензионная система, которая позволяет сформировать взаимовыгодные отношения партнерства государства и частного сектора. Правовой институт лицензирования является одним из средств обеспечения рационального недропользования, реализуемых посредством административных процедур, все активнее внедряемых в правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, в том числе органов управления недропользованием. Поэтому изучение правового регулирования лицензирования недропользования является весьма актуальным, учитывая важность использования недр для российской экономики. В правовой науке изучению лицензирования недропользования были посвящены многие диссертационные работы и научные публикации, однако указанная тема и сегодня не утратила актуальности.

Использование ресурсов недр подлежит лицензированию. Федеральный закон РФ “О недрах” в ст.15 устанавливает, что государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, задачами которой является обеспечение: практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты национальной безопасности Российской Федерации; социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан РФ; равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;
развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий и защиты их права пользования недрами.

Приведенное законодательное определение системы государственного лицензирования пользования недрами представляется не очень удачным. Едва ли справедливо любую систему рассматривать как “порядок”. Предпочтительнее было бы определить систему государственного лицензирования пользования недрами как совокупность организационных и научно-технических мероприятий, направленных на организацию предоставления недр в пользование, государственное удостоверение возникновения, изменения и прекращения прав пользования недрами и контроль за реализацией недропользователями своих прав и исполнением обязанностей.

Все вопросы, связанные с принятием решений о проведении конкурсов, предоставлении, переоформлении и аннулировании лицензий на право пользования участками недр с целью добычи углеводородного сырья, благородных металлов, алмазов и других основных видов полезных ископаемых, решаются Министерством природных ресурсов РФ.

Цель контрольной работы - ознакомление с теоретическими основами недропользования и лицензирования, нормами и институтами современного законодательства о недрах.

Актуальность темы контрольной работы заключается в рациональном и комплексном использования и охраны недр.

Задачей контрольной работы является определение действия механизма лицензирования недропользования.



2. Структура недропользования и лицензирования месторождений



Система федерального законодательства о недропользовании состоит из Конституции РФ, федеральных законов по предметам ведения РФ, федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными федеральными органами государственной власти.
В Конституции РФ недра рассматриваются как один из видов природных ресурсов, наряду с землей, водными и другими природными ресурсами.

Конституция РФ определила, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9). В то же время ФЗ «О недрах» установил исключительную государственную собственность на недра.



Основным нормативным актом в сфере недропользования является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в посл. ред. от 26.07.2010 N 186-ФЗ). Закон РФ «О недрах» вследствие последних изменений базируется на принципах устойчивого развития РФ, защиты интересов будущих поколений граждан, интересов обороны и безопасности государства. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ. Настоящий закон содержит в себе 52 статьи и семь разделов.

Преамбула содержит определение понятия «недра», а также характеристику предмета регулирования и сферы действия закона.

В первом разделе «Общие положения» отражены правовое регулирование отношений недропользования, компетенция органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, а также даются понятия о собственности на недра, государственном фонде недр, участках недр федерального значения. Во втором разделе «Пользование недрами» рассматриваются виды пользования недрами и ограничения по ним, участки недр, предоставляемые в пользование, сроки пользования участками недр. Прописан порядок предоставления недр в пользование, основание и порядок досрочного прекращения права пользования недрами, а также основные права и обязанности пользователя недр. Кроме того, дается понятие о государственной системе лицензирования, видах лицензии, её содержании и неотъемлемых составных частях.

В третьем разделе «Рациональное использование и охрана недр» предъявляются основные требования по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Прописан порядок разработки месторождений полезных ископаемых (МПИ), условия землепользования, ликвидации и консервации предприятий по добыче МПИ. Приведен перечень объектов подлежащих государственному учету, регистрации, экспертизе, кадастру, балансу и др. в рамках обеспечения рационального пользования недрами.

В четвертом разделе «Государственное регулирование отношений недропользования» прописаны задачи государственного регулирования и управление отношениями недропользования, порядок осуществления государственного контроля за безопасным ведением работ, за рациональным использованием и охраной недр.

В пятом разделе «Платежи при пользовании недрами» указаны виды и система платежей, порядок и размеры сборов и платежей.


В шестом разделе «Ответственность за нарушение настоящего Закона» прописаны виды ответственности за различные нарушения, порядок разрешения споров и возмещения причиненного вреда.

В седьмом разделе «Международные договоры» указывается о приоритете международного договора РФ перед настоящим Законом.

Следует отметить, что в Закон о недрах неоднократно вносились изменения, которые в большинстве своем носили уточняющий характер.

Основным нормативным правовым актом, который регулирует отношения по лицензированию хозяйственной деятельности в Российской Федерации, является «Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В отношении лицензирования недропользования данный закон не противоречит ФЗ РФ «О недрах», а дополняет его и указывает на то, что все виды недропользования по геологическому изучению недр, разработке МПИ, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованию особо охраняемых геологических объектов, сбору минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов подлежат лицензированию. Намного более детально вопросы лицензирования отдельных видов недропользования урегулированы в подзаконных актах, а также определяются инструкциями Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве РФ.

Одним из них является положение о порядке лицензирования пользования недрами, которое разработано в соответствии с ФЗ РФ «О недрах» и утверждено постановлением ВС РФ 15 июля 1992 г. N 3314-1(ред. от 26.06.2007г.). Настоящее положение состоит из девятнадцати разделов и имеет следующую структуру:

Таким образом, федеральные законы РФ «О недрах», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положение о порядке лицензирования пользования недрами являются основными документами в вопросах недропользования и лицензирования месторождений нефти и газа.

3. Основные положения лицензионного соглашения



В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Лицензия включается в себя установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемыми составными частями лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Таким образом, лицензия на недропользование - это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.


Выделяют следующие виды лицензий:

Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поиска и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Лицензия на разведку месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право на разведку недр предусматривается в лицензии на их добычу.

Лицензия на добычу ресурсов недр предоставляет право на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не предусмотрено в лицензии.

Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право ее владельца на использование определенных участков недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных, радиоактивных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, а также для размещения под- земных объектов и в иных целях.

Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей.

Содержание лицензии на геологическое изучение отличается лишь отсутствием обязательств по вводу месторождений в разработку и условий связанных с этим обязательством.

Лицензионное соглашение является неотъемлемой частью лицензии. Как правило, имеет следующую структуру:

Общие условия.

Описание участка недр. В данном разделе отражаются административная приуроченность участка недр, географические координаты угловых его точек, площадь и статус участка.

Условия пользования недрами. В данном разделе прописан комплекс работ, который обязуется выполнить Недропользователь.

Требования по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей природной среды и безопасному ведению работ. В данном разделе прописаны обязанности владельца лицензии вести мониторинг окружающей среды и состояния недр, обеспечить рациональное использование и охрану недр и др.