Файл: Ценностносмысловая позиция учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа по теме № 5

«Ценностно-смысловая позиция учителя»

Инструкция к выполнению практической работы

  1. Практическая работа рассчитана на 2 академических часа.

  2. Вам необходимо выполнить одно инвариантное задание и одно вариативное задание на ваш выбор.

  3. Максимальное количество баллов за два задания – 19.

  4. Критерии оценивания представлены в каждом задании.

Вариативное задание № 1. Проанализируйте педагогическую статью из периодической печати начала ХХ в. «О дурном расположении духа в наставнике».

В деле воспитания и учения, как известно, личность воспитателя и учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна; но наставник человек и подвержен общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их - весьма важная задача для наставника. Эта слабость встречается, к сожалению, довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он находится в дурном расположении духа.

Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает несправедлив, неумерен в своих требованиях.

Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего - дурного расположения духа.

(Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Лумиковым. – 1858 г.)

Согласны ли вы с позицией автора? Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком? С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи? В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?



Критерии оценивания

Баллы

1.

Наличие, точность формулировки общественной проблемы

0-2

2.

Обоснование актуальности/неактуальности обозначенной проблемы в современности

0-2

3.

Представлена и обоснована гуманистическая направленность идей автора публикации

0-2

4.

Обоснованность, убедительность аргументации своего мнения о том, как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком

0-2

5.

Грамотность речи

0-1

Максимальный балл

9



Вариативное задание № 2. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Работы ученого – золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения. Прочитайте внимательно отрывок из его статьи «О пользе педагогической литературы» и выполните задание.

К.Д. Ушинский писал: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами... Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях... педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей... Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...».

  • Представьте развернутое рассуждение, отражающее заданную тему, краткое обоснование позиции.

  • Выразите свое отношение к позиции автора и обоснуйте его.

  • Соотнесите ваше мнение с событиями, эпизодами школьной жизни. Постарайтесь раскрыть возможность (невозможность) переноса авторских идей в современную действительность.

  • Сделайте вывод о том, над чем необходимо работать современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства.

Работа оценивается в соответствии с критериями, предъявляемыми к сочинению-рассуждению.



Критерии оценивания работы

Баллы

1

Понимание смысла высказывания

 

 

Дано верное объяснение смысла высказывания. Ошибок в интерпретации нет

2

 

Дано в целом верное объяснение смысла высказывания, но допущена одна ошибка в его интерпретации

1

 

Дано неверное объяснение смысла высказывания или объяснение смысла высказывания в работе отсутствует

0

2

Наличие примеров-аргументов и личностного отношения







Выражено свое отношение к позиции автора, приведено не менее двух примеров-аргументов, которые соответствуют объяснению смысла высказывания

2




Выражено свое отношение к позиции автора, приведен один пример-аргумент, который соответствует объяснению смысла высказывания

1




В работе не приведено ни одного примера-аргумента, объясняющего смысл высказывания, или в качестве примера-аргумента приведена цитата без объяснения

0

3

В работе представлен вывод о том, над чем необходимо работать современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства




 

В работе представлен вывод о сущности педагогического мастерства и даны рекомендации современному учителю

2

 

В работе представлен либо вывод о сущности педагогического мастерства, либо даны рекомендации современному учителю

1

 

В работе отсутствует вывод о том, над чем необходимо работать современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства

0

4

Грамотность и логичность изложения




 

Текст выстроен логично, ошибки не затрудняют понимание текста

2




Есть нарушения грамотности/логичности изложения

1




Ошибки затрудняют чтение и понимание текста

0




Допущено более трех ошибок

0

5

Соблюдение этических норм







Этические ошибки в работе отсутствуют

1




Допущены этические ошибки (одна и более)

0




Максимальный балл

9



Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания.

Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

— Нет рецептов, друг мой,— сказал Яков Никифорович.— Нету. Как в тибетской медицине, все зависит от состояния больного: лекарство, доза, способ применения. И я не оракул, не Пифия и не Сократ. Из опыта подскажу, как бы я на твоем месте начал, а дальше — сам доедешь, а может, откажешься, найдешь свое. Сколько, наверное, есть дельных учителей, столько есть и методов... Вот я бы и начал с себя... Как? С себя — значит с муштры, самодисциплины. Без нее, Володя, не бывает подлинного учителя, и чем дурней, разболтанней достался класс, выше должна быть моя самодисциплина. Должен я стать если не героем, то уж таким образцом, что рот раскрывай, сплетничай, удивляйся, злословь. Да, люди всегда так: позлословят сначала, потом подражать начнут, потом — уважать. Авторитет не сразу растет. Его завоевывают. Что такое авторитет? Прежде всего, по-моему, хозяин слову. Сказал — сделал, обещал — выполнил, назначил срок — пришел минута в минуту. Иранская пословица говорит: «Если у тебя нет врагов, не наживай их невыполненными обещаниями». Видишь, и я вроде бы за поучительство принялся. Нет, не поучаю. Размышляю я... А самое важное — не читать мораль, в позитуру не становиться. Таких не любят. Будь непогрешим, но нигде не подчеркивай своей непогрешимости. И невозможна она. А если уж тебе мораль надо дать, преподнеси ее в виде афоризма. Я так всегда делал. Вот, к примеру, скажу, как бы между прочим: «Знаете ли вы, что такое поступок?» Смотрят: чего это он? «Ну, скажем, кто-то у кого-то рубль взял и не отдал... А поступок — ведь это много... Ведь это очень много! Говорят так: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу...»… Бывало, я... Смех вспомнить... Начал работу в детдоме при колонии. Ребята буйные, лодыри, хулиганы, запущенные. Всякие. И вот... Орал. Кулаком стучал. Из класса под микитки вытаскивал... Не мог понять, дурень,— слабость свою демонстрирую, слабость, забывал, что учитель. Да и не учитель я тогда был, так — преподаватель. Годы ушли, пока понял себя, потом их... Ты меня провидцем назвал, а я твою судьбу и угадал и предсказал случайно. Интуиция... Не больше. Она учителю — верховое чутье. Вижу: сидит парнишка, в глазах искорки. Учится не худо. Объяснять начнет, старается, чтоб я понял, и самолюбивый — у-у! Вот я и предсказал тебе. И ты не бойся предсказывать, ободрить словом... Не попадешь? А вдруг попадешь? Теперь о классе. Пойдем от сказанного... Сперва бы я попробовал у них родить привычку ходить в школу. А чтобы она взошла, поступок требуется. Пришел Иванов раз — похвали; заметь, обязательно заметь и похвали. Пришел два — опять похвали и в третий раз не скупись на доброе слово. Иванову нелегко, но он-то поймет, что ты о нем постоянно думаешь, заботишься. А похвала человеку — как растению поливка. Без этого нельзя. И прорастет потихоньку привычка. А еще, друг мой Володя, на уроки приходи не к звонку, а пораньше. За час, скажем... Я не ошибся. Да, за час... И сделай этот час нулевым уроком, вроде консультации для всех и по всем предметам... Так и объяви... Приходите учить уроки, беседовать, вопросы задавать. Конечно, эрудиция твоя должна быть на высоте. Без эрудиции какой ты учитель?! Нет эрудиции — бросай все. У нас вон одна учительница не знала, что такое антибиотики, так ведь над ней потешались, как над дурой... Говори с ними обо всем: о любви, о нуждах, о пустяках, о людях, задачи с ними решай, диктанты пиши, истории поучительные рассказывай, а на вечерах танцуй лучше всех и вальс и всякий там шейк. Одевайся красиво, не будь синим чулком. Не стиляжь, но и в монахи не лезь. И потянутся к тебе, поймут, что ты правдив и знающ, начнет расти твой авторитет, не авторитет — авторитетище. И ты увидишь самое главное — тебе начнут подражать, начнут говорить твоим голосом. Вот это, Володя, самое большое счастье учителя — увидеть в них свое отражение. Хороший учитель, Володя, должен быть еще и хорошим актером. Не в дурном смысле... Нет... Тут ничего плохого. Ведь они прежде всего зрители, ты перед ними стоишь, как на сцене. Так играй, чтоб тебе верили, не лги и не фальшивь. Вот и в театре, когда видим талантливую игру, разве не плачем? Не переживаем? А ведь великолепно известно каждому, что Отелло-актер не задушил Дездемону и что после спектакля они, может быть, пойдут куда-нибудь ужинать...

В тексте № 3 автор Н.Г. Никонов поднимает вопросы: «Что такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.

Ответ должен четко демонстрировать понимание автором авторитета учителя. При этом личное мнение может быть обосновано с использованием разных способов аргументации. В ответе могут быть описаны конкретные ситуации, в которых проявляется учительский авторитет, использованы ссылки на авторитетное мнение.



Критерии оценивания работы

баллы

1.

В тексте содержится ответ на поставленный вопрос

  1. – ответа на вопрос нет;

  2. - ответ не сформулирован прямо, но подразумевается;

  3. - ответ сформулирован нечетко;

  4. - ответ сформулирован четко

от 0 до 3

2.

Обоснованность личной позиции – наличие, выраженность

от 0 до 2

3.

Аргументированность:

использование разных систем аргументации

опора на свои личные аргументы или иные (авторитетные) мнения

от 0 до 3

4.

Грамотность речи

0-1

Максимальный балл

9


Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-to-teachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166

Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух учителей. Напишите свободное рассуждение, отражающее вашу ценностно-смысловую позицию на тему выбранного интервью, используя стратегию
LA «написать, чтобы прочитать»:

a) вступите в диалог с автором;

б) найдите отрывок, который, по вашему мнению, важен для автора. Прокомментируйте его и объясните, почему вы считаете его важным;

в) выскажитесь в поддержку утверждения, сделанного в тексте, или опровергните его.




Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом интервью

Баллы

1

Понимание смысла высказывания

 

 

Дано верное объяснение смысла высказывания. Ошибок в интерпретации нет

2

 

Дано в целом верное объяснение смысла высказывания, но допущена одна ошибка в его интерпретации

1

 

Дано неверное объяснение смысла высказывания или объяснение смысла высказывания в работе отсутствует

0

2

Наличие примеров-аргументов







Приведено не менее двух примеров-аргументов, которые соответствуют объяснению смысла высказывания

2




Приведен один пример-аргумент, который соответствует объяснению смысла высказывания

1




В работе не приведено ни одного примера-аргумента, объясняющего смысл высказывания, или в качестве примера-аргумента приведена цитата без объяснения

0

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения




 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

 

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

4

Композиционная стройность, смысловая цельность, речевая связность




 

Работа характеризуется композиционной стройностью, смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста, более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

5

Грамотность построения текста




 

Грубых ошибок нет

1




Ошибки затрудняют чтение и понимание текста

0

6

Соблюдение этических норм







Этические ошибки в работе отсутствуют

1




Допущены этические ошибки (одна и более)

0




Максимальный балл

10