Файл: Закон от 29. 12. 2012 n 273фз "Об образовании в Российской Федерации".pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативно-правовые акты в сфере образования
Общие нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
Классификация регламентирующих документов
Регламентирующие документы (РД) – официальные внутренние документы организации многократного применения, регулирующие ее деятельность в различных сферах.
Владелец регламента (регламентирующего документа) – должностное лицо организации или подразделения, в зоне ответственности которого находится контроль соблюдения данного регламента.
Локальные нормативные акты (ЛНА) – особая категория регламентирующих документов, содержащих нормы трудового права, регулирующих трудовые отношения и условия труда, характеризующих систему управления трудом в целом, для всех работников организации без исключения.
В зависимости от содержания, к категории ЛНА может быть отнесен любой документ за исключением документов нижнего уровня (Методики, Инструкции).
Примечание: Документы однократного применения, а также документы, имеющие в качестве адресата одного работника или группу работников, не являются регламентирующим, в т.ч. ЛНА, даже если они содержат нормы трудового права.
Например, Приказы о приеме на работу, увольнении, переводе, премировании, наложении взыскания не являются РД и ЛНА. Такие документы относятся к категории Правоприменительных актов.
Типы регламентирующих документов
В зависимости от объекта регламентации регламентирующие документы могут быть трех типов:
1. Организационные документы – регламентируют организационную структуру и систему управления организацией;
2. Нормативно-методические документы – регламентируют работу, процессы, действия;
3. Планово-учетные документы – регламентируют учетную политику, управляют материальными и финансовыми потоками.
Виды регламентирующих документов
1. Правила – документ 1-го уровня, определяющий логику действий и поведения работников в организации;
2. Положение – документ 2-го уровня, определяющий место объекта в организационной и/или функциональной структуре в соответствии с Правилами, либо не противоречащий им;
3. Должностная инструкция – документ 3-го уровня, определяющий место должности в организационной и функциональной структуре в соответствии с Положением о подразделении.
4. Регламент – документ 3-го уровня, описывающий один процесс, распределяющий роли, устанавливающий последовательность действий, их содержание и сроки в соответствии с Положениями и Правилами, либо не противоречащий им;
5. Порядок – документ 3-го уровня, определяющий последовательность выполнения действий внутри одного процесса;
6. Методика – документ 3-го уровня, определяющий технологию выполнения действий, функций в соответствии с установленными Правилами, либо не противоречащий им, внутри одного рабочего процесса или функции;
7. Рабочая инструкция – документ 4-го уровня – пооперационное руководство какими-либо действиями.
Организационные документы могут быть двух видов:
1. Положение – это нормативный правовой акт, определяющий правовой статус, подчиненность, структуру, место в структуре, задачи, функции и другие аспекты деятельности организации или ее отдельных составных частей (подразделений, должностей, коллегиальных органов). Положение определяет систему управления организацией.
Например, «Положение об организационной структуре НИУ ВШЭ», «Положение о структурном подразделении …», «Положение о должности …», «Положение о Приемной комиссии», «Положение об Ученом совете», и т.п.
2.Должностная инструкция (ДИ) – это нормативный правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность работника при осуществлении им деятельности в определенной должности. ДИ разрабатывается на основании Положения о подразделении, в структуре которого находится соответствующая должность. ДИ является подчиненным документом в отношении соответствующего Положения.
Нормативно-методические документы (НМД)
Нормативно-методические документы (НМД) – это документы, определяющие порядок и правила выполнения работ, функций и операций в рабочих процессах, а также порядок и правила взаимодействия в них функционально сопряженных ролей.
Объект регламентации – работа, функция, процесс, операция, действия.
Нормативно-методические документы могут быть шести видов.
1. Правила – это документ, определяющий и/или ограничивающий возможные действия работника в различных рабочих, и/или связанных с работой ситуациях. Определяет логику действий, может содержать сроки их выполнения, последовательность, ответственность за нарушение установленных правил.
Например, «Правила внутреннего распорядка организации», «Правила работы с документами, содержащими информацию о персональных данных», «Правила пользования библиотекой», «Правила приема на обучение», «Правила техники безопасности», «Правила делопроизводства и документооборота», и т.п.
2. Положение – это документ, определяющий общие правила и порядок организации и выполнения работ по конкретному направлению сферы деятельности, а также их место в функциональной структуре организации, характеристики и условия применения объекта регламентации.
Например, «Положение о командировках» - командирование работников, «Положение о наградах» - награждение работников, «Положение о материальной помощи» - оказание материальной помощи работникам, «Положение об академических надбавках» - материальное стимулирование работников, «Положение о договорах ГПХ» - заключение договоров гражданско-правового характера, и т.п.
3.Регламент – это документ, определяющий распределение ролей в рабочем процессе, последовательность действий, правила их выполнения, устанавливающий продолжительность и сроки процесса и/или его отдельных этапов. Регламент составляется с учетом требований Положений и Правил, действующих в организации (подчиненный документ).
Например, «Регламент организации и проведения конкурса …», «Регламент разработки, согласования и утверждения учебных программ», «Регламент заключения договоров ГПХ», «Регламент организации и проведения семинаров и конференций», и т.д.
4. Порядок – это документ, определяющий последовательность целенаправленных действий для решения определенной задачи. Однозначно описывает процедуру, может содержать сроки. Порядок может быть составной частью Регламента.
Например, «Порядок выдачи академических справок», «Порядок выпуска приказов», и т.п.
5. Методика – это документ, содержащий конкретные приемы, способы, техники, технологии и инструменты практических действий в процессах. Методика может быть составной частью Регламента Правил или Порядка. Порядок, Правила или Регламент могут ссылаться на методику.
Например, «Методика расчета чего-либо», «Методика оценки чего-либо», «Методика обучения чему-либо», «Методика исследования чего-либо», «Методика преподавания чего-либо», и т.п.
6. Инструкция Рабочая инструкция – это документ, содержащий свод правил, устанавливающий, разъясняющий и детально раскрывающий порядок, методики и способы выполнения действий для достижения определенного результата. Описывает пошаговые (пооперационные) действия работника для решения задачи, выполнения функции. 3. Планово-учетные документы (ПУД) Планово-учетные документы (ПУД) – это документы, определяющие порядок и правила планирования, получения, учета, распределения и использования материальных и финансовых ресурсов, а также составления и предоставления внутренней и внешней отчетности.
Планово-учетные документы могут быть двух видов:
1. Правила – это документ, определяющий и/или ограничивающий возможные действия работника в различных ситуациях в сфере финансового управления, финансового, бухгалтерского и/или налогового учета и отчетности. Определяет логику действий, может содержать сроки их выполнения, последовательность, ответственность за нарушение установленных правил, в соответствии с требованиями регулирующих органов.
2. Положение – это документ, определяющий учетную политику организации, общие правила и порядок организации и выполнения работ по финансовой и учетной деятельности, управлению финансовыми и материальными потоками, а также их место в функциональной структуре организации, характеристики и условия применения конкретного объекта регламентации, в соответствии с требованиями регулирующих органов