Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования города Москвы
ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования
Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров
Кафедра географического образования,
инновационных и космических технологий
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Методика изучения темы: «Великие географические открытия» в 5-6 классах.
Выполнила:
Шереметьева Ирина Николаевна,
г. Москвы
Научный руководитель:
Баринова Ирина Ивановна,
доктор педагогических наук,
профессор
выпускная аттестационная работа защищена:
«____»________20___г.
Оценка__________________
Москва 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Отражение темы «Великие географические открытия» в
содержании современных программах и учебниках……….6
-
Эффективные методы и формы изучения материала.……………………………………………………...20
1.2. Возрастные особенности учащихся 5-6классов. ……………………..20
1.3.Возможные методы изучения темы «Великие географические открытия»………………………………………………………………………..22
Глава II. Методика изучения темы в 5 -6 классах.
2.1. Формы организации эффективного обучения темы «Великие
географические открытия»……………….……………………..…..26 2.2. План-конспект урока в 5 классе на тему: «Великие географические
открытия». …………………………………………………………..……30
Заключение. …………………….……………………………………..…......34
Список литературы. ……………….………………………………….…......36
Введение
Земля помогает нам понять самих себя,
как не помогут никакие книги. Ибо земля
нам сопротивляется. Человек познаёт
себя в борьбе с препятствиями.
Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей.
Я хотела бы рассказать о некоторых географических открытиях. Я выбрала именно эту тему, потому что мне кажется, что люди должны знать свою историю и хранить память о великих людях, которые её создали. Географические открытия, которые заслуживают определения "великие", совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV - серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира. Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи ойкумены были раздвинуты; мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии.
В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода.
- середина или конец XV – середина XVI вв. - период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана;
- середина XVI – середина XVII вв. период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия в Австралии и Океании.
Великие открытия дали новый обширный материал для многих других областей знания – истории, этнографии, ботаники, зоологии. Именно в результате Великих географических открытий пришли в Европу картофель и томаты, кукуруза и табак. Не менее важным было глубокое влияние открытий на социально-экономические процессы в Европе. Торговые пути неудержимо перемещались из Средиземноморья на просторы Атлантики. Открытия связали между собой прежде изолированные континенты в единое целое: так рождался мировой рынок.
Актуальность работы, обусловлена значением изучаемого периода для современной картины мира.
Целью работы является рассмотрение великих географических открытий и их изучение в начальном курсе географии (5-6 класс).
Задачи:
- проанализировать содержание современных программ и учебников по теме: Великие географические открытия в 5-6 классах;
- выявить формы и методы в обучении темы: Великие географические открытия в 5-6 классах;
- привести пример урока на тему: Великие географические открытия.
Объект исследования: процесс обучения начального курса географии.
Предмет исследования: Великие географические открытия в обучении географии.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В основной части рассматриваются содержание современных программ и учебников, изучаются формы и методы в обучении великих географических открытий в начальном курсе географии, составлению урока в 5 классе на тему:
В заключении подводятся итоги, формируются окончательные выводы по изученной теме.
Глава I. Отражение темы «Великие географические открытия» в
содержании современных программах и учебниках
ФГОС предлагает смену парадигмы получения образования – от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно деятельному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы должен дать школьникам не столько знания, сколько в первую очередь научить детей учиться, сделать процесс познания интересным и привлекательным. Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: «мотив – цель – способ – результат» с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений.
Анализ содержания программы и учебника по географии для 5—6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией Е. К. Липкиной, на тему: Великие географические открытия.
Целями изучения географии по теме: «Великие географические открытия» являются:
– формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
– формирование целостного географического образа планеты Земля;
– понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
– формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации).
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций.
Личностные результаты обучения включают:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, целостно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты обучения включают:
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты обучения включают:
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях;
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ. ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ.(5—7 КЛАССЫ)
5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 5 ч — резервное время)
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч). Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (3 ч).
Тема 3. План и карта (10ч).
Тема 4. Человек на земле (3ч).
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (10ч).
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА |
1 | Географические методы изучения окружающей среды | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником |
2-3 | Развитие географических знаний о Земле | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле |
| | Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири | |
4 | Современный этап научных географических исследований | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии |