Файл: Актуальные проблемы социальной работы на современном этапе развития российского общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский социально-экономический институт»

Кафедра социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория социальной работы»

на тему: «Актуальные проблемы социальной работы на современном этапе развития российского общества».


Выполнила: А.В. Харченко, студентка 2-го курса

заочной формы обучения, специальности

«социальная работа», факультет Экономики и

управления, группа С17Б-Д

Проверил: __________________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

___________________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка: __________________________________

Подпись __________________________________

« » ____________ 201_г.

Москва 2019

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3

1. Понятие социальной работы: современное состояние………………………. 5

1.1 Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества…………………………………………………………….. 5

1.2 Содержание и средства социальной работы………………………………… 8

1.3 Сущность социальной работы как науки…………………………………….12

1.4 Социальная работа в структуре социальных наук………………...…………18

2. Принципы теории социальной работы…………………………………………23

2.1 Основные направления в подходах к принципам социальной работы……..23

2.2 Содержание основных принципов социальной работы……………………...26

Заключение……………………………………………………………………....….30

Список использованных источников……………………………………………..31

Введение
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.


Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология и др. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. социальный общество российский наука

Актуальность работы заключается о том, что теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть систему отечественных концепций теории социальной работы.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть и изучить функции, задачи и место социальной работы;

  • рассмотреть принципы социальной работы.

Объектом написания курсовой работы являются принципы социальной работы.

Предметом написания курсовой работы по определению является социальная работа.

Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и педагогики. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях.



1. Понятие социальной работы: современное состояние
1.1 Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества
В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − социальные работники.

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Социальную деятельность можно определить как профессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, общественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев).

Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по теории и методике социальной работы.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.


Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы:

1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

2) закономерности, отражающие существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.

В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:

Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

Специфические принципы социальной работы (соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации и др.).

Содержательные принципы социальной работы – гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические принципы – модальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие.

Методические принципы – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.
1.2 Содержание и средства социальной работы
Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.


Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов. Это − субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она дает наглядное представление о предмете. В этом ее познавательный смысл. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию − беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании и др.

Названы далеко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов людей − уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детские фонды, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник».