Файл: Учебное пособие Под редакцией В. И. Бариленко Омегал москва, 2009.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 784

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственная деятельность выражает главную цель предприятия — выпуск продукта, который будет реализован, и получена прибыль.
Готовая продукция — часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
Признаки готовой продукции, позволяющие отличить ее от покупных товаров, незавершенного производства, сырья, материалов и т.п., являются:
− возникновение в результате производственной деятельности самой организации;
− завершение всех стадий обработки и комплектации;
− соответствие по техническим и качественным характеристикам, установленным требованиям (условиям договора, сертифицированным требованиям, требованиям
ГОСТа и т.п.)
В отличие от выполненных работ и оказанных услуг, готовая продукция выделяется в самостоятельный объект учета в связи с тем, что при производстве продукции момент завершения процесса производства и момент продажи имеют разрыв во времени.
Единица бухгалтерского учета готовой продукции выбирается организацией самостоятельно (п. 3 ПБУ 5/01). В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом
Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н, готовая продукция учитывается по наименованиям с раздельным учетом отличительным признакам (марки, артикулы, типоразмеры, модели, фасоны и т.д.). Кроме того, учет ведется по укрупненным группам продукции: изделия основного производства, товары народного потребления, изделия, изготовленные из отходов, и т.д.
При планировании и учете готовой продукции используются следующие измерители:
натуральные — характеризуют количество, объем, вес, массу продуктов в соответствии с их физическими свойствами. Они используются для количественного учета готовых изделий;
условно-натуральные — служат для получения обобщенных количественных показателей по учету готовой продукции. Количество такой продукции по видам пересчитывают с помощью определенных коэффициентов в условную массу, сорт, типоразмер и др. Коэффициенты соотношения определяются в зависимости от

содержания полезного вещества в продуктах, трудоемкости их изготовления, уровня затрат, длительности производственного цикла;
стоимостные — служат для измерения готовой продукции в денежном выражении, что является одним из основных требований ведения бухгалтерского учета, изложенных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».
Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.
Основные задачи анализа:
♦ оценка динамики выпуска продукции и выполнения производственной программы предприятия;
♦ анализ использования производственной мощности предприятия;
♦ анализ производства продукции в натуральном выражении, состава выпускаемой продукции и выполнения плана по ассортименту;
♦ анализ влияния изменения структуры выпуска продукции на ее объем в стоимостном выражении;
♦ анализ специализации предприятия, выполнения кооперированных поставок и комплектности продукции;
♦ анализ ритмичности производства продукции;
♦ анализ качества продукции и его влияние на объемные показатели;
♦ оперативный и прогнозный (предварительный) анализ выпуска продукции;
♦ разработка рекомендаций по устранению выявленных негативных явлений и по совершенствованию производственной деятельности;
Источниками информации для анализа служат:
- бизнес-план, производственная программа, график производства;
- отчетность о выпуске продукции за ряд лет;
- ведомость выпуска продукции;
- главная книга;
- журнал ордер № 11;
- накладные на отпуск продукции;
- рекламации, акты на брак, сертификаты качества;
- технологическая и конструкторская документация;
- спец. наблюдения.
В современных условиях никто сверху не устанавливает предприятиям жестких заданий по производству продукции. Однако ясно, что (такие же жесткие задания
определяются заключенными договорами поставок) динамика, наращивание производства продукции, его внутрифирменное планирование и выполнение программы выпуска продукции являются главными характеристиками производственной деятельности предприятия. Понятно, что производство продукции определяет и финансовые результаты хозяйственной деятельности.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35

Промышленной продукцией считается прямой полезный результат деятельности промышленных предприятий, выражающийся либо в форме продукта, либо в форме производственных услуг. Объем продукции при этом характеризуется как количество конкретных потребительных стоимостей, которые можно выразить с помощью стоимостного учета продукции.
Традиционная система стоимостных показателей продукции включает валовую продукцию, товарную, отгруженную и реализованную. В ходе анализа производственной деятельности применяют валовую продукцию (ВП) и товарную продукцию (ТП), но в нынешнем статистическом отчете фигурирует лишь один показатель выпуска продукции, который по своему содержанию аналогичен показателю ТП., поэтому анализ динамики объема продукции обычно строится именно на этом показателе.
3.2.Анализ ассортимента продукции
В ходе анализа необходимо изучение состава продукции по отдельным видам изделий. При этом следует различать следующие понятия: «номенклатура» и
«ассортимент».
Номенклатура — это перечень наименований изделий с указанием их кодов.
Ассортимент — это перечень наименований изделий с указанием количества их выпуска. Плановый ассортимент предусмотрен производственной программой предприятия. Понятно, что плановый ассортимент строится на основе заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому выполнение плана по ассортименту — это обязательное условие и предпосылка выполнения договоров поставки (хотя на практике ассортимент выпуска и поставок в какие-то периоды может и не совпадать за счет поставок из остатков готовой продукции на складе).
Анализ выполнения запланированного ассортимента продукции лучше всего осуществлять на основе натуральных показателей, хотя в некоторых случаях применяют и стоимостные — но обязательно в сопоставимых ценах.

Чаще всего применяются два способа оценки выполнения плана по ассортименту:
- способ наименьшего % (особенно когда различные единицы измерения);
- способ наименьшего числа (среднего % выполнения плана по ассортименту).
Таблица12
«Выпуск продукции в натуральном выражении»
Виды продукции
единицы
измерени
я
план
отчет
%
выполне
ния
плана
в счет ассортимента
(фактически в
пределах плана)
изделие А шт. 200 180 90 180 изделие Б
210 210 100 210 изделие В
300 350 117 300 изделие Г
300 320 107 300
Всего
1010 1060 105 990
Из табл. 12 видно, что процент выполнения плана по способу наименьшего процента = 90 % (изделие А), а по способу наименьшего числа = 990/1 010 х 100 = 98 %.
Дополнительно необходимо проводить анализ причин невыполнения плана по ассортименту.
3.3. Анализ выполнения плана по объему продукции с учетом ее трудоемкости
Нарушения запланированной структуры продукции часто бывает связано со стремлением предприятия к выпуску более выгодных, объемных, материалоемких изделий в ущерб изделиям более трудоемким, но менее материалоемким, дешевым.
Случается и наоборот, рост удельного веса трудоемких работ ведет к снижению объема производства. Использование показателей трудоемкости при анализе выполнения плана производства позволяет исключить влияние подобных структурных сдвигов.
Обычно трудоемкость характеризуется затратами рабочего времени на единицу продукции в натуральном выражении: (столько-то нормо-часов на одно изделие). Однако такой показ не всегда точно отражает реальную трудоемкость продукции, т.к. он показывает затраты труда только основных рабочих (без вспомогательных) и не учитывает различия в сложности труда и квалификации рабочих. Поэтому для экономического анализа удобнее пользоваться другим измерителем трудоемкости — нормируемым расходом заработной платы на объем выполненной продукции. Такой показатель учитывает не только количественную, но и качественную характеристику

трудовых затрат, причем зарплата здесь используется именно нормируемая
(нормативная), а не фактическая, чтобы исключить изменение трудоемкости за счет реального роста производительности труда, норматива трудоемкости и т.п.
Таблица 13
«Выполнение плана по трудоемкости производства продукции в нормированной
зарплате»
Показатели
план
факт
% выполнения плана
1. Выпуск продукции, тыс. руб 2500 3000 120,0 2. Расход основной зарплаты рабочих по плановым нормам (тыс. руб.)
250 265 106,0 3. Нормативная зарплата на 1 руб. продукции (2\1)
10,0 8,8 88,0
В нашем примере рост нормативной заработной платы намного отстает от роста объема продукции. Это связано со снижением удельного веса трудоемких изделий в общем объеме продукции. Это подтверждается и снижением нормативной зарплаты на 1 руб. продукции.
Определим влияние на объем продукции в стоимостной оценке изменений в структуре выпуска изделий. Найдем объем продукции, который мог быть произведен при плановой трудоемкости и фактическом расходе заработной платы = расход заработной платы по плановым нормам на фактический объем продукции / предусмотренную планом нормативную зарплату на рубль продукции = 265 / 10 х 100 = 2650 тыс. руб.
Сравним с фактическим объемом: 3000 - 2650 = +350 тыс. руб., т.е. структурные сдвиги, приведшие к снижению трудоемкости, позволили увеличить объем продукции на
350 тыс. руб. (в результате нарушения плановой и договорной дисциплины).
3.4. Анализ ритмичности производства продукции
Ритмичность производства продукции имеет большое хозрасчетное значение для коллективов самих предприятий. Ведь ритмичная работа означает не только своевременное выполнение договоров с заказчиками, но и порядок на производстве.
Нормальный режим труда, полное использование рабочего времени, механизмов, устранение непроизводительных затрат, повышение качества продукции. Ритмичность выпуска и реализации продукции обеспечивает равномерное получение выручки и прибыли для осуществления текущей хозяйственной деятельности и самофинансирования производственного и социального развития предприятия.

Ритмичность работы обеспечивает: z согласованность в работе всех подразделений; z высокое качество продукции; z высокий уровень организации труда; z лучшее использование ресурсов и мощности предприятия.
Задачи анализа ритмичности:
„ определение фактического уровня ритмичности и сопоставление его с плановым уровнем, с уровнем в прошлые годы и с оптимальными показателями ритмичности;
„ выяснение причин отклонения фактической ритмичности от запланированной;
„ выявление резервов улучшения ритмичности и связанных с этим резервов повышения объема продукции;
„ разработка мероприятий по повышению ритмичности.
Анализ ритмичности может осуществляться за любой промежуток времени — год, квартал, месяц, декада, день, как по предприятию в целом, так и по отдельным его структурным подразделениям. Анализируют как фактическую ритмичность, так и ритмичность заложенную в плане. При анализе запланированной ритмичности производства изучают удельные веса продукции, приходящиеся на отдельные периоды года (или другого планового периода).
Анализ ритмичности производства продукции отражен в талб. 14, 15
Таблица 14
«Анализ равномерности производства продукции»
Периоды
Планируемый объем производства
в тыс. руб. в % к итогу
1кв. 1500 15 2 кв. 3000 30 3 кв. 4000 40 4 кв. 1500 15
Итого на год 10000 100
При помощи табл. 14 можно также проводить анализ равномерности планируемой загрузки мощностей. Коэффициент равномерности можно исчислить следующим образом:
∑ ⎜Q - Q` ⎢ ⎜1 500 - 2 500 ⎢+ ⎢3 000 - 2 500 ⎜+ ⎜4 000 - 2 500 ⎜+⎜1 500 - 2500⎜
К равн. = 1 - __________= _______________________________________________________

Q
10000 4000
= 1 - __________= 0.6,
10000

где Q — объем производства продукции в квартал;
Q’ — среднеквартальное значение.
Среднеквартальное значение Q` = 10000/4 = 2500
Чаще всего ритмичность работы характеризуют при помощи, так называемого,
коэффициента ритмичности. К ритм. = Q фактич. в пределах плана / Q плановая.
Показатель К ритмичности не может быть больше 1, а может только стремиться к ней. План по ритмичности перевыполнить нельзя.
Таблица 15
«Анализ ритмичности производства продукции»
Декады объем производства продукции
План
Факт факт в пределах плана
1 100 80 80 2 105 105 105 3 110 135 110
Итого 315 320 295
К ритм. = 295\315 = 0,936
Из табл. 15 видно, что несмотря на перевыполнение плана по объему продукции
(320/316 х 100 = 101,6 %) лишь 93.6 % планового объема производства выполнено без нарушения графика. Причиной сбоя явилось невыполнение плана в 1 декаду и “штурм” в
3 декаду. Явным резервом увеличения производства продукции за счет повышения ритмичности у нас будет 20 тыс. руб. (315 - 295).
Иногда при определении резервов исходят из максимального декадного объема производства, т.е. в нашем случае 135 х 3 = 405 тыс. руб. Резерв = 405 - 320 = 85 тыс. руб., но чтобы эта сумма резервов была реальной при расчете надо из максимальной суммы объема продукции вычесть объем достигнутый за счет сверхурочных работ. Допустим, в 3 декаде за счет сверхурочных было выпущено продукции на 12 тыс. руб., тогда резерв увеличения объема производства за счет повышения ритмичности будет = (135 - 12) х 3 -
320 = 49 тыс. руб. Разумеется это имеет смысл, если прирост продукции обеспечен возможностями сбыта.
Ритмичность производства можно анализировать и при помощи сравнения планового и фактического удельных весов объемов производства за отчетные периоды в их общем объеме за год.
При проведении анализа могут быть выявлены различные причины неритмичной
работы, которые необходимо ликвидировать:
„ недостаточное обеспечение техникой, материалами, рабочей силой;
„ невыполнение обязательств поставщиков и смежников;

„ неслаженность в работе, плохая организация производства, отсутствие контроля за ходом выполнения плана;
„ недостатки в планировании;
„ низкая трудовая дисциплина.
3.5. Анализ качества продукции
Качество продукции - совокупность свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять предполагаемые потребности в системе производственных отношений.
Как и все другие стороны хозяйственной деятельности, качество изучается при помощи системы соответствующих показателей.
Показатели качества — это количественная характеристика свойств продукции применительно к условиям ее эксплуатации или потребления.
Все показатели качества (в зависимости от того, какие свойства продукции они
отражают) можно разделить на три группы:
1. Обобщающие показатели характеризуют качество всей выпущенной продукции независимо от ее видов, удельного веса продукции различных категорий качества (до недавнего времени ... знак качества и т.п.), удельный вес новой продукции, удельный вес экспортной продукции, количество стран, в которые поставляется продукция, удельный вес сертифицированной продукции, сортность продукции.
2. Единичные показатели качества характеризуют какое-то одно свойство конкретной продукции. Подразделяются на эксплуатационные и производственно-
технологические. Самые важные единичные показатели качества предусматриваются в
ГОСТах: ТУ, договорах (например, калорийность угля, содержание жиров в кефире, содержание алкоголя в водке, грузоподъемность башенного крана и т.п.).
3. Если рассматривать качество с точки зрения способности продукции экономить затраты общественно необходимого труда, то появляется возможность определить так называемый комплексный показатель качества продукции, как соотношение суммарного полезного эффекта от потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию.
Основные направления анализа качества: