Файл: Учебное пособие Под редакцией В. И. Бариленко Омегал москва, 2009.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 796

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П0 — базисная прибыль от продажи базисного объема продукции при базисной структуре;
Т- темп роста объема продаж продукции в базисных ценах
p0 x q1
Т =
p0 x q0
Х
100
%
В нашем примере Т = 120 тыс. руб. / 100 тыс. руб. х 100 % = 120 %. Тогда, влияние изменения структуры продукции на прибыль составит:
∆П(структура) = 10 тыс. руб. - 20 тыс.руб.х120 % / 100 % = 10 тыс. руб. - 24 тыс. руб. = - 14 тыс. руб.
Совокупное влияние всех факторов совпадает с отклонением прибыли отчетного года от прошлогодней: +30 + 4 + 5 - 14 = + 25 (тыс. руб.).
Таким образом, наибольшее влияние на прирост прибыли оказал внешний, как правило, независимый от работы предприятия фактор — повышение отпускных цен на реализуемую продукцию (+ 30 тыс. руб.). Однако факторы, влияние которых является результатом усилий предприятия — увеличение объема продаж (+ 4 тыс. руб.) и снижение себестоимости (+5 тыс. руб.) также обусловили заметный рост прибыли (+ 9 тыс. руб.).
В то же время сдвиг в структуре продаж привел к снижению прибыли на 14 тыс. руб. Конкретные причины этого нуждаются в дополнительном изучении, но в любом случае можно сделать вывод о том, что если бы предприятие в отчетном году сохранило прошлогоднюю структуру производства и продаж, то его прибыль возросла бы дополнительно на 14 тыс. руб. и составила бы не 45 тыс. руб., а 59 тыс. руб., увеличившись на 31 %.
9.3. Система показателей рентабельности и их анализ
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность работы предприятия. Изучение показателей рентабельности позволяет дать оценку работы предприятия как в целом, так и по отдельным направления деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой. Анализ рентабельности предприятия в целом и отдельных направлений его деятельности более полно, по сравнению с абсолютными финансовыми результатами деятельности предприятия, отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Прежде всего, это вызвано тем, что рентабельность отражает полученный эффект по отношению к наличным или потребленным ресурсам. Изучение тенденций изменений показателей рентабельности в
динамике дает возможность определить способность предприятия совершенствовать свою производственную деятельность, удерживать и укреплять свои позиции в данной сфере рынка. Разумеется, в ходе анализа необходимо выделять влияние факторов, определивших изменения рентабельности.
В практике экономического анализа наиболее часто применяют три группы
показателей рентабельности:
1) рентабельность продукции (продаж);
2) рентабельность предприятия;
3) рентабельность капитала (инвестиций).
Рентабельность продукции (продаж) исчисляется для всей проданной продукции, произведенной товарной продукции или для отдельных изделий. Уровень рентабельности может быть определен, как отношение прибыли от реализации продукции
(работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов) или к себестоимости этой продукции. Сравнительный анализ подобных показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру ассортимента, определять наиболее привлекательные объекты для инвестирования (табл. 35).
Таблица 35
«Анализ рентабельности продукции (продаж)»
Проданная продукция отчетного года
Показатели
За
предыдущи
й год
В ценах и
затратах
предыдуще
го года
В ценах на
продукцию
предыдущего года и
затратах отчетного
года
Фактическ
и
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
25000 26000 25500 25500
Выручка от продажи
(без налогов), тыс. руб.
30000 29000 29000 31110
Прибыль, тыс. руб.
(стр.2 — стр. 1)
5000 3000 3500 5610
Рентабельность в %
(стр. 3 \ стр. 1 х 100 %)
20,0 11,5 13,7 22,0
Из таблицы 35 видно, что рентабельность продукции по сравнению с прошлым годом возросла на 2,0 пункта (22,0 % - 20,0 %). На изменение рентабельности продаж
оказали влияние следующие факторы:
- изменение структуры проданной продукции;


- изменение себестоимости проданных изделий;
- изменение отпускных цен на продукцию.
Определим влияние каждого из них.
Влияние изменения структуры проданной продукции может быть определено путем сопоставления рентабельности продукции, реализованной в отчетном году, но в ценах и затратах предыдущего года с базисной (прошлогодней) рентабельностью. В нашем примере вследствие изменения структуры реализованной продукции рентабельность продукции снизилась на 8,5 пункта (11,5 % - 20,0 % = — 8,5 %). Это может быть связано с увеличением доли менее рентабельных изделий.
Дальнейший анализ призван выяснить конкретные причины такого сдвига. С его помощью должны быть разработаны меры по рационализации структуры производства и продаж.
Для оценки степени влияния на изменение рентабельности продаж изменения себестоимости реализуемых изделий, рентабельность проданной продукции отчетного года в ценах на продукцию предыдущего года и затратах отчетного года сопоставляют с рентабельность той же продукции, но в ценах и затратах предыдущего года. В рассматриваемом примере снижение себестоимости привело к увеличению рентабельности на 2,2 пункта (13,7 % - 11,5 = +2,2 %). Это, безусловно, является позитивным результатом в деятельности предприятия.
В ходе последующего анализа полезно, так же, выяснить за счет каких изделий достигнуто снижение издержек, и какую роль в этом сыграли изменения цен и тарифов на потребляемые ресурсы и услуги;
Влияние на результативный показатель изменение отпускных цен на продукцию может быть измерено сопоставлением фактической рентабельности проданной продукции отчетного года с рентабельностью той же продукции в ценах предыдущего года и затратах отчетного года. В рассматриваемом примере повышение отпускных цен на продукцию привело к росту рентабельности продаж на 8,3 пункта (22,0 % - 13,7 % = +8.3 %). Во многом это является независящим от предприятия фактором, связанным с общей конъюнктурой рынка, но зачастую рост цен на продукцию бывает следствием целенаправленной маркетинговой политики продавца.
Правильность расчетов проверяется определением степени совокупного влияния факторов. В нашем примере совокупное влияние факторов равно 2,0 пункта (- 8,5 % + 2,2
% +8,3 % = 2,0 %), что подтверждает правильность сделанных расчетов.
Для обобщающей оценки эффективности использования вложенных в предприятие средств, важное значение имеет оценка рентабельности предприятия. В наиболее общем
виде рентабельность предприятия может быть рассчитана как отношение балансовой прибыли к средней стоимости всех активов предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия в условиях реально действующей системы налогообложения в указанных расчетах вместо балансовой прибыли следует использовать показатель чистой прибыли (за вычетом налогов и других обязательных платежей).
В обобщенном виде показатель рентабельности предприятия может быть
представлен в виде формулы:
Р = П / Ф,
где Р — рентабельность предприятия;
П — прибыль;
Ф — активы (фонды) предприятия.
Если к анализу такого показателя подойти традиционно, рассматривая в качестве факторов его изменения элементы расчетной формулы, то получится, что любое увеличение имущества предприятия, прирост его активов приведет к снижению рентабельности. Однако, на практике прирост активов предприятия вызван модернизацией и расширением производства и в итоге ведет ни к снижению, а к росту рентабельности. В такой ситуации принято несколько трансформировать исходную формулу, умножив ее числитель и знаменатель на одну и ту же величину — на объем реализованной продукции:
Р = П х РП / Ф х РП = П / РП х РП / Ф
Таким образом, рентабельность предприятия можно представить как произведение двух показателей — прибыли на рубль продаж (рентабельности реализованной продукции) и объема продаж продукции на рубль стоимости активов предприятия
(фондоотдачи всех фондов (активов) предприятия). Дальнейший анализ может основываться на традиционном приеме абсолютных разниц. Проиллюстрируем его методику на примере следующей таблицы: (см. таблицу 36).
Таблица 36
«Анализ рентабельности предприятия»
Показатели
Предыдущи
й год
Отчетны
й год
Отклонен
ия (+;-)
1. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль), тыс. руб.
10000 15000
+ 5000 2. Среднегодовая стоимость активов предприятия, тыс. руб.
50000 60000
+ 10000 3. Рентабельность предприятия, % (стр.1 х 100 \ стр.
2)
20 25
+5 4. Объем продажи продукции (без налогов), тыс. руб.
90000 94000
+ 4000


5. Рентабельность продукции (продаж), % (стр.1 х
100 \ стр.4)
11.11 15.95
+ 4.84 6. Фондоотдача всех активов, руб. (стр.4 \ стр.2)
1.8 1.57
- 0.23
В нашем примере рентабельность предприятия по сравнению с уровнем предыдущего года повысилась на пять пунктов. Если исходить из последней выведенной нами формулы, то изменение рентабельности предприятия обусловлено воздействием двух факторов: изменением рентабельности реализованной продукции и изменением фондоотдачи активов. Методом абсолютных разниц определим влияние каждого из вышеназванных факторов.
Изменение рентабельности реализованной продукции привело к увеличению рентабельности предприятия на 8,71 % (( + 4,84 %) х 1,80 = +8,71 %). При более детальном анализе следует определить под влиянием каких факторов произошло увеличение рентабельности реализованной продукции (продаж).
Изменение фондоотдачи всех активов привело к снижению рентабельности предприятия на 3,67 % (( -0.23) х 15.95 % = -3.67 %). В ходе анализа следует выяснить под влиянием каких факторов произошло снижение отдачи активов предприятия.
Совокупное влияние факторов в нашем примере составляет + 5 % (+ 8.71 + ( -3.67)
= + 5 %), что подтверждает правильность сделанных расчетов.
Как видно из приведенных расчетов, в нашем случае повышение рентабельности предприятия целиком связано с ростом рентабельности продукции. В то же время снижение эффективности использования производственных фондов
(падение фондоотдачи) негативно сказалось на рентабельности предприятия. Зная факторы, влияющие на рентабельность продукции и на фондоотдачу, можно более глубоко изучать рентабельность предприятия и определять пути повышения эффективности деятельности анализируемого предприятия.
Методика анализа показателей рентабельности капитала рассмотрена ранее на примере рентабельности собственного капитала Рентабельность собственного капитала предприятия позволяет определить эффективность использования инвестированных собственниками средств в предприятие и сравнить ее альтернативными источниками получения дохода. В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой этот показатель служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже. В общем виде рентабельность собственного капитала (Рск) может быть исчислена как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала.
Чистая прибыль (стр. 190 форма № 2)
Рск =
Итог III раздела пассива баланса

Чем выше уровень этого показателя и чем стабильней тенденция его роста, тем более привлекательно для инвестирования анализируемое предприятие.
В ходе анализа полезно сопоставлять рентабельность собственного капитала с рентабельностью заемного капитала. Затем целесообразно сравнить полученные показатели рентабельности с темпами инфляции и действующей ставкой процента по депозитным вкладам в банк и со ставкой банковского кредита. При этом, если в ходе анализа будет выявлено, что уровень рентабельности заемных средств выше процентной ставки при их использовании предприятием над уровнем процентной ставки за банковский кредит это будет свидетельствовать о целесообразности использования в обороте предприятия заемных средств.
Целесообразно так же оценить изменение удельного веса рентабельности собственного и заемного капитала в общем изменении рентабельности капитала предприятия.
Рентабельность собственного капитала может быть представлена и в виде широко известной в международной практике формулы Дюпона:
Чистая прибыль
Объем реализованной
продукции
Стоимость активов
(итог актива баланса)
Рск =
Объем
реализованной
продукции
х
Стоимость активов
(итог актива баланса)
х Собственный капитал
(итог III раздела
пассива баланса)
Первый из приведенных выше трех показателей представляет собой
рентабельность продукции, второй — отдачу всех активов предприятия или
коэффициент оборачиваемости всех активов баланса, третий — «финансовый
леверидж», характеризующий возможности предприятия влиять на прибыль путем изменения объема и структуры источников средств. Используя такую формулу в ходе анализа можно определить воздействие на рентабельность собственного капитала изменений каждого из указанных показателей.
Однако, темпы роста и перспективы предприятия зависят не только от отдачи прибыли на вложенный капитал, но также и от того, какая доля прибыли направляется на его развитие, а какая на выплату дивидендов по акциям. Подобную оценку можно дать при помощи коэффициента удержания прибыли (К уп).
Чистая прибыль — Сумма прибыли, направленная на выплату
дивидендов
Руп =
Чистая прибыль
х
100
%
Более высокий коэффициент удержания прибыли в бизнесе (80-90 %) говорит о том, Что данное предприятие интенсивно развивается и на этой основе надеется

заработать деньги для акционеров. В связи с этим, очень важным для сравнительного анализа и принятия решения о приобретении акций предприятий-эмитентов может быть изучение обобщающего показателя роста (Кр), исчисляемого как произведение рентабельности собственного капитала и коэффициента удержания прибыли.
Кр = Рск х К уп
Такой показатель характеризует рост компании за счет внутренних источников финансирования.
В ходе дальнейшего анализа возможно также определить в какой степени повлияли на изменение коэффициента устойчивого роста изменение рентабельности собственного капитала и распределение чистой прибыли (Куп).
9.4. Определение безубыточного объема производства и оценка воздействия
производственного рычага
Важные характеристики формирования финансовых результатов деятельности предприятия возможно получить путем определения «критической точки производства» или порога рентабельности, т.е. минимального объема производства, обеспечивающего безубыточное функционирование предприятия. В основу подобного подхода положена взаимосвязь между объемом производства (продаж), себестоимостью и прибылью. При этом все затраты предприятия принято условно подразделять на условно-постоянные и переменные.
Условно-постоянные затраты не зависят или мало зависят от изменений объема производства и остаются неизменными в рамках отчетного периода. Величина переменных затрат изменяется пропорционально объему производства продукции. В зарубежной практике подобный анализ как правило проводится в пределах так называемого диапазона предсказуемости, т.е. определенного диапазона объемов производства, в пределах которого характер динамики переменных и постоянных затрат и цены реализации продукции можно предвидеть с достаточной степенью точности. При этом переменные затраты составляют производственную себестоимость продукции и учитываются как прямые расходы, постоянные затраты являются накладными расходами и учитываются как косвенные расходы. В расчете на одну единицу продукции переменные издержки в связи с изменением объема производства не изменяются, хотя в
абсолютном выражении возрастают прямо пропорционально увеличению объема производства.
Постоянные затраты остаются неизменными в абсолютном выражении для различных объемов производства. Соответственно в расчете на единицу продукции они уменьшаются при возрастании объемов производства и увеличиваются при их сокращении. Иными словами анализ критической точки производства предполагает планирование изменения себестоимости только в части переменных затрат. Постоянные затраты при этом полностью относятся на уменьшение доходов отчетного периода, т.е. на уменьшение маржинального дохода. Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменными расходами и служит для возмещения постоянных расходов и получения прибыли. Подобный подход к учету издержек производства носит название директ-костинг (от англ. Direct-costing). Использование его в управлении позволяет принимать наиболее эффективные решения по управлению производственной деятельностью и максимизации прибыли на основе анализа функциональной математической зависимости между себестоимостью продукции, объемом производства и прибылью. Подобная зависимость является основой для определения критической точки объема производства. Объем производства в критической точке характеризует получение предприятием дохода, необходимого для покрытия постоянных и переменных затрат при нулевой прибыли.
В практике экономического анализа применяются два способа определения точки критического объема производства: 1)графический; 2)алгебраический.
Графический способ является наиболее простым и наглядным. По горизонтали
(ось х) показывается объем продукции в натуральном или стоимостном выражении, который регламентируется производственной мощностью предприятия. По вертикали (ось у) показываются затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость продукции). график позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж, в которой величина затрат на производство и сбыт продукции будет равна выручке от продаж. Эта точка и будет являться точкой критического объема производства.
Соответственно все, что находится на графике выше данной точки позволит получать предприятию дополнительную прибыль, все что ниже — приведет к убыткам.
Например, предприятие планирует произвести и продать в отчетном году 100 единиц продукции. Цена единицы продукции составляет 10000 руб. Соответственно выручка от продажи всей произведенной продукции составит 1000000 руб. Затраты на производство и реализацию всего планируемого объема продукции составляют 900000 руб., в т.ч. 700000 руб. — условно-переменные, 200000 руб. условно-постоянные. Затраты

на производство и реализацию единицы продукции составят: 9 000 руб., в т.ч. условно- переменные — 7000 руб., условно-постоянные — 2000 руб. Прибыль от реализации всего объема планируемой к производству продукции составит 100000 руб., одного изделия —
1000руб.
Схематический принцип определения точки критического объема производства можно представить в виде рисунка (см. Рис. 7). На графике видно, что критический объем производства составляет примерно 67 единиц изделий. Таким образом, для обеспечения безубыточной работы предприятие должно произвести и реализовать в течение анализируемого периода времени не менее 67 % от запланированного количества изделий
(67 шт. / 100 шт. х 100 % = 67 %). Полученные данные могут служить ориентиром при краткосрочном прогнозировании производственной и сбытовой стратегии предприятия.
Уровни показателей, тыс руб.
1000 выручка от реализации продукции зона прибыли
700 точка критического объема производства условно-переменные расходы
200 условно-постоянные расходы
100 зона убытков себестоимость
0 10 20 67100
Объем производства и реализации продукции, шт.
Рис. 7 Схема определения точки критического объема производства
При решении задачи алгебраическим способом можно использовать простую формирования финансового результата по методу «Затраты — объем производства — прибыль». В этом случае прибыль можно представить в виде соотношения:
П = РП — 3, где
П — величина полученной предприятием прибыли;
РП — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
З — затраты на производство и реализацию продукции отчетного периода.
РП = РП΄х Q, где

РП΄ — выручка от реализации единицы продукции;
Q — объем произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции.
Учитывая, что величина затрат на производство и реализацию продукции (З) состоит из переменных и постоянных затрат, причем переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производства и реализации продукции объем затрат на производство и реализацию продукции отчетного года можно представить в следующем виде:
З = Q х Z + S, где
Q — объем произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции;
Z — переменные расходы на производство единицы продукции;
S — постоянные расходы на производство единицы продукции.
В этом случае исходная формула примет вид:
П = РП΄х Q — (Q х Z + S) = РП΄х Q — Q х Z — S = Q х (РП΄- Z) — S
Данную формулу также можно несколько трансформировать. Это связано с тем, что соотношение РП΄- Z представляет собой величину маржинального дохода на единицу продукции (М΄). Тогда формула примет вид:
П = Q х М΄ – S, где
Q — объем произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции;
М΄ — маржинальный доход на единицу продукции;
S — условно-постоянные затраты на одно изделие.
Учитывая, что в точке критического объема производства прибыль равна нулю получим:
Q х М΄- S = 0
Отсюда:
S = Q х М΄
Тогда объем производства продукции, обеспечивающий предприятию нулевую прибыль или точка критического объема производства (Qкр.) будет определена следующим образом:
S S
Qкр.=
М΄
=
1 — Z
Величина маржинального дохода на производство единицы продукции может быть так же определена расчетным путем:
М
М΄=
РП
где