Файл: Учебное пособие Под редакцией В. И. Бариленко Омегал москва, 2009.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М — маржинальный доход на производство и реализацию всей продукции отчетного периода;
РП — выручка от реализации всей продукции отчетного периода.
Следует так же отметить, что определение критической точки объема производства предполагает реализацию всего произведенного объема продукции. в противном случае предприятие неизбежно получит убытки, т.к. часть выручки от реализации будет заморожена в виде остатков нереализованной продукции.
Подставим данные нашего примера в выведенную нами формулу, получим:
300000
М΄=
1000000
= 0,3
200000
Qкр. =
0,3
= 66,6
7

67
(шт.)
При определении точки критического объема производства алгебраическим способом условно-постоянная часть расходов наиболее точно может быть определена путем прямой выборки из данных бухгалтерского учета предприятия. Однако, при отсутствии необходимых данных в условиях внешнего анализа, проводимого по показателям отчетности, допустимо рассчитывать долю условно постоянных расходов в себестоимости упрощенным способом:
Δ З х 100 %
Y =
100 % -
Δ Q
, где
Y — удельный вес условно -постоянных расходов в себестоимости продукции, %;
Δ З — темп прироста затрат на производство и реализацию в сопоставимых ценах на ресурсы, %;
Δ Q — темп прироста объема производства и реализации продукции в сопоставимых ценах, %.
Расчет критической точки производства очень важен не только для оценки перспектив предприятия и определения необходимого объема заключенных договоров.
Он позволяет определить финансовую устойчивость фирмы. Чем больше разность между фактическим объемом производства и объемом производства в критической точке — тем выше запас финансовой прочности предприятия. Таким образом, абсолютный показатель запаса финансовой прочности может быть определен следующим образом:
З ф.п. = Q ф. - Q кр., где
З ф.п. — запас финансовой прочности предприятия;

Q ф. — фактический объем, произведенной продукции;
Q кр. — объем производства продукции в критической точке.
Относительный показатель запаса финансовой прочности может быть определен по формуле:
Q ф. — Q кр.
З ф.п. =
Q ф.
х 100
%
Такой показатель позволяет оценить возможность производственного маневра предприятия: на сколько процентов в случае осложнения конъюнктуры оно может уменьшить объем производства и реализации продукции без риска получения убытков.
Увеличение уровня этого показателя в динамике однозначно свидетельствует об укреплении финансового положения предприятия. А снижение, об уменьшении финансовой устойчивости и платежеспособности.
Анализ критической точки объема производства позволяет оценить степень влияния изменения величины и структуры себестоимости и объема продукции на величину полученной предприятием прибыли. Эта взаимосвязь характеризуется категорией производственного левериджа. Производственный леверидж представляет собой потенциальную возможность предприятия влиять на изменение прибыли путем изменения структуры и величины затрат (себестоимости) и объема реализованной продукции. В практике экономического анализа величина производственного левериджа определяется как соотношение постоянных и переменных затрат.
Постоянные затраты на производство продукции
Производственный леверидж =
Переменные затраты на производство продукции
При оценке перспектив развития предприятия необходимо так же учитывать эффект производственного рычага, который проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Для того, что бы определить силу воздействия производственного рычага, необходимо разницу между выручкой от реализации и переменными расходами (маржинальный доход) разделить на прибыль от реализации:
Маржинальный доход
СВПР =
Прибыль от реализации продукции
Если, например, полученный таким образом показатель будет равен 5, то это означает, что снижение выручки от реализации на 1 % приведет к падению прибыли на 5
%. Собственно и рост объема реализации на 1 % должен привести к увеличению прибыли на 5 %.


Очевидно, что в условиях риска возможного падения производства и реализации продукции раздувание постоянной части издержек (административных и других аналогичных расходов) грозит и более высокими потерями прибыли. В то же время, при наличии реальных долгосрочных перспектив расширения производства продукции и спроса на нее можно отказаться от режима жесткой экономии на постоянных расходах, совершенствуя контроль, развивая научные исследования и т.д. Ведь предприятия с большой долей постоянных расходов при росте объема продаж будут получать и больший прирост прибыли.
Проведенный анализ следует дополнять сравнительным анализом и проверкой качества внутрифирменного планирования.
9.5. Анализ распределения и использования прибыли
Поскольку прибыль является основным источником самофинансирования развития предприятий, особый интерес представляет анализ распределения полученной прибыли и ее использования.
Из суммы полученной предприятием прибыли уплачивается налог на прибыль и другие обязательные платежи (штрафы, пени по несвоевременно уплаченным налоговым платежам). В соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ полученная предприятием прибыль с 1 января 2002 года облагается налогом по ставке 24 %, из них 7,5 % зачисляются в Федеральный бюджет, 14,5 % в бюджеты субъектов Федерации, 2 % в местные бюджеты. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса с 01.01.2002 года налоговая база для расчета налога на прибыль исчисляется на основании данных бухгалтерского учета, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»
№ 129-ФЗ от 21.11.1996 г., если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, не отличается от порядка, установленного бухгалтерским учетом, и налогового учета, организуемого налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В данном случае под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налогооблагаемой базы.

После уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей в распоряжении предприятия остается так называемая чистая прибыль. Законодательством РФ установлено, что прибыль предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение предприятия и используется им самостоятельно (если иное не предусмотрено уставом предприятия). Уставом предприятия и договором между учредителями должны определяться принципы участия учредителей, акционеров и работников предприятия в распределении прибыли.
Таким образом, все применяемые ранее модели планового или нормативного распределения прибыли отошли в прошлое, и распределение чистой прибыли стало прерогативой самого предприятия. И отсюда вытекает задача анализа — оценить целесообразность использования прибыли, изучить, как механизм ее распределения воздействует на повышение эффективности производства, на решение социальных проблем, не ущемлены ли при этом интересы отдельных участников производства, не нарушаются ли требования устава и учредительного договора.
Распределение прибыли осуществляется на основании финансового плана предприятия и отражается в отчетности ежеквартально, показывают его в ф.2 «Отчет о прибылях и убытках» и в ф.3 «Отчет об изменениях капитала». На основании этих источников производится анализ фактического распределения прибыли, выявляются отклонения и причины их возникновения. Кроме того, на основании данных формы № 3 определяется и анализируется структура отчислений, т.е. устанавливается какая доля чистой прибыли направлена на расширение деятельности предприятия, а какая использована на развитие социальной сферы и материальное поощрение работников предприятия. С этой целью можно составить аналитическую таблицу (см. таблицу 37).
Таблица 37
«Основные направления использование чистой прибыли»
Показатели
Отчетный
период
Аналогичный
период прошлого
года
Отклонения
(+;-)
Чистая прибыль, тыс. руб. в т.ч. Направлено:
480,6 344 136,6
- в резервный фонд 46 17 29
- в фонды накопления 93,6 37 56,6
- в фонды социальной сферы 92 80 12
- в фонды потребления 242 160 82
- на благотворительные и другие цели.
- -
-


Как видно из таблицы, чистая прибыль отчетного периода по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 136,6 руб., возросли также отчисления из чистой прибыли в фонды накопления (на 56,6 руб.), в фонд социальной сферы (на 12 руб.) и фонды потребления на 82 руб. Однако, доля реинвестированной прибыли (т.е. направленной в фонды накопления и нераспределенной прибыли) в отчетном периоде составила лишь 21 % чистой прибыли, что ниже предшествующего периода на 5 %. Подобная тенденция может свидетельствовать о снижении темпов развития производства, и в конечном счете негативно отразиться на деятельности анализируемого предприятия.
Отдельно следует сказать о процессе распределения прибыли в акционерных обществах. Распределение чистой прибыли в акционерных обществах — это основной вопрос дивидендной политики предприятия. В центре дивидендной политики может стать вопрос о регулировании курса акций общества или вопрос о размерах и темпах роста общественного капитала организации, или о привлекаемых внешних источниках финансирования. Сложность решения этих задач заключается в том, что однозначного критерия оценки не существует. Имеются очевидные, рассчитываемые преимущества как с точки зрения капитализации чистой прибыли, так и сточки зрения стабильности выплат дивидендов. Капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск акций. Сохраняется также прежняя система контроля за деятельностью организации, поскольку число собственников не увеличивается. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала организации, но и через раскрытие факторной структуры этого роста оценить запас финансовой прочности таких важных показателей, как рентабельность продаж и оборачиваемость всех активов.
В основе такого анализа лежат факторные модели рентабельности, которые раскрывают важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов.
9.6. Подсчет резервов возможного увеличения прибыли и рентабельности

Подсчетом резервов увеличения прибыли и рентабельности завершают анализ финансовых результатов. Определение таких резервов должно основываться на предварительно проведенном анализе не только прибыли, но и производственной программы, использования ресурсов и себестоимости продукции, поскольку резервы роста прибыли во многом зависят от роста объемов производства и рентабельности продукции, снижения себестоимости продукции, недопущения убытков и т.п. При этом следует отличать подсчет реальных текущих резервов, связанных с ликвидацией недостатков в работе и с лучшим использованием уже имеющихся ресурсов и возможностей от определения перспективных резервов, связанных с дальнейшим развитием и расширением производства, с внедрением достижений научно-технического прогресса, диверсификацией и укреплением своих позиций на рынке и т.д. (требующих конечно для своего достижения дополнительных затрат ресурсов и времени, дополнительных маркетинговых исследований и т.п.)
В общем виде резервы увеличения прибыли можно представить следующим образом (см. рис. 4)
Резервы увеличения суммы прибыли
Текущие
Перспективные
Совершенствование текущей деятельности предприятия
Инновационная деятельность предприятия
Увеличение объемов производств а и продажи продукции
Снижение себестоимост и продукции
Повышение рентабельнос ти продукции
Развитие и расширение производства
Внедрение передовых технологий
Освоение новых видов продукции и новых рынков сбыта
Рис. 4 Классификация резервов увеличения прибыли
Остановимся подробнее на текущих, внутренних резервах увеличения прибыли предприятия. Наиболее общими направлениями поиска таких резервов является мобилизация выявленных ранее резервов роста производства, реализации продукции за счет лучшего использования трудовых ресурсов, материалов, основных фондов и т.п. Но возможный прирост объема реализации продукции это еще не резерв прибыли. Как отмечалось в п. 2.2.5 рентабельность продукции предприятия определяется следующим образом:
Р продукции =
Прибыль


Объем проданной продукции
Тогда:
Прибыль =
Р продукции х Объем реализованной продукции
Исходя из этого, чтобы определить резерв увеличения прибыли (скажем, по сравнению с ее достигнутой величиной) необходимо резерв роста объема реализации продукции умножить на базисную рентабельность реализованной продукции по отношению к выручке в оптовых ценах. В формализованном виде это будет выглядеть следующим образом:
П0
∆П =
ΔРП х Р0 = ΔРП Х
РП0
где
∆П — резерв увеличения прибыли;
ΔРП — резерв роста (прирост) объема реализации;
Р0 –рентабельность продаж базисного периода;
П0 — прибыль базисного периода;
РП0 — объем продукции проданной в базисном периоде.
Мобилизация резервов снижения себестоимости продукции достигается за счет ликвидации потерь, перерасходов, завышения норм затрат, непроизводительных затрат, повышения технического и организационного уровня производства, совершенствования управления. В этом случае резерв роста прибыли (∆П) будет равен сумме выявленных ранее резервов снижения затрат:
- недопущение убытков по основной деятельности предприятия;
- максимизация операционной прибыли, также как и по основной деятельности;
- ликвидация и недопущение внереализационных убытков (резерв прибыли равен сумме всех внереализационных убытков, ликвидация которых возможна).
В качестве резервов возможного роста прибыли можно также назвать минимизацию налогов за счет налогового планирования и оптимального выбора учетной политики, оптимизацию ассортимента продукции, вложение свободных средств в высокодоходные активы, оптимизацию ценовой политики и др.
Разумеется, подсчет подобных резервов роста прибыли необходимо сопровождать разработкой конкретных мероприятий, обеспечивающих устранение выявленных негативных явлений.
Резервы увеличения рентабельности рассмотрим на примере показателя комплексно характеризующего эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Таким показателем является рентабельность предприятия. Как отмечалось в разделе 2.2.5. рентабельность предприятия может быть определена следующим образом:
Прибыль
Р предприятия =
Среднегодовую стоимость активов предприятия
В этом случае повышение рентабельности предприятия может быть достигнуто двумя основными способами:
За счет сокращения стоимости активов предприятия, что достигается путем реализации излишнего оборудования и товарно-материальных ценностей, сокращением незавершенного производства и т.д. В этом случае определить резервы повышения уровня рентабельности можно следующим образом:
Фактическая прибыль
Р′ =
Среднегодовую стоимость активов предприятия с
учетом возможного сокращения
ΔР(ф) = Р′- Р1, где
ΔР(ф) — резерв увеличения рентабельности за счет оптимизации активов предприятия;
Р′- рентабельность предприятия с учетом оптимизации его активов;
Р1 — фактическая рентабельность предприятия.
За счет мобилизации резервов роста прибыли. В этом случае резерв роста рентабельности предприятия определяется следующим образом:
Резерв роста прибыли
Р′ =
Фактическую среднегодовую стоимость активов
предприятия
ΔР(п) = Р′- Р1, где
ΔР(п) — резерв увеличения рентабельности предприятия за счет мобилизации резерва роста прибыли
Р′- рентабельность предприятия с учетом мобилизации резерва роста прибыли;
Р1 — фактическая рентабельность предприятия.
Завершают анализ финансовых результатов предприятия разработкой мероприятий, направленных на мобилизацию выявленных резервов, и мер контроля за их внедрением в производство.
9.7. Оценка прибыли на одну акцию


Одним из важнейших показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность и рыночную активность предприятия, является прибыль на акцию.
Такой показатель призван характеризовать сумму заработанной в отчетном периоде чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию (соответственно и сумму потенциальных девидендов на эту акцию).
До 2004 года в отчетности подобные показатели не приводились несмотря на то, что это требовалось п.27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» и приказом
Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н (Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию) и МСФО 33 «Прибыль на акцию».
Однако теперь, начиная с годового отчета за 2003 год, в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» организациям, имеющих форму акционерных обществ предписано справочно показывать два показателя:
- базовую прибыль (или убыток) на одну акцию;
- разводненную прибыль (убыток) на одну акцию.
По своей сути — это аналитические показатели, имеющие большое значение для акционеров и потенциальных инвесторов.
Базовая прибыль = ______________________________________
Чистая прибыль отчетного пе- риода – дивиденды по привиле- гированным акциям начислен- ные в отчетном периоде
Средневзвешенное количество обыкновенных акций в обра- щении в течение отчетного периода
на акцию
При расчете базовой прибыли (убытка) отчетного периода не принимаются в расчет дивиденды по привилегированным акциям за предыдущие отчетные периоды, если они даже объявлены или выплачены в отчетном году.
Для расчета средневзвешенного количества обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, согласно приказу № 29н суммируется количество обыкновенных акций в обращении на первое число каждого месяца. Затем полученный результат делится на число месяцев в отчетном периоде. Затем полученную сумму надо разделить на число календарных месяцев в отчетном периоде.
Расчет средневзвешенного количества обыкновенных акций, находящихся в обращении, выполним с помощью данных таблица 38.

Таблица 38
Расчет количества акций в обращении
Дата
Выпуск дополнительных акций
Количество акций выкупленных у акционеров
Количество акций, в обращении
01.01.06 2000 01.04.06 1000 3000 01.09.06 500 2500
Итого на
31.12.06 1000 500 2500
Тогда средневзвешенное количество акций в обращении равно:
(2000 • 3 + 3000 • 5 + 2500 • 4) : 12 = 2583,3
При этом при расчете средневзвешенного количества акций в обращении данные об
их количестве должны корректироваться в тех случаях, когда:
9 в отчетном году размещались обыкновенные акции без их оплаты (что не влияет на распределение прибыли между акционерами, когда каждому акционеру было выдано количество дополнительных акций, пропорционально числу акций, принадлежащих ему ранее);
9 дополнительные акции размещались по цене ниже рыночной стоимости.
В первом случае для обеспечения сопоставимости данных на начало и конец отчетного периода дополнительно размещенные акции (в коком количестве бы их не размещали) считаются размещенными на начало отчетного периода.
При размещении обыкновенных акций по цене ниже их рыночной стоимости, все обыкновенные акции, находящиеся в обращении до такого размещения, считаются тоже оплаченными по цене ниже рыночной стоимости, но при соответствующем увеличении их количества.
Для этого надо:
9 надо рассчитать средневзвешенную цену одной обыкновенной акции;
9 найти отношение рыночной стоимости акции к его средневзвешенной цене
(коэффициент корректировки количества акций до размещения дополнительного выпуска по низким ценам);
9 умножить количество акций до размещения дополнительного выпуска на этот коэффициент (скорректировать);
9 рассчитать средневзвешенное количество акций в обороте (как обычно).
Показатель разводненной прибыли (убытка) на акцию, в отличие от показателя