Файл: Культурология в системе гуманитарного знания.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1537

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра __ _гуманитарных дисциплин__________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль _____________Культурология в системе гуманитарного знания. __________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)____ Культурология__________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности ________060201 Стоматология__________________

(шифр-наименование специальности)



курс _____I______ семестр _____I, II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток - 2013г.



Структура рекомендаций

  1. Тема занятия: «Теоретическая и прикладная культурология».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть процесс эволюции исторической мысли о культуре через призму теоретических концепций и представлений различных школ и направлений.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

              1. «Знать» - эволюцию основных культурологических теорий (XVIII- XX вв.), разрешение основных дискуссионных проблем, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры. Студент должен иметь представления об основных культурологических школах и направлениях, и концепции лидеров.

              2. «Уметь» - анализировать принцип трансформации и эволюции развития представлений о мире о культуре и месте человека в этом пространстве, формировать понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности.

              3. «Владеть» - навыками оценивания достижений культуры на основе знания исторического контекста их создания.

              4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Особенности развития теоретических представлений человека о культуре в XVIII, XIX и XX вв. (обществознание - школьный курс).

2. Понятие культура, эволюция воззрений, психологический, натуралистический социологический подходы (обществоведение - школьный курс)


5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:


5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

5.2. Задания для СРС во внеучебное время (Составить сравнительно историческую таблицу «Общественно-исторической школы»: Н.Я. Данилевский и его труд «Россия и Европа», О. Шпенглер и его труд «Закат Европы», А. Тойнби и «Постижение истории»

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1.Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных потребностей человека?

а) А.Р. Редклифф-Браун;

б) Б. Малиновский;

в) А.Н. Уайтхед.


2.В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?

а) структурализм;

б) функционализм;

в) психологического.


3.Кто из английских антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)»?

а) Г.Г. Гадамер;

б) Э.Б. Тайлор;

в) М. Мид.


4.Кто считается основателем социологической школы?

а) П. Сорокин;

б) Платон;

в) В. Вебер.


5. Какие авторы являются представителями структурально-символического направления?

а) Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю. Лотман.

б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фишер, М. Блок.

в) все перечисленные.


6.Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представлял концепцию культурно-исторических типов?

а) «Будущее одной иллюзии»;

б) «Россия и Европа»;

в) «Кризис нашего времени».


7.Какие эпохи выделял К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории»?

а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время, научно-техническая эпоха;

б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая эпоха;

в) дикость, варварство, цивилизация.


8. Какую идею разработал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?

а) полицикличность исторического процесса;

б) эволюционности истории;

в) прогресса в историческом развитии.


9. Какое основание использовал Н.Я. Данилевский для типологии культуры?

а) все ниже перечисленное;

б) историко-географическое;

в) разряды культурной деятельности человека;

г) основание «уединенности» или «преемственности».


10. Кто из исследователей рассматривает архетип (структурный элемент коллективного бессознательного) как основу культурного развития?

а) З. Фрейд;

б) Ж. Пиаже;

в) К. Юнг.


6. Этапы проведения практического занятия.


п/п

Название

этапа

Цель этапа

Время


1

2

3

4


  1. Вводная часть занятия


1

Организация

занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

3%

2


Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Цель преподавания дисциплины «Культурология» состоит в необходимости подготовки высоко квалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники, специалистов-интеллектуалов, в русской традиции – интеллигентов, т.е. культурных, духовно богатых людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Изучение культурологии выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих, эстетических и этических функций. Приобретение знаний поможет понять ее место в мировом культурном процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию, историю национальной культуры, ее достижения.

Культурология обладает огромным ценностно-нормативным воздействием. Значение культуры своего отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их генезис и отношение к ним.

Изучение культурологии решает задачи не только воспитания, но и просвещения, формирования культурно-эстетического отношения к миру и самому себе.

Задачей преподавания культурологии является освоение студентами теоретических знаний и практических навыков, норм, ценностей, архетипов, анализ многообразия культурных картин мира для формирования способности выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки историко-культурных явлений и процессов глобализации, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические и культурные факты во времени и пространстве. Выработка толерантности и уважения к традициям представителей других культур.

Мотивация занятия: пробудить интерес к культурному наследию прошлого и настоящего.

Цель занятия:-

Учебные задачи темы:

- рассмотреть разные подходы к изучению культурологии как науки и как предметной дисциплине,

- дать представление о принципах и методах культурного исследования,

- проследить становление, этапы и характерные черты термина культура,

- познакомить с кругом дискуссионных исследовательских проблем терминологии.

Практические задачи темы:

- выработка у студентов навыков культурного исследования,

- умения читать научную и теоретическую литературу,

- находить и анализировать информацию в окружающей действительности и культурных артефактах,

- владеть необходимым культурным инструментарием.

7%

  1. Основная часть занятия

    1. %


1

2

3

4


3

Контроль исходных знаний, умений и навыков

Проверка знаний основных терминов и понятий: культура, цивилизация, «локальщики», «всемирщики», культурологические школы (общественно-историческая, натуралистическая социологическая), и направления культурологии ( эволюционизм, функционализм, диффузионизм, структурализм),

10%


4

Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе

1.Установление соответствия: автор - название работы.


      1. %


5

Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД).

2%


6

Управляемая СРС в учебное время

Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

1. Выделение 10 ключевых слов и словосочетаний по теме семинара. Их аргументация.

20%


7

Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

1.Устные ответы студентов по вопросам семинарского занятия.

  1. Защита презентацияй.


50%


8

Итоговый контроль

Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка

6%


  1. Заключительная часть занятия


9

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

3%

10

Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

7%


7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время.


Реализация планируемой формы занятия:

  1. Практическая культурология: понятие предмет, цели и задачи.

  1. Теоретическая культурология: понятие предмет, цели и задачи.

  2. Теоретическая культурология в XVIII веке. (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, В. Гумбольд).

  3. Теоретическая культурология в XIX веке (Ф. Ницше, школа «всемирщиков» и «локальщиков». Общественно-историческая школа (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, концепция «Осевого времени» К. Ясперса.

  4. Натуралистическая школа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и социологическая школа (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин) в культурологии.

  5. Основные направления культурологии:

А) эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор);

Б) диффузионизм (Ф. Ратцель);

В) функционализм (Радклифф-Браун, Б. Малиновский);

Г) структурализм (Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс).

1 вопрос.

В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретиче­ская и прикладная культурология.

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например, экономи­ческие, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практиче­ские рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультур­ной практики и предназначены для профессионального отраслевого использо­вания, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической ди­намике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценност­но-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др.

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения по­требностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факто­рам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и разви­ваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традици­онных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы пове­дения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотноше­ние между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема соци­окультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой ката­ строфами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологи­ческим фактором.


Прикладная культурология – это совокупность концепций, методоло­гических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаи­модействия и на достижение определенных практических эффектов в этих об­ластях.

Прикладная культурология ориентирована на применение знаний о культуре для прогнозирования, управления и регулирования культурных процессов, разработку способов передачи культурного наследия в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладная культурология разрабатывает принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами. Эти принципы и технологии реализуются на трех уровнях – культурной политики, деятельности культурных институтов и внеинституциональных взаимодействий. 

Первый уровень - культурная политика – это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные государственные и общественные институты. Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов социализации и инкультурации людей. (Инкультурация – процесс придания личности культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет.)

 На втором уровне культурные институты занимаются реализацией той самой культурной политики. 

Культурные институты можно разделить на три группы:


1. Институты по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых: 
а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения); 
б) институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концертные организации, кинопрокат);

в) культурно-досуговые институты (дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного творчества). 

2. Творческие институты (театры, студии, оркестры, художественные коллективы и творчески объединения и др.).

3. Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия). 

Третий уровень исследований – это проблемы межличностных социокультурных контактов и взаимодействий в семьях, служебных и учебных подразделениях, компаниях по интересам и пр.

Прикладная культурология взаимодействует на стыке фундаментальной культурологии с политологией, социологией, психологией и педагогикой


2 вопрос.

Теоретическая культурология – это область культурологической нау­ки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и истори­ческом аспекте. В рамках теоретической культурологии могут быть выделены ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, истори­ческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.


Теоретическая культурология исследует культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры. Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Возможности культурологии в построении обобщающей модели культуры привлекают внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. У истоков формирования теоретического уровня культурологии стоит итальянский исследователь XVIII века Дж. Вико.

Цель теоретической (фундаментальной) культурологии – изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. 
В фундаментальной культурологии сформированы три направления исследований: 
  социальная культурология (ее предметная область и задачи рассматривались выше); 
  психология культуры исследует проблемы «субъективации» культурной личности, проявляющейся в ее творческом, интепретативном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам, заданным культурой общества, психологической мотивации отношения индивида к общепринятым образцам поведения и суждений. 
  культурная семантика - изучает культурные феномены как средство коммуникации между обществом и личностью, индивидами внутри сообщества, различными сообществами как культурными целостностями, как систему культурных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символических чертах технологий и продуктов всякой человеческой деятельности. 

3 вопрос.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

В XVIII веке сформировались 2 противоположные позиции по вопросу культурного развития человека. 1-ая оптимистическая позиция утверждала, что культура – есть добро, польза, благо для человека. Её идеологом стал И.Г. Гердер и Гумбольд.

2-ая пессимистическая позиция, утверждала что культура – это зло для человека, она ведет его к деградации. Главным автором являлся Ж.Ж. Руссо.

Теория культурного совершенствования человечества в философии И. Г. Гердера.

В период Просвещения развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.