Файл: 1. Химический состав, свойства и применение латуней в автомобилестроении.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Механические примеси вызывают, прежде всего, механический и абразивный износ двигателя. К механическим примесям относятся песок (абразив), продукты износа и ржавения, распада присадок, неполного сгорания топлива, глубокого окисления масла и др. Повышенное содержание механических примесей в масле свидетельствует о неудовлетворительной работе фильтров (они перенасыщены). Обнаружить механические примеси даже в работающем масле очень легко: они видны в растекшейся капле масла, нанесенной на чистое сухое стекло. При обнаружении механических примесей следует в первую очередь проверить состояние системы фильтрации.

2 Температура каплепадения по паспорту - 225 °С, а согласно ТУ 38 УССР 201143-77 она должна быте не менее 230 °С.

Температура каплепадения - это температура, при которой упадет первая капля смазки, помещенной в капсюле специального прибора, нагреваемого в стандартных условиях.

Температура каплепадения, зависящая в основном от вида загустителя и в меньшей степени от его концентрации, определяет подразделение смазок на низкоплавкие - Н (температура каплепадения до 65 °С), среднеплавкие - С (65…100 °С) и тугоплавкие - Т (свыше 100 °С).

Во избежание вытекания смазки из узла трения температура каплепадения должна превышать температуру трущихся деталей на 15…20 °С.

3 Коллоидная стабильность характеризуется степенью отделения из смазки дисперсионной среды - масла. Ее определяют при отпрессовывании масла из смазки на приборе КСА (ГОСТ 7142-74). Коллоидная стабильность смазки существенно зависит от вязкости входящего в ее состав масла: чем больше вязкость, тем выше коллоидная стабильность. Смазки с чрезмерно высокой коллоидной стабильностью нежелательны, ибо они действуют неэффективно.

Коллоидная стабильность характеризует способность смазок при хранении и эксплуатации сопротивляться выделению масла (под действием температуры, давления и др. факторов или самопроизвольному вследствие структурных изменений, напр. под воздействием собственной массы). Коллоидная стабильность смазок определяется степенью совершенства их структурного каркаса и вязкостью дисперсионной среды: чем выше вязкость масла, тем труднее ему вытекать из объема смазки.

В нашем случае коллоидная стабильность (13%) выше, чем требования ТУ (не более 10%), следовательно, выше и вязкость масла, и такая смазка действует неэффективно.

4 Предел прочности по техническим условиям должен составлять 200 Па·с, а по паспорту, полученному с нефтебазы, предел прочности составляет 150 Па·с.


Предел прочности характеризует способность смазок не вытекать из узлов трения, противостоять сбросу с движущихся деталей (например, подшипников) под влиянием инерционных сил и удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях не стекая и не сползая. Когда напряжение сдвига превышает предел прочности, смазка начинает течь.

5 Одним из показателей качества масла является его вязкость (сила внутреннего трения). От ее значения зависят техническое состояние двигателя, расход топлива и масла. По вязкостным показателям подбирается масло для определенного двигателя в зависимости от конструкции, технического состояния, условий эксплуатации, сезонности и других факторов. Значение вязкости масла входит в его маркировку в виде цифрового индекса, например, M-8B-I, М-10Г2 где цифры 8 и 10 обозначают значение кинематической вязкости в мм2/с при 100 °С. Использование маловязких масел (тем более загущенных - всесезонных) позволяет экономить топливо. Но, с другой стороны, использование маловязкого масла может стать причиной повышенного износа деталей, в том числе абразивного, увеличения расхода масла на угар. Например, расход масла М-53/12Г1 на угар больше по сравнению с расходом на угар масла М-12Г1. Но применение масел с повышенной вязкостью связано с увеличением механических потерь, ухудшением пуска двигателя, увеличением пусковых износов. Масла подбирают такой вязкости, которая обеспечивала бы надежную смазку, небольшой расход на угар, легкий пуск двигателя, отвод теплоты и др. Оптимальное значение вязкости масла в каждом конкретном случае обеспечивает минимальный износ деталей двигателя, достаточную скорость подачи масла к цилиндрам, максимальный отвод теплоты (масло отводит 1.5…4.5% теплоты, выделяемой при сгорании топлива), уплотнение зазоров (это, в свою очередь, обеспечивает минимальный прорыв отработавших газов в масляный картер и расход масла на угар). Масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом - к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.



В нашей пластичной смазке ШРБ-4 вязкость повышена (170 Па·с) и это приводит к увеличению механических потерь, ухудшению пуска двигателя, увеличению пусковых износов.
4. Ассортимент топлив для дизельных двигателей, применяемых в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями
Автомобильные двухтактные и четырехтактные дизельные двигатели относят к типу быстроходных (частота вращения коленчатого вала свыше 1000 мин-1). Они более требовательны к качеству топлива, чем тихоходные транспортные и стационарные двигатели.

Ассортимент дизельных топлив, в соответствии с ГОСТ 305-82, включает 3 сорта: арктическое (А), зимнее (З) и летнее (Л). Летнее используется при температуре окружающего воздуха выше 0 °С, зимнее - при температуре до -20 °С и арктическое - при температуре до - 50 °С.

В обозначение топлив всех марок входят массовое содержание серы и дополнительно температура вспышки для марки Л и температура застывания для марки З. Так, в обозначении:

§ Л - 0,2-40 ГОСТ 305-82 - Л - топливо дизельное летнее, массовая доля серы - 0.2%, 40 - температура вспышки, °С;

§ 3-0.4 минус 35 ГОСТ 305-82 - З - топливо дизельное зимнее с содержанием серы 0.4% и температурой застывания - минус 35 °С;

§ А-0.4А ГОСТ 305-82 - А - топливо дизельное арктическое с массовой долей серы 0.2%).

Высококачественное дизельное топливо содержит меньше серы (0.15%) и имеет лучший фракционный состав. Выбор марки дизельного топлива зависит только от климатических условий и качества используемого масла.

При этом важно помнить, что дизельное топливо вида II по ГОСТ 305-82 с повышенным содержанием серы (более 0.2%) можно применять только при условии использования для смазки двигателя масла, содержащего многофункциональные присадки (ВНИИНП-370, ВНИИНП-360 и др.), обладающие моющими средствами и нейтрализующие вредное воздействие серного и сернистого газов. В противном случае неизбежен будет повышенный износ деталей двигателя, превышающий нормальный в 1.5 - 3 раза.

Чтобы уменьшить вредное влияние сернистого топлива, следует также поддерживать нормальный тепловой режим двигателя (не снижать температуру во избежание конденсации паров влаги), более часто заменять фильтрующие элементы масляных фильтров и масло в картере двигателя.


При отсутствии зимнего дизельного топлива можно применять летнее с добавлением не менее 30% керосина при температуре -10 °С и до 50% при температуре -20 °С. С понижением температуры от 20 °С до -20 °С вязкость летнего топлива увеличивается в 10 раз, а зимних - в 5 раз. Это следует учитывать при выборе топлива, так как вязкость является основным фактором, характеризующим эксплуатационные свойства его в зимнее время. Перед форсункой вязкость топлива не должна превышать 12 мм2/с.

Для использования летнего дизельного топлива при отрицательных температурах добавляют депрессорные присадки. Это топливо маркируют ДЗп по ТУ 38.101889 и используют в зимний период при температуре до -15 °С.

В соответствии с ТУ 38.1011348-89 выпускают экологически чистое дизельное топливо. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего топлива (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) с содержанием серы не более 0.1%.
5. Строение лакокрасочного покрытия. Маркировка лакокрасочных материалов и покрытий
Лакокрасочные материалы (эмаль, грунтовка, шпатлевка) маркируют пятью группами буквенно-цифровых знаков с учетом химического состава и их основного назначения.

Первая группа - наименование лакокрасочного материала - «эмаль», «грунтовка», «шпатлевка».

Вторая группа, обозначаемая двумя буквами, указывает тип основного пленкообразователя по химическому составу: НЦ - нитроцеллюлозный; МЛ - меламинный; ПФ - пентафталевый; БТ - битумный; ФЛ - фенольный; ХВ - перхлорвиниловый и поливинилхлоридный; АК - полиакриловый; ВЛ - поливинилацетальный; ГФ - глифталевый; ЭП - эпоксидный; ПЭ - полиэфирный ненасыщенный; КО - кремнийорганические; МЧ - мочевинные и т.д.

Для лакокрасочных материалов, обладающих специфическими свойствами, между первой и второй группами знаков через дефис ставят индексы: В-водоразбавляемые; П - порошковые; Э - эмульсионные; Б - без активного растворителя.

Третья группа - отделяемая от второй также через дефис, определяет основное назначение лакокрасочного материала и маркируется цифрой от 1 до 9 в обозначении эмалей, «0» - в обозначении грунтовок и «00» - в обозначении шпатлевок. Цифра 1 означает, что эмаль атмосферостойкая, 2 - ограниченно атмосферостойкая; 3 - консервационная; 4 - водостойкая; 5 - специальная; 6 - маслобензостойкая; 7 - химически стойкая; 8 - термостойкая; 9 - электроизоляционная.


Четвертая группа определяет порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу, и обозначается одной, двумя или тремя цифрами.

При наличии некоторых специфических особенностей лакокрасочного материала возможно добавление буквенного индекса. Например, «ГС» и «ХС» эмали горячей и холодной сушки соответственно; «ПГ» - пониженной горючести.

Пятая группа знаков обозначает цвет лакокрасочного материала и дается полным словом.

Так, например, из обозначения «Эмаль В-ПЭ-1179 красно-оранжевая» видно: эмаль - вид материала; В-водоразбавленная; ПЭ - полиэфирная ненасыщенная; 1 - атмосферостойкая; 179 - порядковый номер; красно-оранжевая - цвет эмали.

В обозначении грунтовки - «грунтовка ГФ-020 коричневая» означает: грунтовка - вид материала; ГФ - глифталевая; 0 - грунтовка; 20 - порядковый номер, коричневая - цвет грунтовки.

В обозначении шпатлевки - «шпатлевка НЦ-007 красно-коричневая» означает: шпатлевка - вид материала; НЦ - нитроцеллюлозная; 00 - шпатлевка; 7 - порядковый номер; красно-коричневая - цвет шпатлевки.

Лакокрасочные покрытия классифицируются по материалу покрытия, внешнему виду поверхности покрытия (класс покрытия) и по условиям эксплуатации (группа покрытия).

Наиболее высокие требования к лакокрасочным покрытиям предъявляются при окраске кузовов легковых автомобилей. Эти покрытия состоят из фосфатной пленки, грунтовки, шпатлевки (при ремонте автомобилей) и нескольких (2-5) слоев эмали. Они должны отвечать требованиям 1-го класса.

Покрытие кузовов автобусов, кабин, оперения и капотов грузовых автомобилей состоит из грунтовки, местной шпатлевки (при ремонте) и двух-трех слоев эмали и должно отвечать требованиям 2-го класса.

Агрегаты автомобилей (двигатели, рамы, колеса и др.), а также грузовые платформы покрываются одним слоем грунта (не всегда) и одним-двумя слоями эмали. К этим покрытиям предъявляются требования 3-го и 4-го классов.

Таким образом, лакокрасочное покрытие в наиболее полном виде состоит из фосфатной пленки, грунтовки, местной шпатлевки, общей шпатлевки и слоев эмали. Общая толщина лакокрасочного покрытия обычно не превышает 40-300 мкм (рисунок 5.1).

Качество лакокрасочного покрытия и его долговечность возрастают, если перед грунтовкой поверхность подвергается химической обработке растворами солей фосфорной кислоты, так называемому фосфатированию или бондеризации