Культурология в системе гуманитарного знания Методичка 2.docx

Добавлена: 14.02.2019

Просмотров: 764

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра __ _гуманитарных дисциплин__________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль __________ Культурология в системе гуманитарного знания__________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)____ Культурология__________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности _____-060201 Стоматология __________________

(шифр-наименование специальности)



курс _____I______ семестр _____I,II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия: «Структура и состав современного культурологического знания».

  2. Мотивация изучения темы. Сформировать представление о культуре как об объективной данности и сопоставить ее с другими формами бытия природы, общества и человека. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению системы культурологических знаний. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - что такое культурология как область знания, её место в социо-гуманитарном знании. Предменто-объектную сторону исследования, ели и задачи данной науки. Многообразие методов исследования и способы и принципы их применения. Увидеть полисемантическую особенность предмета изучения культурологии.

«Уметь» - применять и созидать на практике все аспекты феномена культуры.

«Владеть» - методами оценивания достижений культуры на основе знания исторического контекста их создания, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации.

  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования.


При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».

  1. Особенности развития истории России и мира (Отечественная история - школьный курс).

  2. Понятие культура, цивилизация и формация (обществоведение - школьный курс)


5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

    1. Чем характеризуется процесс становления культурологического знания?

    2. Связь культурологии и социогуманитарного знания.

    3. Перечислите основные причины формирования культурологического знания?

    4. Какие существуют подходы в понимании культурологии как области знания?

    5. Что является предметом и объектом культурологии?

    6. Почему культурологию считают интегративной наукой?


    1. Задания для СРС во внеучебное время.

1. Составить схему основных этапов развития культурологического знания.

2. Изобразить собственную схему культурологического знания.

3. Выписать самые распространенные определения культуры.

4. Составить схему эволюции в истории человечества основных форм культуры.

5. Составить схему генезиса термина «культура» в разные исторические эпохи (Древняя Греция, Древний Рим, эпоха Средних веков, эпоха Нового времени, Новейшее время).


    1. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).


1. Специфика социогуманитарного знания заключается в том, что:

1) человек является субъектом и объектом познания;

2) эта область знания имеет оценочный характер;

3) существует своя методология;

4) все перечисленное.


2. Культурология – это:

1) наука, изучающая историю и теорию культуры;

2) интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперируя материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социальных, психологических и др. исследований;

3) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.


3. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?

1) Э. Дюркгейм;

2) М. Вебер;

3) Л. Уайт;

4) В.Г.Ф. Гегель.


4. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:

1) обработку, возделывание почвы;

2) подражание;

3) украшение

4) все вместе взятое.


5. Кто из ученых придал термину «культура» ценностную окраску, указывал на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?

1) Ж.-Ж. Руссо;

2) С. Пуффендорф;

3) Вольтер;


6. Ж.-Ж. Руссо считал культурные народы:

1) «испорченными», морально «развращенными» по сравнению с первобытными народами;


2) «более совершенными», чем первобытные народы;

3) «нейтральными» и «чистыми».


7. Какой немецкий философ понимал развитие культуры как совершенствование разума?

1) И. Кант;

2) И.Г. Фихте;

3) И.Г. Гердер.


8. Основные разделы культурологии:

1) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семантика;

2) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культуры, прикладная культурология.

3) все перечисленное.


9. Какие методы используются в культурологии?

1) эмпирические и компаративные;

2) математического моделирования;

3) структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ»

4) все перечисленные

5) все перечисленные, кроме 2).


10. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?

1) социология;

2) философия;

3) антропология.


5.4. Темы рефератов:

1. Культурология наука или учебная дисциплина?

2. Становление культурологического знания в России.

3. Почему «культурология» является обязательным компонентом высшего образования?

4. Вклад философов Просветителей в становление культурологического знания (Д. Вико, И.Г. Гердер, Ж.Ж. Руссо, Вольтер и др.)


  1. Этапы проведения практического занятия.


п/п

Название

этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

  1. Вводная часть занятия

5-10 %

Организация

занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

3%

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Цель преподавания дисциплины «Культурология» состоит в необходимости подготовки высоко квалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники, специалистов-интеллектуалов, в русской традиции – интеллигентов, т.е. культурных, духовно богатых людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Изучение культурологии выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих, эстетических и этических функций. Приобретение знаний поможет понять ее место в мировом культурном процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию, историю национальной культуры, ее достижения.

Культурология обладает огромным ценностно-нормативным воздействием. Значение культуры своего отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их генезис и отношение к ним.

Изучение культурологии решает задачи не только воспитания, но и просвещения, формирования культурно-эстетического отношения к миру и самому себе.

Задачей преподавания культурологии является освоение студентами теоретических знаний и практических навыков, норм, ценностей, архетипов, анализ многообразия культурных картин мира для формирования способности выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки историко-культурных явлений и процессов глобализации, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические и культурные факты во времени и пространстве. Выработка толерантности и уважения к традициям представителей других культур.

Мотивация занятия: пробудить интерес к культурному наследию прошлого и настоящего.

Цель занятия:-

Учебные задачи темы:

- рассмотреть разные подходы к изучению культурологии как науки и как предметной дисциплине,

- дать представление о принципах и методах культурного исследования,

- проследить становление, этапы и характерные черты термина культура,

- познакомить с кругом дискуссионных исследовательских проблем терминологии.

Практические задачи темы:

- выработка у студентов навыков культурного исследования,

- умения читать научную и теоретическую литературу,

- находить и анализировать информацию в окружающей действительности и культурных артефактах,

- владеть необходимым культурным инструментарием.

7%

  1. Основная часть занятия

    1. %

1

2

3

4

Контроль исходных знаний, умений и навыков

Проверка знаний основных терминов и понятий: культурология, культура, цивилизация, гуманизм, метод, полисемантичность, методология, формы культуры, принципы изучения культуры, структура культурол. знания, культурная антропология, философия культуры, психология культуры, социология культуры, история культурологических учений, практическая культурология

10%

Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе

1.Установление соответствия: автор - название работы.


2 %

Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД).

2%

Управляемая СРС в учебное время

Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

1. Выделение 10 ключевых слов и словосочетаний по теме семинара. Их аргументация.

20%

Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

1.Устные ответы студентов по вопросам семинарского занятия.

2. Защита презентаций.

3. Выполнение тестового контроля.

4. Выступления студентов (сообщения, доклады, рефераты)


50%

Итоговый контроль

Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка

6%

  1. Заключительная часть занятия

5-10 %

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

3%

Общие и индивидуальн-е задания на СРС во внеучебное время

Историческое развитие понятия «культура»:

- И.Г. Гердера;

- И. Канта;

- К. Маркса;

- классическая модель;

- постклассическая модель.

7%



  1. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время .


Реализация планируемой формы занятия:

1. Культурология как наука: предмет, объект, цели и задачи.

2 . История становления культурологического знания.

3. Межпредметный характер культурологии.

4. Структура культурологического знания.

5. Понятие культуры и его историческое развитие.

6. Функции и формы культуры.

7. Методы культурологического исследования


Культурология сегодня является сравнительно молодой отраслью научного знания. Можно сказать, что в России до начала 90-х годов культурологии, обладающей собственным научным статусом, практически не существовало, зато в последнее десятилетие наблюдается стремительное развитие этой сферы науки. В связи с реформированием всей системы российского образования на современном этапе значительное внимание уделяется гуманитарной подготовке будущих специалистов. Ключевая роль при этом отводится новому предмету - культурологии. В настоящее время культурология как наука находится в стадии формирования. Определенные трудности ее становления вызваны сложностью, многоплановостью, понятия культуры.

Культурология - сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 год, когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого.

2 вопрос.

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней несколько больших периодов.

Первый начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э.

Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства - рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки.


Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества архитектура, скульптура, барельеф достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

Третий период приходится на V -- XVII века, хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III веке -- Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV - XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий -- христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса). В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках. Человека нового времени можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости.

3 вопрос:

Культурология и психология. У них общий объект исследования - предметы и явления, зависящие от способности человека символизовать. Но контекст изучения разный. Психология рассматривает культуру во взаимосвязи с организмом человека - в соматическом контексте: как, кого и почему привлекают определенные идеи, увлекают и затягивают отношения, с какими символами связывает себя человек, по собственному представлению, выбранным стилем поведения. То есть, каким образом объективирует человек культуру в своей повседневной жизни и как это сказывается на его здоровье. Для культурологии важна взаимосвязь культуры, ее взаимодействие между собой важнее, чем взаимосвязь с организмом человека.