Методичка 2 типология культуры.docx

Добавлена: 14.02.2019

Просмотров: 817

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра _____________гуманитарных дисциплин____________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль _________________типология культуры_________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)___________________культурология___________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности_______ _060201 Стоматология ____________

(шифр-наименование специальности)



курс ______I______ семестр ____I, II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие основных типов культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению системы культурологических знаний. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.

«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.


  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».


1.Тенденции глобализации и ее последствия («Обществознание» школьный курс)

2. Создание Евроатлантической цивилизации («Всемирная история» школьный курс).


5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. История становления терминов «универсализм» и «партикуляризм».

  2. Теория партикуляризма в трудах русских общественно-политических деятелей и ученых (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский и т.д.)

  3. Теории универсализма А. Моля.

  4. Что такое культурные универсалии. Какие ученые работают над классификацией культурных универсалий.

  5. Почему тенденцию «универсализма» называют западной, а «партикуляризма» - восточной?

  6. Возможен ли универсализм в странах Востока?

  7. Сторонником какого направления Вы являетесь? Свой ответ обоснуйте.


5.2 Задания для СРС во внеучебное время

1. Выписать основные идеи работы С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

2. Составить схему культурных универсалий Мердока.

3. Сравнить доказательную основу универсалистов и партикуляристов.

4. Почему концепция А. Моля получила название «мозаичной»? Перечислите основные компоненты мозаики.


5.3 Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты) .


  1. Формирование глобальной культуры произошло в …

    1. Римскую эпоху,

    2. Эпоху средневековья,

    3. Эпоху эллинизма,

    4. В конце ХХ века.


  1. Преобладающей формой современных социальных отношений является …

    1. Формирование общепланетарного культурно-информационного поля,

    2. Развитие мультикультуральности,

    3. Разработка технологий мягких социальных взаимодействий,

    4. Развитие процессов стихийной локализации исторических традиций.


  1. Сегодня многие ученые говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в., основной причиной которого называют…

    1. массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий,

    2. утрату людьми системного характера своих ценностных ориентаций в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику,

    3. ухудшение системы образования, медицинского обслуживания,

    4. исчерпанность «просвещенческой» картины мира.


  1. В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся…

    1. Исчезновение явлений, не вписывающихся в систему стандартов,

    2. Увеличение диспропорций в экономическом развитии стран,

    3. Международный характер политических кризисов,

    4. Разнообразные «культурные тексты», аккумулирующие исторический опыт коллективной жизни людей.



  1. В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить…

    1. Выработке принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа,

    2. Выработке представлений об особом типе технически эрудированной личности,

    3. Разработке технологий функционирования многопартийной системы,

    4. Внедрению модели жесткого администрирования на всех уровнях общественной системы


  1. Предпосылкой процесса глобализации является …

    1. Отказ от технического прогресса,

    2. Приоритет семейных и национальных ценностей,

    3. Этническая замкнутость,

    4. Создание наднациональных институтов.


  1. Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее…

    1. Натуроцентризма,

    2. Аскетизма,

    3. Теоцентризма,

    4. Присвоения человеком природы.


  1. Превращение человеческой жизни в процесс коммуникации – характерная черта …………… культуры

    1. Современной глобальной,

    2. Средневековой европейской,

    3. Античной,

    4. Восточной.


  1. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для …

    1. Создания «открытых обществ»,

    2. Реализации идеи равноправия,

    3. Управления и манипулирования людьми,

    4. Забвения собственных интересов ради интересов общества.


10 Особенность современной культурной ситуации…

    1. Стремление к духовным ценностям,

    2. Коллективизм,

    3. Стремление к национальной замкнутости,

    4. Стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека.


5.4. Темы рефератов.

1. Глобализация и рост региональных фундаменталистских движений.

2. Универсализм как модель западного образа жизни.

3. Партикуляризм как модель восточного образа жизни.

4. Концепция партикуляризма в трудах П.Я. Чаадаева.

5. Модель универсализма в творчестве Радхакришнина.

6. Влияние концепции С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» на геополитику XXI века.


6. Этапы проведения практического занятия.


  1. Универсализация и партикуляризация.

  2. Универсалии культуры.

  3. Универсальная модель культуры (западная – А. Моль; восточная – Радхакришнан).

  4. Положительные и отрицательные черты культурной универсализации.

  5. Концепция С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

  6. Универсализация и глобализация.

Этимология происхождения терминов:

Универсализм - (от лат. Universalis) - всеобщий;

Партикуляризм - (от лат. Particularis) - отдельный.

Сепаратизм – этноразделительный процесс, изоляционизм – тенденция культурной замкнутости;

Ксенофобия (от греч. слов чужой и страх, боязнь) – страх перед чужой культурой.


Универсализм – мировоззренческая установка на культурный синтез, на «всемирность истории», на «схождение» культур. Сторонники данной концептуальной установки, несмотря на многообразие культур, обосновывают общность исторической судьбы человечества, доказывают, что в культурном разнотравье прослеживается единая линия общечеловеческой культуры.


Признание множественности типов культур ведет к неоднозначным выводам. Некоторые исходят из представления о равенстве культур. Другие, напротив, полагают, что множественность не исключает принципа иерархичности, т.е. признания одних культур значимыми, развитыми, ценностно-богатыми и плодоносными; других, напротив, – патриархальными, истощившимися, менее богатыми и утратившими свое влияние.

Универсализм — мировоззренческая установка на культурный синтез, «всемирность истории», «схождение» культур. Сторонники данной концептуальной установки убеждены в общей тенденции развития, несмотря на многообразие культур и культурных маршрутов. Они заинтересованы в постижении общей судьбы человечества, общечеловеческой культуры, что в культурном разнообразии просматривается единая линия.

Универсализм культуры является закономерным порождением универсальности культуры, поэтому факт ее всеохватности, осмысленный XX столетием, актуализирует проблему изучения универсализма культуры как мировоззренческой установки и культурной практики.

Универсализм как мировоззренческая установка прошла длительный процесс, охвативший период с XVIII века по настоящее время, и представлена рядом научных теорий, созданных в русле философии истории, этнографии, философии культуры, социологии.

К идее универсализма культуры относится концепция космополитизма, которая сформировалась еще в Древней Греции. По утверждению Диогена Лаэртского, слово «космополит» в значении «гражданин мира» было впервые употреблено Диогеном Синопским. Идеи мирового гражданства в дальнейшем разделяли влиятельные личности эпохи Возрождения: Данте, Кампанелла, а также видные представители европейской культуры Нового времени – Гете, Шиллер, Кант, Фихте. Гражданином мира был Н. Рерих.

Ярким представителем «универсализма» современной эпохи является немецкий философ К. Ясперс. В работе «Смысл и назначение истории» он обосновывает концепцию «осевого времени». Суть ее в следующем. Почти одновременно в трех областях земного шара, отмечает Ясперс, возникает мощная культурная волна. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейский мир с 4000г.; во-вторых, открытая в раскопках доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия (связанная с Шумером); в третьих, смутно сквозящий в воспоминаниях и оставивший скудные следы архаический мир Китая второго тысячелетия до н.э. В противовес концепциям культурных циклов Шпенглера и Тойнби Ясперс исходит из представления о том, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития.

Ось мировой истории он относит ко времени около 500г. до н.э. (между 800-ми и 200-ми гг. до н.э.). Именно тогда произошел резкий поворот в истории. Это была эпоха, когда в разных странах почти одновременно жили величайшие мудрецы и пророки древности – Конфуций и Лао-Цзы в Китае; Будда в Индии; Заратустра в Иране; ветхозаветные пророки Илия, Исайя, Иеремия в Палестине; Гомер, Фалес, Гераклит и другие знаменитые философы в Греции, что свидетельствует о единстве родовых оснований человечества. В осевое время родились мировые религии, появилась философия, стали формироваться представления о человечестве в целом. Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. В это время формируется подлинный человек современного типа, разрабатываются основные категории, которыми мы мыслим по сей день. Подытоживая свою характеристику «осевого времени», Ясперс дает его предельно краткую формулировку: «В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться современностью».


«Осевое время», по Ясперсу, знаменует исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Все то, что существовало до «осевого времени», даже самое величественное, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся. С «осевого времени», согласно Ясперсу, начинается становление единого всеохватывающего культурно-исторического процесса. Если отталкиваться от него, то мировая история обретает структуру и единство.

Партикуляризм - (от лат. particularis - частичный)

1. Приоритет  отдельных частных интересов над общими.

2. Политическая разобщенностьраздробленность, а также движение  к обособлению, отделению каких-либо территориальных единиц государства.

3. По Т. Парсонсу - вид ориентации, противопоставляемый универсализму  и заключающийся в применении уникальных, а не общих критериев оценки

Партикуляризм – мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности. Мировоззренческой основой партикуляризма является представление о стадиальности развития культур при несовпадении ее этапов. Идея партикуляризма поддерживалась также осмыслением различных культурных эпох как совершенно автономных, имеющих самостоятельное культурное ядро.

Долгие столетия партикуляристское сознание противопоставляло Запад и Восток как совершенно обособленные миры. Формулой этого противостояния стало высказывание Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток и им никогда не сойтись».

Н.А. Бердяев отмечал, что «партикуляризм свойствен был всему древнему миру». Существовало множество культурных миров, возникавших в веках на территории от Китая до Европы. Древние мифологические культуры были как бы контроверзой осевому времени. Иначе говоря, стремление создать определенную синхронистическую таблицу, которая охватывала бы тысячелетия, не имела успеха. Линии развития культур расходятся: «Если вначале они казались тремя путями, направленными к одной цели, то в дальнейшем они становятся совершенно чуждыми друг другу».

Мировоззренческой основой партикуляризма является представление о стадиальности развития культур при несовпадении этапов культуры. Вот почему культуры не слышат друг друга. Они развиваются не параллельно, а обособленно. Немецкий историк Древнего мира Эдуард Мейер (1855—1930) в своем главном пятитомном труде «История древности» рассматривал историю возникновения древневосточных цивилизаций. Он утверждал, что культуры переживают периоды развития, кульминационного пункта расцвета, затем умирания и падения. По мнению Мейера, в Древнем мире были такие великие культуры, по сравнению с которыми последующие времена — это лишь возврат к прошлому. Например, он считал: древняя культура Вавилона была настолько совершенной, что во многих отношениях не уступала культуре XX в.