Методичка 3 - типология культуры.docx

Добавлена: 14.02.2019

Просмотров: 797

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра _____________гуманитарных дисциплин____________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль _________________типология культуры_________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)___________________культурология___________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности_______ _060201 Стоматология _ ___________

(шифр-наименование специальности)



курс ______I______ семестр ____I, II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Региональная культура: восточная и западная, северная и южная. Срединные культуры. Локальные культуры».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие основных типов культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению системы культурологических знаний. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные понятия и категории позволяющие установить коммуникативную связь с представителями другой региональной культуры, основные ценности, нормы, культурные архетипы, принципы организации и функционирования культуры в регионе; содержание представлений о сценариях развития основных региональных типов культуры.

«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.


  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».

  1. Западная, Восточная, Северная, Южная и Срединная культура («обществознание» школьный уровень).

  2. Региональная культура («МХК» школьный уровень).

  3. Конфликт Запада и Востока, евроатлантическая цивилизация ((«обществознание» школьный уровень)

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Разрешите дилемму: единый мировой культурный процесс или история «локальных цивилизаций».

  2. Каким мыслителем была впервые заявлена проблема «Восток – Запад – Россия»?

  3. Культура Востока часто воспринимается как единое, цельное. Попробуйте выделить специфические черты Ближнего Востока, Индии, Китая и Японии.

  4. Западная культура как антипод Восточного типа.

  5. Перечислите характерные черты срединных культур.

  6. Значимость южного типа культуры в творчестве Леопольда Сенгора – движение негритюд.

  7. Почему основой Северного типа культуры является система либеральных ценностей?

  8. Проведите сравнительный анализ диалектической пары – Южной и Северной культуры.


5.2 Задания для СРС во внеучебное время

1. Составить типологию региональной культуры,

2. Сделать презентации по любому из типов культуры.

3. Сообщение по личности Э. Геваре, Л. Сенгора.

4. Выписать отличительные черты срединных культур.

5. Составить перечень культур, которые можно назвать локальными. Привести обоснование своему мнению.

6. Россия как локальная культура. Доводы за и против.


5.3 Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты) .


Тема «Локальные и срединные культуры»

  1. Из определений найдите, где «локальные культуры», «срединная культура», а где «культура ареала»?

А) географический район, пространство, внутри к-рого у разных культур обнаруживается сходство в основных чертах. Концепция была создана в конце XIX - нач. XX вв. американскими этнографами. Наиболее полно теорию разработал американский антрополог А. Кребер (1876-1960). Под …. он понимает определенный географический район, к-рый характеризуется сходством значительного числа культурных черт. Внутри выделяются “культурный центр” — область наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и увеличиваются заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут либо тормозить, либо ускорять культурное развитие. Неудачное нововведение, напр., противоречащее сложившимся традициям, замедляет культурный рост. И наоборот, удачные инновации и заимствования ускоряют развитие культуры.


Б) понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое “ядро культуры” не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на “субкультуры”, возникновения “контркультуры”. Формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта. Воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни. Разрушение ее, несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепляет свою - основу жизни и самоидентификации данного социального организма.

В) культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате серии природных вызовов (“вызов моря”- Минойская культура, “вызов засушливой земли” - Египет) в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шумер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура.

- культура ареала, б – срединная, в – локальная)

2. Типологические черты локальных культур (укажите лишнее):

а) вписанность в природные ритмы; б) идеал личности, символизирующий ненарушение своим моральным и социальным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов (“выпрямление имен” Конфуция); г) знание носит сакральный характер; д) искусство имперсонально и канонично; д) закрытые общества с вертикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии); е) эпатажность, стремление быть заметной и диктовать условия для развития другим культурам; ж) человек локальных культур - сословный индивид (качества личности - функция от качеств социальной группы, к которой он принадлежит); з) доминанта локальных культур - религия этнического и ритуалистического типа.

3. Определите, какой тип культуры? А) срединная, Б) локальная,

Понятие, ввел Н. Бердяев. Культурная инновация, полученная в результате медиации, в результате преодоления дуальной оппозиции посредством поиска новой меры снятия ее полюсов в осмысленном предмете посредством поиска новой меры снятия ее полюсов в осмысленном предмете посредством творческого наращивания нового содержания культуры "Между "есть бог" и "нет бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Все новые смыслы, новое содержание культуры формируется между полюсами оппозиции Медиации. Она способная смести все новое в культуре, так как оно может вызвать дискомфортное состояние.



4. Восстановите логическую цепочку

Поэтому вслед за появлением понятия о культуре вообще появилось, во-первых, понятие об ….?, во-вторых, понятие о….? в целом как совокупности всех этих отдельных культур. Значительно позднее эти отдельные конкретные культуры получили название …….?.

а) человеческая культура

б) локальная культура

в) отдельные культуры


5. О какой культуре идет речь (о срединной или локальной)

Это не означает, что такие ……. культуры не общались между собой, не знали друг о друге. Но каждая из культур вырабатывала в себе мощнейший каркас, некий «иммунитет» к другой культуре, не пропускающий чуждых элементов и влияний. Поэтому одной из центральных культурных оппозиций системы ……. культуры была оппозиция «свой – чужой», в которой свое (внутрикультурное) рассматривалось как истинное, а чужое – как отрицание моего, а значит, враждебное (ложное).


6. Первым выдвинул концепцию локальных культур:

а) Н. Данилевский

б) Л. Гумилев

в) О. Шпенглер

г) А. Тойнби


7. Согласно определению Л. Гумилева, к пассионариям мы можем отнести:

а) Акакия Акакиевича (Н. Гоголь “Шинель”)

б) Обломова (И. Гончаров “Обломов”)

в) Старуху (А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

г) Ивана Сусанина ( М. Глинка- опера ”Иван Сусанин”)


5.4. Темы рефератов.

1. Значение Карла Витгольфа в рассмотрении восточного типа культуры.

2. «Записки мотоциклиста» Э. Геваре - как кросс культурный анализ южного типа культуры.

3. Южный и восточный типы культур: общее и отличие.

4. Историческое место и значение срединных культур.

5. Русский тип культуры: срединный или локальны?


  1. Этапы проведения практического занятия.


  1. Понятие региональной культуры и основная классификация.

  2. Восточный тип культуры: территория, время существования, основные достижения, характеристика.

  3. Западный тип культуры: территория, время существования, основные достижения, характеристика.

  4. Северный тип культуры.

  5. Южный тип культуры.

  6. Соотношение западного типа культуры и восточного, южного и северного типов.

  7. Срединные и локальные культуры.


Для определения понятия «региональная культура» необходимо рассмотреть базовые понятия, из которых оно складывается. Определение «региона» (лат. regio — «страна», «область») в качестве термина для обозначения территориальной единицы государства можно встретить в большинстве словарей и энциклопедий. Понятие «культура» (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) несет многогранный смысл и имеет многовековую традицию употребления. Оно используется для выделения человеческого существования из природного бытия, характеристики содержания и смысла человека.

Регион — это наиболее устойчивая историко-географическая единица, обладающая рядом константных признаков (социально-экономический, историко-культурный, географический и др.), которые позволяют раскрыть ее своеобразие по отношению к другим регионам.


Региональные культуры существуют в определенном географическом ареале. Масштабы ареала могут быть различны. Есть случаи, когда региональная культура совпадает с национальной (например, культура Кореи). Но, как правило, региональные культуры объединяют несколько родственных национальных культур, что обусловлено сходными географическими, климатическими и другими условиями, особенностями жизни и т. д. поскольку продолжают существовать одни и те же географические, климатические и другие особенности жизни людей в данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринимают формы жизни и обычаи местного населения, и в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Так произошло, например, в Индии: культуры разных народов, поселявшихся на индийской земле, впитывали в себя древние традиции, до сих пор составляющие специфический колорит жизни этой страны.

Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она или претерпевает там значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней (как негритянская культура в Северной Америке или западная культура в Японии), или вытесняет оттуда местную культуру (как произошло с культурой американских или австралийских аборигенов при захвате их земель европейцами). Таким образом, ареал региональной культуры может расширяться или сужаться.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились различные культуры, являются "Запад" и "Восток", "Север" и "Юг".

Запад и Восток. Что означают эти понятия? Под "Западом" принято понимать Европу и Северную Америку, а под "Востоком" - Азию. Культурологию эти понятия интересуют в плане различия между двумя типами культур.

Понятия "восточная культура" и "западная культура" достаточно условны. Различия между ними улавливаются скорее интуитивно, чем строго логически формулируются. Восточная культура в этом плане более неоднородна и пестра: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существуют значительные различия в образе жизни народов Индии, Китая, Японии и т. п. Культура же Запада объединена одной религией - христианством, и различия в образе жизни между этими странами не столь существенны.

Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Европейская и американская культуры вкладываются в понятие «Запад». Страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока.