ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
География Класс: 5 Тема урока: Рельеф Земли. Равнины.
Цели и задачи урока:
Образовательные: дать представление о рельефе и формах рельефа, сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени; сформировать знания о видах равнин на высоте;
Развивающие: развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности, научить различать различные формы рельефа;
Воспитательная : воспитать интерес к географии, развить творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока освоение количественных и качественных характеристик крупнейших равнин мира и России с помощью карты, научить давать описание географического положения равнин, а также показывать на карте крупнейшие равнины мира, правильно выявлять черты сходства и различий крупных равнин.
Познавательные: формирование умения работать с информацией, географической картой; выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания.
Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать и корректировать свои знания и своего собеседника.
Личностные: формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности восприятию чувств других людей.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, физическая карта России, карта полушарий, картины, медиапроектор, презентация «Равнины», карточки для групповой работы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Я рада вас видеть. Вы хорошо выглядите. Надеюсь, мы хорошо поработаем на уроке.
Перед вами на столе лежат цветные квадраты: красный, желтый, зеленый. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, которому соответствует ваше настроение именно сейчас.
Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет - вы спокойны. Желтый - вы испытываете чувство тревоги, неуверенности.
2.Актуализация опорных знаний
-Какую оболочку Земли мы изучаем? (литосфера)
-Дайте определение литосфере (земная кора и верхняя твердая часть мантии)
-Каково внутренне строение Земли? (внутреннее, внешнее ядро, мантия, земная кора)
-Из каких крупных блоков состоит литосфера? (литосферных плит)
-Под материками и океанами земная кора одинакова? (нет)
-Из каких слоев состоит материковая кора? (осадочный, гранитный, базальтовый)
-Материковая кора толще под равнинами или под горами? (под горами)
-Какая средняя мощность материковой коры? (мощность ее в среднем около 35 км., а под горами Гималаями - 70-80 км.)
3.Изучение нового материала
На доске: (слайд №1)
Равнины
Горы
Плоскогорья
Нагорья
Холмы
Низменности
Море
-Что заметили? Какое понятие лишнее? Чем оно отличается от остальных? (Все понятия касаются суши, кроме понятия «море»).
-Кто догадался, какая тема урока? (ребята высказывают свои предположения)
Запишите число, классная работа, тему урока (слайд №2)
Сформулируйте цели урока: выяснить, что такое рельеф; различать формы поверхности Земли.
Уметь: правильно определять на карте местоположение различных форм рельефа
Изучение новой темы начинается с формирования понятия «рельеф».
-Ребята, сейчас обратимся к фрагменту § 24 «Как образуются горы и равнины?» и выясним, что означает понятие «рельеф» и какие формы рельефа Земли являются крупнейшими, а также выясним, что такое выветривание.
Основные понятия: (слайд №3)
Рельеф Земли - это совокупность неровностей ее твердой поверхности.
Основные формы рельефа суши– горы и равнины, а рельефа дна океана- подводные хребты и котловины.
Выветривание-процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (температуры, влажности,
химических преобразований, жизнедеятельности организмов).
- Давайте в тетради составим план-конспект в виде схемы (слайд № 4):
-Обращаю ваше внимание на то, что облик Земли формируется под
влиянием как внутренних, так и внешних сил.
-Посмотрите на рис. 54 учебника, и проанализируйте, как изменяетсярельеф во времени (горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины - на устойчивых; в образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин - внешние).
-Выясним, что такое равнины и как они различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. В этом нам поможет рис.55 в учебнике. Результат нашего анализа запишем в тетрадь.
Вывод: равнины - обширные пологие участки земной поверхности с колебанием относительных высот на них не более 200 м.По высоте над уровнем моря среди равнин выделяют впадины, низменности, возвышенности и плоскогорья.
-Рассмотрим физическую карту полушарий (стр.176-177) в учебнике и запомним, где находятся самые большие равнины: Восточно-Европейская, Великая Китайская; низменности: Западно-Сибирская, Амазонская, Индо-Гангская, Прикаспийская; возвышенности: Среднерусская; плоскогорья: Среднесибирское, Декан, Бразильское.
-Ребята, как живут люди на равнинах? Почему равнины густо заселены? Чем занимаются жители равнин? Предлагаю вам самостоятельно поработать с текстом учебника (стр. 82) и устно ответить на эти вопросы.
Физкультминутка
Учитель диктует географические названия.
Дети на слух должны определить, где название низменностей и плоскогорий.
Если они услышат название низменностей, дети встают с места, а если плоскогорья – на месте хлопают в ладошки (Западно-Сибирская, Амазонская, Прикаспийская, Декан, Бразильское, Среднесибирское, Индо-Гангская).
4.Закрепление изученного материала
1. Учащиеся работают с контурной картой и наносят на неё крупнейшие равнины мира и России.
2. Учащиеся отвечают устно на вопросы № 2-4 (стр.83) в учебнике.
3.Работа с карточками (работа по группам из 4 человек).
-Ребята, на карточках, которые вы получили - текст литературного произведения с описанием равнины. Прочитайте его, проанализируйте и ответьте на вопрос: какие особенности равнин здесь отмечены автором?
Эмиль Верхарн « Равнина»
О, прежний мирный труд на ниве золотой,
В дни августа среди колосьев хлеба,
И руки светлые над гордой головой,
Простертые к простору неба, —
Туда, где горизонт налился тишиной!
О, час полуденный, спокойный и невинный,
Для отдыха сплетавший тень
Среди ветвей, чью лиственную сень
Качали ветерки над солнечной равниной!
Как будто пышный сад, раскинулась она,
Безумная от птиц, что гимны распевали,
Высоко залетев в заоблачные дали,
Откуда песня их была едва слышна.
(Э.Верхан воспевает юг равнины. Здесь на черноземе сады и поля. Много представителей фауны (степные птицы)).
5.Итоги урока. Рефлексия.
Сегодня урок был………
Мы узнали………………
Мы выполняли задания……….
Сейчас все сидят в ожидании……………оценки
Нам понравилось…………………………………
Поднимите тот цветной квадрат, которому соответствует ваше настроение именно сейчас, в конце урока. Оно изменилось в лучшую сторону?
6. Домашнее задание: параграф 25, изучить; ответить на вопросы после параграфа.