Файл: Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1496

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра ______гуманитарных дисциплин______________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль _____ Культура как объект исследования в культурологии.______

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)_______ Культурология ______________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности _______060201 Стоматология__________________

(шифр-наименование специальности)



курс ___I_______ семестр ______I, II____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Язык и символы культуры».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть различные культурные картины мира, их ценностную ориентацию, миропонимание и мироотношения, для лучшего понимания и диалога с представителями других культурных картин мира. Рассмотреть сущность модернизации, и показать весь комплекс прогрессивных изменений в современном обществе. Изучить стандарты культурной деятельности, регулирующие поведение, взаимодействие, образ жизни людей и их принадлежность к конкретным социальным и культурным нормам.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «Стоматология» (ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - что культура является продуктом деятельности человека. Основные подходы к определению культуры. Структура культуры. Классификация различных видов и форм культуры. Институты культуры. Культура в социальном пространстве. Культурные понятия и категории: язык культуры, ценности и норм, культурные традиции, межкультурная коммуникация.

«Уметь» - проблематизировать социальную и культурную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.


4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Социология культуры (предмет «обществознание» среднего (полного) общего образования).

2. Нормы и ценности общества (предмет «обществознание» среднего (полного) общего образования).


5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:


    1. Задания для СРС во внеучебное время.

1. Составить презентацию иконические языки культуры.

2. Классификация языков культуры (по несколько примеров на каждый).

3. Составить схему знаков культуры.

4. Составит структуру традиции.

5. Привести по 3 примера процессов межкультурной коммуникации (интеграция, ассимиляция, аккультурация).

6. Привести принцип культурных кодов на историческом примере или через пословицы.

7. Символы культуры эпохи Средневековья.

8. Структура ценностей западно-европейских (Г. Риккерт, М. Шелер, Г. Мюстенберг) и российских исследователей (Б. Ерасова).


    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Что такое символ и знак культуры?

  2. Приведите пример естественных знаков культуры.

  3. Использование конвенциональных знаков культуры в пространстве.

  4. Почему самое большое количество традиций реализуется в примитивных обществах?

  5. Живопись и мифология как вторичные языки культуры.

  6. Классификация культурных норм Т. Парсонса.

  7. В какой взаимосвязи находятся культурные нормы и ценности?

  8. Вклад Б. Малиновского в изучении культурной традии.


    1. Задания для СРС во внеучебное время (выписать в тетрадь культурный текст любой эпохи и привести к нему культурный код)

В нашем языке много слов и выражений, ставших столь привычными, что мы не задумываемся о том, что они значили когда-то (т.е. каждая эпоха оставляет свой культурный текс, а смысл потомками забыт). Найдите ключ и объяснения к культурным кодам:

  1. Битый час.

  2. Держать нос по ветру.

  3. Аника-воин.

  4. Шарашкина контора.

  5. Заруби себе на носу.

  6. Почему замкнутую даму сегодня называют «синим чулком»?

  7. Правая рука чешется к растрате – левая к прибыли.

  8. Не свисти, денег не будет.

  9. Черная кошка дорогу перебежала – быть беде!

  10. Соль рассыпалась – быть беде!


    1. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).


  1. Фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку это:

а) смысл; б) норма; в) ценность; г) знание.

  1. Термин «культурогенез» означает…..

а) период упадка в процессе культурного развития;

б) процесс возникновения, становления культуры;

в) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры;

г) период стагнации культурного развития.


  1. Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме – это…

а) культурная схема; б) литературный текст;

в) культурный символ; г) культурный текст.


  1. Правильное суждение относительно элементов культуры – это…..


а) нормы поведения определяют идеалы;

б) знания оправдывают ценности;

в) нормы поведения оправдывают ценности;

г) ценности оправдывают нормы поведения.


  1. Установите соответствие между культурными явлениями и его определениями:

  1. культурный код;

  2. культурный тип;

  3. культурный символ.

а) своеобразный относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм;

б) носитель фундаментальных смыслов культуры, объединяющих людей в культурные общества.

в) базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая ее идентичность и целостность


  1. Ценность – это ….

а) конкретный предмет, удовлетворяющий потребность;

б) значимость чего-либо для людей и само значимое;

в) критерий оценки людьми происходящих событий;

г) смысложизненная ориентация людей.


  1. Культура социальных отношений определяется…..

а) ценностями и идеалами; б) политической установкой

в) идеологическими нормами; г) кодексом законов.


  1. Соотнесите понятия с их содержанием:

1) знак; 2) символ; 3) код

а) голубь мира; б) имя, данное при крещении; в) разбитое зеркало; г) красный крест и полумесяц; д) графские развалины; е) роса на траве; ж) скипетр и держава; з) египетский жук скарабей; и) георгиевский кавалер; к) почетный житель города; л) звезда героя России.


  1. На крайнем севере геологи нашли кимберлитовую трубку. К какому знаку культуры можно отнести?

а) функциональный знак; б) естественный;

в) конвенциальный; г) иконический.


  1. Проживающие в Новой Зеландии племена Маори приветствуют друг друга, прикасаясь носами. Житель Тибета здороваясь, снимают правой рукой свой головной убор, а левую закладывают за ухо, при этом высовывают язык. К какому культурному подразделению относятся эти элементы?

а) норма, б) обычай; в) знак; г) ценность.


  1. Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой.

1) морфология; 2) динамика; 3) традиция; 4) коммуникация.


а) наследие, передающееся из поколения к поколению в обычаях, ритуалах;

б) процесс взаимодействия с целью передачи и обмена информации;

в) строение или структура культуры;

г) прогресс, регресс или развитие культуры.


  1. Особое эстетическое отношение к природе присуще, какой культурной картине мира?

а) японской; б) китайской; в) русской; г) французской.


5.5. Темы рефератов:

1. Осмысление феномена традиции Э. Тайлором.

2. Традиция – основа коллективной памяти.

3. Искусственные языки культуры.

4. Символика цвета.

5. Реформы Петра I как разрушение культурного текста народной (низовой, православной) культуры.

6. Вербальная знаковая система как семиотический базис культуры.

7. Знаки символы православной церкви.


  1. Этапы проведения практического занятия.


  1. Язык культуры (понятия, виды)

  2. Символы и знаки культуры.

  3. Культурный текст и культурный код.

  4. Понятие культурной нормы.

  5. История становления и эволюции исследования культурных норм.

  6. Классификация культурных норм.

  7. Культурные ценности и их классификация.

  8. Культурные традиции: определение, способы наследования.

  9. Межкультурная коммуникация (типы, процессы).



        1. Язык культуры

Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которой организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие смысловые конструкции.

Язык культуры – это способ хранения и передачи ценностей от поколения к поколению. А так же под языком культуры могут понимать:

  • Это продукт культуры;

  • Это структурный элемент культуры;

  • Это условия культуры.

В настоящее время существует общепринятая классификация, в которой выделяют три группы языков:


1) естественные – это основное и первичное средство познания и коммуникации, другими словами, это языки общения (русский, английский, испанский, французский и др.). Они не имеют автора, возникают независимо от воли людей, там, где создаются соответствующие для этого условия;


2) искусственные – это языки науки (формулы, обозначения), где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования, поскольку любая неопределенность может привести к неточностям и даже ошибкам. К искусственным языкам относят и языки условных сигналов (например, азбука Морзе, дорожные знаки);


3) вторичные – это коммуникационные структуры, которые надстраиваются над уровнем естественных языков (мифы, религия, искусство).

Естественный язык — это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику. Особенно сильное влияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные преобразования в стране. Однако, несмотря на подвижность, основной словарный фонд — лексическое «ядро» языка — сохраняется веками. Среди наук, которые занимаются изучением языка культуры, можно особо выделить семиотику и герменевтику.
Семиотика (от греч. – «знак») – это наука о знаковых системах и знаковой коммуникации. Одним из основоположников семиотики можно назвать американского философа Чарльза Сандерса Пирса (1837 – 1914). Он ввел в научное знание представления о динамике процесса создания знаков и показал, что данный процесс включает в себя не только производство знаков, но также их интерпретацию.


2. Что такое «знак» и «символ» в культуре

Культура, начинаясь с организации порядка, ри­туала, упорядочивает (структурирует) окружающий человека мир. Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и сим­волы, писал Эрнст Кассирер, «принадлежат двум различным дис­курсивным вселенным: сигнал (Э. Кассирер употребляет этот тер­мин как синоним знака) есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значе­ния. Символ не только универсален, но и предельно изменчив. Знак, или сигнал, соотносятся с вещью, к которой они отсылают».


Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова — удостоверение личности, ко­торым служил simbolon — половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре — универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становит­ся «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. «Я на­зываю символом всякую структуру значения, — писал Поль Рикер, — где прямой, первичный, буквальный смысл озна­чает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказа­тельный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле».

Культура имеет свой язык, который несет в себе надприроную сущность, он создан искусственно. Это особая сфера, которая занимает культурное пространство общества.

Эту сферу рассматривает семиотическое определение культуры.

Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или в самом человеке.

Знак – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие. Язык жестов являлся одной из ранних знаковых систем, в которой каждое слово – знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен.

В обществе существуют знаки нескольких типов, такие как:

1) знаки-копии, воспроизводят то, что есть в действительности (фотография);

2) знаки-признаки, несущие информацию о предмете (высокая температура больного);

3) знаки-сигналы – информация, не связанная с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок);

4) знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе его сущности (государственный герб);

5) языковые знаки;

6)знаковые системы записи.

Наиболее простая – знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т. п., сопровождаемые словесными формулами («здравствуй», «очень приятно»).

Известные знаковые системы: уличные знаки, азбука Морзе и т. д. Сложная знаковая система – язык. В отличие от других знаков, знаки языка многозначны.

Вся культура в целом передается из поколения в поколение через знаки и их системы, задача каждого человека – понять смысл и значение как можно большего числа знаков, чтобы мир культуры раскрыл свои глубины.

Знак имеет материальную, идеальную форму, содержание, сложное и многоплановое.

Семиотический подход рассматривает культуру как мир символов. Особый интерес представляют труды Э. Кассирера и Ю. Лотмана. Они акцентируют внимание на семиотическом (структурно-символическом) характере искусства во всех его разновидностях (музыке, живописи, развлекательной деятельности).