Файл: Понятие, структура и виды норм права под нормой права понимается общеобязательное формальноопределенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое к исполнению государством,.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие, структура и виды норм права
ПОД НОРМОЙ ПРАВА ПОНИМАЕТСЯ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ФОРМАЛЬНО-ОПРЕДЕЛЕННОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННОЕ И ОБЕСПЕЧИВАЕМОЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ, ЗАКРЕПЛЕННОЕ И ОПУБЛИКОВАННОЕ В ОФИЦИАЛЬНЫХ АКТАХ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПУТЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ИХ УЧАСТНИКОВ.
НОРМА ПРАВА
- ЭТО ПЕРВИЧНАЯ КЛЕТОЧКА ПРАВА, ЕГО ИСХОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
ПОЭТОМУ НОРМЕ ПРАВА СВОЙСТВЕННЫ ВСЕ ТЕ ЧЕРТЫ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ПРАВА В ЦЕЛОМ. ОДНАКО ЭТО ЕЩЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПОНЯТИЯ НОРМЫ ПРАВА И ПРАВО СОВПАДАЮТ. ПРАВО И ЕГО НОРМА СООТНОСЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ КАК ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ. ОТДЕЛЬНО ВЗЯТАЯ ПРАВОВАЯ НОРМА – ЭТО ЕЩЕ НЕ ЕСТЬ ПРАВО
ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА
общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей)
формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов)
связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием)
предоставительно-обязывающий характер (норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права)
микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция)
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
ЭТО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ НОРМЫ, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ
ГИПОТЕЗА
ДИСПОЗИЦИЯ
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ НОРМЫ, КОТОРЫЙ УКАЗЫВАЕТ НА ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМЫ
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ НОРМЫ, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ, УКАЗЫВАЕТ НА ЕГО СУТЬ И СОДЕЖАНИЕ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
Санкции содержат не только меры наказания, но и предупредительного воздействия, например снос самовольно возведенного объекта, отмена административного акта, привод, задержание и др.
Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсационные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морального вреда, возмещение причиненного вреда и др.
САНКЦИЯ
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, НАСТУПАЮЩИЕ В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПОСЛЕДНИМИ ПРЕДПИСАНИЙ ДИСПОЗИЦИИ
В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные. Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, сложные от нескольких сразу. Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.
ГИПИТЕЗА
Диспозиции по степени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулируют правила поведения. Относительно-определенные нормы права, устанавливая правило поведения, дают возможность
уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
По характеру предписаний – на управомачивающие, обязывающие и запрещающие .
ДИСПОЗИЦИЯ
Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздействия на правонарушителя.
Относительно-определенные санкции допускают использование меры воздействия в определенных рамках - "от - до".
Альтернативные санкции содержат указание на несколько возможных санкций.
САНКЦИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА
распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев
(общих признаков).
КЛАССИФИКАЦИЯ
Классификация позволяет:
установить место каждого вида норм в системе права;
определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения;
уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений;
совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государства.
Критерии классификации разнообразны.
ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
НОРМЫ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
И СУДЕБНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ
НОРМЫ, ИСХОДЯЩИЕ ОТ ГОСУДАРСТВА
СУБЪЕКТ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
НОРМЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
НОРМЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАСЕЛЕНИЕМ КОНКРЕТНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ НАСЕЛЕНИЕМ ВСЕЙ СТРАНЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ - ПРИНЦИПЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
НОРМЫ – ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ – СТРАЖИ ПОРЯДКА
ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ – ГАРАНТИИ
ДЕКЛАРАТИВНЫЕ
НОРМЫ – ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕФИНИТИВНЫЕ
(ОПРЕДЕЛЕНИЯ)
НОРМЫ – ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КОЛЛИЗИОННЫЕ
(СТОЛКНОВЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СИЛ
НОРМЫ – АРБИТРЫ
ОПЕРАТИВНЫЕ
НОРМЫ – ИНСТРУМЕНТЫ
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества;
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей;
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов;
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.);
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
ХАРАКТЕР СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТЕКСТЕ НОРМ ПРЕДПИСАНИЙ
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ
НОРМЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ОБЯЗАННОСТЬ СОВЕРШАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВОЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ
НОРМЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРАВА НА СОВЕРШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
НОРМЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИМПЕРАТИВНЫЕ (ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ)
НОРМЫ ИМЕЮТ СУГУБО СТРОГИЙ, ВЛАСТНО-КАТЕГОРИЧНЫЙ ХАРАКТЕР, НЕ ДОПУСКАЮЩИЙ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕГУЛИРУЕМОМ ПОВЕДЕНИИ
ДИСПОЗИЦИОННЫЕ
НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ СУБЪЕКТАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА САМИМ РАЗРЕШАТЬ ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ НИМИ СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ И ОПРЕДЕЛЯТЬ ДАЛЬНЕЙШИЙ ХОД ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
РЕКОМЕНДАЛЬНЫЕ
НОРМЫ УСТАНАВЛИВАЮТ ВАРИАНТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ПОВЕДЕНИЯ
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ ЗА ОДОБРЯЕМЫЙ ГОСУДАРСТВОМ ВАРИАНТ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
ПО ХАРАКТЕРУ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПУТЕМ ПРЯМОГО, НЕПОСРЕДСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
ЗАКРЕПЛЯЮТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА.
ПО СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ
ОБЩИЕ
РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ АБСОЛЮТНО НА ВСЕХ, КТО НАХОДИТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДАННОГО ГОСУДАРСТВА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТОЛЬКО НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ КРУГ ЛИЦ
ПО СУБЪЕКТУ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
НОРМЫ ЗАКОНОВ
НОРМЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ
ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ
ПОСТОЯННЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА
- все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
- в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм
;
- элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
- элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
Способы изложения норм права в статьях нормативных актов
прямой способ
норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта
отсылочный способ
статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта
статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил
бланкетный способ
СОБЛЮДЕНИЕ
воздержание от запрещенных действий, т. е. пассивное поведение.
ИСПОЛНЕНИЕ
реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
в этой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.
ПРИМЕНЕНИЕ
это властная деятельность государственных органов в лице должностных лиц по подготовке и принятию решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.