Файл: Практическое задание Колтунова Анна Игоревна Методика исследования социальных сетей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 6. Колтунова Анна Игоревна
Методика исследования социальных сетей
Цель: выяснение количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.
Испытуемый: О Софья К.
Возраст: 14 лет (многодетная семья)
Дата: 20. 03.2023
Первый блок опросника
1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время? | Папа, мама, дедушка Гена, бабушка Фая, кока(крестная), Андрей, бабушка Тоня |
2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой? | Мама, бабушка Эля |
3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца? | Мама, бабушка Эля, сестра, брат |
4. С кем вы проводите свободное время? | мама,брат, сестра,папа, Алиса |
5. Кого вы считаете лучшим другом? | папа,мама, Полина, Алиса, брат,Даша, сестра,Костя |
6. С кем вы обсуждаете личные проблемы? | мама |
7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений? | Мама,папа,бабушка Эля |
8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег? | Не требуется. |
9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы знаете? | мама, Эля, брат, сестра,бабушка Фая, дедушка Гена. |
Второй блок опросника
1.Пол каждого упомянутого человека. | 4 чел. – мужской пол 9 чел. – женский пол |
2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.). | Мама - папа-сестра- брат,бабушки-дедушки-крестная и я. Подруги –я |
3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях? | Мама, папа, бабушка Эля,дедушка Гена,бабушка Фая,брат, сестра. |
4. Кто из них живет близко, а кто далеко? | Все живут близко, только несколько человек, по папиной линии в другом городе. |
5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством? | Мама, папа, бабушка Эля, брат, сестра |
6. . Кто из названных людей учится вместе с вами? | Полина, Алиса |
7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию? | Все друзья и родственники верующие, все исповедуют одну религию. |
8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы? | Мама,папа, брат,сестра,Полина, Алиса, Даша,бабушка Эля. |
Третий блок опросника
1. Как вы познакомились с этим человеком? | С подругами Алисой и Полиной – вместе учимся с первого класса. Остальные-мои родственники. |
2. Как долго вы с ним знакомы? | 8 лет |
3. Как часто вы с ним встречаетесь? | Ежедневно в школе и иногда на прогулках. Мама,папа,брат,сестра-ежедневно. Остальные родственники-на выходных. |
4. Как далеко от вас он живет? | Подруги -на соседней улице, родственники-за городом. Мама,папа,брат и сестра-в одной квартире. Бабушка Света и дедушка Саша- в другом городе. |
5. Его возраст. | 13 и 14 лет; бабушкам-55, прабабушке 74, прадедушке-78, мама-32,папа-34, брату-2 года,сестре-7. |
6. Его род занятий. | Работают. Учатся. |
Качественный анализ взаимодействий
| мама | папа | Бабушка Эля, Фаина,дедушка Гена | сестра | брат | Подруги Полина и Алиса | Бабушка Света и дедушка Саша,дядя Костя и тетя Вика | Кока (крестная) и Андрей | Даша |
Частота контактирования. | ежедневно | ежедневно | 2 раза в неделю | ежедневно | ежедневно | ежедневно | 1 раз в год | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Эмоциональная окраска взаимоотношений. | (желтый ) Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению | (синий) Представляет собой свободный от раздражения покой. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.) черный цвет выражает идею "ничего". | (фиолетовый) Это выражение идентификации. Такая идентификация - это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. | (серый) спокойствие, уравновешенность и прагматизм. Серый цвет позволяет справляться с сильными эмоциями, причем как отрицательными, так и положительными. Ведь нередко из колеи выбивает не только большое горе, но и большая радость. Одновременно с тем, что он успокаивает чувства, серый цвет усиливает интеллектуальную деятельность. | (Зеленый) В психологии означает спокойствие, нежность, умиротворение, свежесть. Этот цвет объединяет с природой, помогает стать ближе людям друг к другу. | (фиолетовый) Это выражение идентификации. Такая идентификация - это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. | (красный) Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (коричневый) Коричневый внушает миролюбие и стабильность, добавляет уверенности и снимает стресс. | (зеленый) Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление |
Вынужденность контактов. | Развитый контакт, потребность в общении | Развитый контакт | Развитый контакт | установление контакта | установление контакта | Развитый контакт, потребность в общении | Вербальное общение по телефону. Иногда по видео связи. | Установленный контакт | Установленный контакт |
Оказание конкретной материальной помощи. | Не требуется | ||||||||
Симметричность взаимодействия. | Социальные контакты: Устойчивые отношения на микроуровне | формы взаимодействия: · Устойчивые отношения на микроуровне. | Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: развитый контакт и необходимость в общении | Социальное взаимодействие: частичные или временные | Социальное взаимодействие: · вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: хорошо развитый контакт. |
• Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, папой, братом, сестрой, бабушкой Элей, дедушкой, подругами. Бабушка Света, дедушка Саша, дядя Костя, тетя Вика очень редко-из-за их местоположения.
• Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой,папой, Дашей, сестрой,братом и подругами. Девочка открыта к общению.
• Оказание конкретной материальной помощи. Необходимости брать в долг у подростка не было.
• Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.
Параметры социальной сети подростка:
Размер сети: Респондент нарисовала 20 лиц, хотела более, но остановилась. Размер сети для здоровых, нормально адаптированных подростков 10-30 человек, поэтому можно судить о расширенной социальной сети.
Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входят почти все родственники и подруги (11 человек). Так же отличные и доверительные отношения с подругами. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (15) деленное на число потенциально возможных связей (20). В результате получилось 15/ 20 = 1, 666. Этот показатель выше единицы.
Число родственников: в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
Количество инструментальных поддержек: В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в достаточной для этого периода мере. Она справляться с домашними делами со своей сестрой, братом, мамой. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем подросток обозначила только маму.
Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к маме.
Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой Алисой и Полиной, с которыми она знакома более 8 лет и учится в одном классе. Мама и папа, также играют огромную роль в жизни подростка. Количество приятелей у подростка достаточно, но она не захотела их рисовать из-за ограничения по времени.
Вывод:
В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы не ограничена и является полной. Это подтверждают 20 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности подростка.. Школьница утвердительно говорит, что денег в долг брать не требуется. Очевидно, что в семье достаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи, особенно доверительные отношения с мамой, которой она может доверить свои секреты и проблемы по учебе. Важными для себя людьми школьница выделяет свою маму, папу, брата, сестру, подруг, с которой проводит большую часть времени.
На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла красный цвет. По методике М. Люшера красный цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его энергичен, хочет успеха и победы.
Выбор зеленого цвета (брат,Даша, подруга) на первом месте свидетельствует о желании преодолеть препятствия сильной волей.
Желтый цвет на первом месте (мама, Костя), свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.
Папа, прорисованный синим цветом, по методике М. Люшера выражает идею спокойствия, покоя.
Таким образом, подросток имея достаточно большое количество сетей, все равно находится в обществе, которое характеризуется, как не совсем благоприятным условием социализации подростка, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.