Файл: Лабораторная работа 1 Знакомство с ведущим инструментом имитационного моделирования AnyLogic Цель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Рис. 32. Элемент управления Видимость


  1. Выделите щелчком блок service block в диаграмме процесса и перейдите в его свойства.

  2. Выберите только что нарисованный нами узел waitingArea в параметре Место агентов (queue)



Рис. 33. Место агентов (queue)
Задайте фигуру разметки места обслуживания клиентов

  1. Клиентам банка требуется место, на котором они могли бы находиться во время обслуживания у кассиров. Мы нарисуем такую область, используя прямоугольный узел.

  2. Вначале откройте палитру Разметка пространства панели Палитра.

  3. Двойным щелчком выделите элемент Прямоугольный узел палитры Разметка пространства, чтобы перейти в режим рисования.

  4. Щелкните мышью в графическом редакторе, чтобы задать вершину верхнего левого угла, затем тащите прямоугольник, не отпуская кнопки мыши. Отпустите, когда прямоугольный узел имеет нужную форму. Вы можете редактировать фигуру и после того, как ее рисование завершено.

  5. Назовите эту область customerPlaces.

  6. Переключите элемент управления Видимость в положение нет.





Рис. 34. Элемент управления Видимость

  1. Мы будем использовать аттракторы, чтобы задать местоположение тех клиентов, которые будут обслуживаться у кассиров. Выделите узел customerPlaces в графическом редакторе и щелкните кнопку Аттракторы... в свойствах узла. В открывшемся окне Аттракторы укажите число аттракторов 4 в режиме создания Количество аттракторов, затем щелкните OK. Вы увидите, что четыре аттрактора появились в узле customerPlaces на равном расстоянии друг от друга.



Рис. 35. Узел customerPlaces

  1. Теперь нам необходимо сослаться на эту фигуру в диаграмме процесса. Щелкните блок service и перейдите в панель Свойства этого блока.

  2. Выберите нарисованный нами узел customerPlaces в параметре Место агентов (delay)




Рис. 36. Параметр Место агентов (delay)
Задайте фигуру разметки для кассиров

  1. Кассирам банка также требуется место, где они могли бы находиться во время обслуживания клиентов. Мы нарисуем такую область, используя прямоугольный узел.

  2. Вначале откройте палитру Разметка пространства панели Палитра.

  3. Двойным щелчком выделите элемент Прямоугольный узел палитры Разметка пространства, чтобы перейти в режим рисования.

  4. Щелкните мышью в графическом редакторе, чтобы задать вершину верхнего левого угла, затем тащите прямоугольник, не отпуская кнопки мыши. Отпустите, когда прямоугольный узел имеет нужную форму. Вы можете редактировать фигуру и после того, как ее рисование завершено.

  5. Назовите эту область tellerPlaces.

  6. Переключите элемент управления Видимость в положение нет.




Рис. 37. Элемент управления Видимость


  1. Мы будем использовать аттракторы, чтобы задать местоположение клерков. Выделите узел tellerPlaces в графическом редакторе и щелкните кнопку Аттракторы... в свойствах узла. В открывшемся окне Аттракторы укажите число аттракторов 4 в режиме создания Количество аттракторов, затем щелкните OK.

  2. Вы увидите, что четыре аттрактора появились в узле tellerPlaces на равном расстоянии друг от друга, но они направлены не в ту сторону. Выделите все аттракторы, зажав клавишу Shift и щелкнув по ним мышью, и потом выберите 180.0 в параметре Ориентация секции свойств Местоположение и размер.




Рис. 38. Параметре Ориентация


  1. Щелкните объект tellers в диаграмме процесса и перейдите в его свойства.

  2. Выберите нарисованный нами узел tellerPlaces в параметре Базовое местоположение (узлы)




Рис. 39. Параметр Базовое местоположение
Вы можете запустить модель и наблюдать, как клиенты обслуживаются у банкоматов и проходят к кассирам.


Добавление 3D объектов

Давайте добавим 3D фигуры клерков в нашу модель. Мы создадим новый тип ресурсов для анимации клерков.

Создайте новый тип ресурсов

  1. Откройте Библиотеку моделирования процессов в панели Палитра.

  2. Перетащите элемент Тип ресурса в графический редактор.



Рис. 40. Тип ресурса


  1. Откроется диалоговое окно Мастера создания агентов на шаге Создание нового типа агента. Введите Teller в поле Имя нового типа, оставьте опцию Создать новый тип агента "с нуля" выбранной. Нажмите Далее.



Рис. 41. Окно создания агентов


  1. Выберите опцию 3D для типа анимации и фигуру анимации Служащий из списка 3D фигур.



Рис. 42. Анимация агента


  1. Щелкните Готово. Новая диаграмма Teller автоматически откроется. Вы можете найти 3D фигуру Служащий в начале координат. Переключитесь обратно на диаграмму Main.

Настройте использование нового типа ресурсов в блок-схеме

  1. На диаграмме Main, выделите блок tellers в графическом редакторе.

  2. Выберите тип ресурсов Teller в выпадающем списке параметра Новый ресурс.



Рис. 43. Новый ресурс

  1. Запустите модель, чтобы увидеть получившуюся анимацию клерков.

Добавьте столы для клерков

  1. Откройте палитру 3D Объекты в панели Палитра.

  2. Перетащите четыре 3D фигуры Стол из секции палитры Офис в графический редактор и поместите их в узел tellerPlaces.

  3. Расположите столы на аттракторах, так как аттракторы обозначают место, где стоят клерки




Рис. 44. Добавление клерков

  1. Вы заметите, что они стоят не той стороной к клеркам. Выделите все столы методом Shift -щелчок и перейдите в их свойства.

  2. В секции Расположение измените параметр Поворот Z: -90.0 градусов.

  3. При необходимости, выровняйте расположение всех восьми аттракторов и столов.



Рис. 45. Выравнивание расположения элементов
Теперь вы можете запустить модель и увидеть в 3D анимации, как некоторые клиенты идут к банкомату, а другие обслуживаются у столов клерков.



Рис. 46. Запуск модели

Шаг 4. Сбор статистики

AnyLogic предоставляет пользователю удобные средства для сбора статистики по работе блоков диаграммы процесса. Блоки Библиотеки моделирования процессов самостоятельно производят сбор основной статистики.

Мы можем, например, просмотреть интересующую нас статистику (скажем, статистику занятости банкомата и длины очереди) с помощью диаграмм.

Сбор статистики использования ресурсов

Добавьте диаграмму для отображения средней занятости банкомата

  1. Откройте палитру Статистика. Эта палитра содержит элементы сбора данных и статистики, а также диаграммы для визуализации данных и результатов моделирования. Перетащите элемент Столбиковая диаграмма из палитры Статистика на диаграмму:




Рис. 47. Столбиковая диаграмма


  1. Перейдите в секцию Данные свойств столбиковой диаграммы. Щелкните кнопку Добавить элемент данных, чтобы задать данные для отображения в диаграмме.

  2. Измените Заголовок на Использование банкомата.

  3. Введите ATM.statsUtilization.mean() в поле Значение. Здесь ATM - это имя нашего объекта Delay. У каждого объекта Delay есть встроенный набор данных statsUtilization, занимающийся сбором статистики использования этого объекта. Функция mean() возвращает среднее из всех измеренных этим набором данных значений. Вы можете использовать и другие методы сбора статистики, такие, как min() или max().