Файл: Развитие образование и педагогической мысли в Западной европе xvii века Выполнил студент.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие образование и педагогической мысли в Западной европе xvii века
Педагогическая мысль начала нового времени
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
Немецкий педагог, один из основоположников дидактики.
Природосообразность обучения - движение от простого и известного к сложному и непознанному.
"Всеобщее наставление" - о создании демократических учебных заведений; знания - условие счастья.
образования. Ученый установил критерии,
по которым следовало строить научные
педагогические исследования и содержание образования.
Он расширил предмет дидактики как
науки о формировании личности. Ратке впервые употребил термин «дидактика».
Периодизация обучения по Коменскому
Они были предназначены для имущих слоев общества. Нередко находились на содержании государства.
Развитие образование и педагогической мысли в Западной европе xvii века
Выполнил студент
Группы 181
Герцев кирилл
Общий взгляд
В XVII-XVIIвв. Педагогика и школа Западной Европы развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В результате на вершину власти поднимались люди, не получившие достаточного воспитания и образования. В недрах феодализма решительно пересматривались концепция отношений человека и мира. Появляется небывалое число педагогических трактов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека.Педагогическая мысль начала нового времени
XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и его воспитания. В этот период нарастает роль образования в процессе вхождения личности в общество, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
С середины XVII до конца XVIII в. расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также верхов третьего сословия.
В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы, повышается эффективность деятельности учебных заведений.
- Основным видом учебного заведения в системе школьного образования стала школа классического типа, все больше отличавшаяся от прежних учебных заведений.
- Ее приоритетом постепенно сделался пересмотр содержания образования в пользу предметов реального цикла.
- Многовековые устои феодальной школы уже начинали разрушаться.
- Увеличивался приток в школы детей третьего сословия (крестьян и горожан).
- Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ "мирских дисциплин", в успешном соперничестве общинных школ с церковными.
Ярким образцом программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации в Германии является Готский школьный устав (1642), который был выработан под заметным воздействием педагогических идей Я.А.Коменского и В.Ратке.
Вольфганг Ратке (1571-1635)
Немецкий педагог, один из основоположников дидактики.
Природосообразность обучения - движение от простого и известного к сложному и непознанному.
"Всеобщее наставление" - о создании демократических учебных заведений; знания - условие счастья.
"Франкфуртский мемориал" (1612): особое внимание обучению родному языку в начальной школе, превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования.
образования. Ученый установил критерии,
по которым следовало строить научные
педагогические исследования и содержание образования.
Он расширил предмет дидактики как
науки о формировании личности. Ратке впервые употребил термин «дидактика».
Ян Амос Коменский (1592-1670)
Основные педагогические идеи.
1)Цель воспитания - подготовка к соединению с богом и познанию его, подготовка истинно христианина и вместе с тем подготовка к реальной жизни, и деятельности в ней.
2)Сформулировал «золотое правило» дидактики, которое требует, чтобы процесс обучения начинался наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь потом слово».3)Стремился сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуально-групповое обучения.
Периодизация обучения по Коменскому
Годы жизни | Название периода | Ступени образования | Содержание |
Рождение - 6 лет | Детство | Материнская школа | Развитие запаса представлений ребенка из окружающей жизни, религиозное воспитание, развитие чувств, приучение к хозяйству. |
6-12 лет | Отрочество | Школа родного языка | Чтение и письмо на родном языке, арифметика с элементами геометрии, география и естествознание, закон Божий, пение и труд. |
12-18 лет | Юность | Латинская школа | Древние языки, грамматика, риторика, математика, астрономия, музыка, физика, история, география, этика, богословие. |
18-24 года | Академия | Специальное образование на факультетах богословия, юридическом, медицинском. Обучение в Академии оканчивалось путешествием по Европе. |
- запрещаются смешанные школы,
- подчеркивается необходимость телесных наказаний.
Но в них чувствуется и влияние новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно").
Они были предназначены для имущих слоев общества. Нередко находились на содержании государства.
- Принципиальным отличием этого учреждения была конфессиональная терпимость.
- В учебный план входили немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, мораль, математика, естествознание, история, география, рисование, музыка, верховая езда; заметное место занимал ручной труд.
Использовались активные методы, ориентирующие учащихся на самостоятельную деятельность.
- Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII-XVIII вв. становится коллеж.
- Интересный педагогический опыт оставили коллежи двух подтипов: школы Пор-Рояля и учебные заведения католического ордена "Оратория".
- Школы Пор-Рояля были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок Пор-Рояля».
- Педагоги Пор-Рояля отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству.
- Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: "Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться". Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе.
- Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637г. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов.
- Школы "Оратории" возникли одновременно с основанным в 1611 г. орденом того же названия.
- Они шли по пути реформы содержания образования. Основой обучения являлись отечественные язык, литература и история. Более заметное место, чем в других коллежах, занимали естественные науки, математика, история и география.
- Особым влиянием школы "Оратории» пользовались в 1760-х гг. Затем орден был распущен, а ее школы влились в разряд остальных коллежей.
- В конце XVII в. грамотность мужского городского населения колебалась в пределах 40-80%. Особенно высок был ее уровень в первом и втором сословиях: у мужчин до 100%, у женщин - до 70% .
- Распространялась грамотность и среди городской части третьего сословия.
- Большая часть населения была охвачена элементарным обучением. Так, в Руанском округе в 1790 г. Начальные школы имелись почти во всех коммунах.
- Росла грамотность в городах. В итоге к концу XVIII в. 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными.