ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИМ.ГОРЬКОГО»
Кафедра «Психологии и философии».
Доклад
На тему: «Классификация (уровни) научных методов познания.»
Выполнил(а)студент(ка)2-го курса
Павлова Елизавета Андреевна факультета №2
Группы № 12
Преподаватель:
Отметка о защите ________________________
Подпись преподавателя___________________
Донецк, 2022
Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности. Изучение методов научно-познавательной деятельности, их возможности и границы применения интегрируются методологией науки
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по области применения в процессе научного исследования, на всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются часто научными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом часто научные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. Таким образом, часто научные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Часто научные методы
связаны и со всеобщим диалектическим методом, который как бы преломляется в них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Дарвином естественно-исторического закона эволюции животных и растительных видов. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.
Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень(выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Методы эмпирического уровня
1.Наблюдение. Например :рассмотрение стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
2.Описание.Например:Студент медик при прохождении практики может фиксировать факты о болезнях тяжелобольных людей,но при этом никак не воздействуя на них.
3. Измерение.Например: Врачу надо определить температуры тела путем применения термометра.
4.Эксперимент.Например: Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
5.Сравнение.Например:Врач проводит исследование о количестве заболевших COVID-19 текущего года с прошедшим.Был сделан вывод о динамике изменений.
Методы теоретического уровня
1.Формализация. В ходе исследования выполняется моделирование хода болезни для этого используются знания основных характеристик и свойств.
2.Аксиоматизация.Приводится построение теории на основе аксиом.
3. Гипотетико-дедуктивный. На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты.
Литература
-
Научное познание:методы,уровни,формы // socialtutors.ru URL: https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/182-nauchnoe-poznanie-metody-nauchnogo-poznanija-ego-urovni-osobennosti-formy-i-vidy.html (дата обращения: 27.04.2022). -
методы научного познания // gtmarket.ru URL: https://gtmarket.ru/concepts/6874 (дата обращения: 27.04.2022). -
Классификация методов научного познания // studopedia.ru URL: https://studopedia.ru/10_116217_klassifikatsiya-metodov-nauchnogo-poznaniya.html (дата обращения: 27.04.2022).