Файл: Работу выполнил (а) студент (ка).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1019

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения

курсовая работа

По дисциплине









На тему












Работу выполнил (а) студент (ка)

группы




специальности




специализации







(Ф.И.О.)

Научный руководитель




(Ф.И.О.)


МОСКВА 2016 г.

Содержание

Стр.

Введение 4

Глава 1 Теоретические аспекты изучения рынка труда 6

1.1 Рынок труда 6

1.2 Механизм и факторы функционирование регионального рынка труда 8

Глава 2 Анализ рынка труда и проблем монопсонии 17

2.1 Изменение на рынке труда в 2015 году 17

2.2 Проблемы монопсонии 19

2.3 Проблемы и пути их решения на рынке труда 26

Заключение 36

Список литературы 38



Введение


Актуальность исследования. Каждый год 2,5 млн. молодых специалистов по всей стране начинают трудовую деятельность. Траектория движения по карьерной лестнице во многом зависит от выбранного старта. Выпускник XXI века, желающий успешно трудоустроиться, должен овладеть инструментами-ориентирами рынка труда. В последние годы для рынка труда в России с одной стороны, характерна устойчивая тенденция к росту спроса на молодых специалистов, с другой стороны, наблюдается прогрессирующее сокращение числа выпускников.


В западных странах рынки труда являются национальными и частично интегрированными, у нас же пока формируются локальные и региональные, которые в последнее время приобрели характер некоторой самостоятельности и самодостаточности. Однако под влиянием общемировой тенденции - увеличения мобильности и миграции трудовых ресурсов - можно прогнозировать, что в ближайшие пять лет мы будем наблюдать формирование национального рынка рабочей силы. Процесс национализации рынка труда, как отмечают многие кадровые агентства, уже начался. В целом на рынке труда ожидается благоприятная ситуация. Спрос на персонал будет увеличиваться, такая динамика будет продолжаться как минимум лет пять - шесть. И в первую очередь повышенным интересом будут пользоваться профессиональные управленцы, а уж потом на те, кто сможет обеспечить технологический уровень предприятия.

Вопрос о малом количестве инженерно-технических сотрудников и специалистов на промышленных предприятиях стоит довольно остро. На рынке труда ощущается нехватка технических специалистов: инженеров, техников, технологов и т.д. Вызвано это, с одной стороны, ростом компаний, работающих в технической сфере, а с другой стороны - тем, что выпускники технических вузов в последние годы не всегда работали по специальности и часто не имеют серьезного практического опыта. Это приводит к удорожанию профессионалов в данной сфере. Старые сотрудники уходят, а замены им нет. Через шесть - семь лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Эта ситуация связана с демографическим кризисом в стране, с постоянным уменьшением доли трудоспособного населения и снижением доступности высшего образования. Уже сейчас консультанты некоторых кадровых агентств отмечают, что критерий «опыт работы» при подборе «нетоповых» специальностей уже не всегда занимает главенствующую роль в требованиях, и очень вероятно что в будущем он совсем отойдет на задний план.

Целью данной работы является изучение рынка труда и проблем монопсонии, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:



- рассмотреть теоретические аспекты изучения рынка труда;

- провести анализ рынка труда и проблем монопсонии;

Объектом исследования является рынок труда.

Предметом исследования является рынок труда и проблемы монопсонии.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.


Глава 1 Теоретические аспекты изучения рынка труда

1.1 Рынок труда


Рынок труда определяется как система социально - экономических отношений по поводу формирования совокупного предложения рабочей силы и совокупного спроса на нее (включая удовлетворенный спрос). Отмечается, что рынок труда выполняет две основные социально -экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынка труда должна содействовать: эффективности отдачи от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке.

Принципами стратегии регулирования рынка труда являются ее подчиненность требованиям развития общества, экономики; приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в обществе; создание экономических условий для обеспечения каждому трудоспособному члену общества достойного уровня собственного благосостояния; устранение или минимизация неравенства в получении и сохранении работы, в уровне жизни. Целевая функция регулирования рынка труда состоит в содействии расширенного спроса на рабочие руки и поддержке эффективного предложения рабочей силы.

Для регулирования социально-трудовых отношений государство формирует институциональную инфраструктуру рынка труда. К ним относятся различные правительственные организации, ведомства, структуры управления; общественные организации наемных работников и работодателей; а также негосударственные службы трудоустройства; нормативно-правовое обеспечение функционирования рынка труда и т.д.

Основная социально-политическая задача этих институтов состоит в минимизации транзакционных издержек, т.е. если речь идет о регулировании рынка труда, сократить затраты временных, материальных, финансовых ресурсов на поиск работником подходящего рабочего места, а работодателем — подходящего работника. Поэтому важнейшей функцией институтов рынка труда является преодоление «непрозрачности рынка», асимметричной информации на рынке труда, так как именно отсутствие информации приводит к возрастанию транзакционных издержек.


Степень регулируемости рынка труда зависит главным образом от сущности социальных функций государства. Цель государственной политики на рынке труда - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Политика на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы включает в себя три основных направления: 1) политика формирования спроса на рабочую силу, а именно - сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях; создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства; организация общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала 2) политика сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы 3) политика формирования предложения рабочей силы, включающая в себя обучение, переобучение и повышение квалификации работников; развитие самозанятости; регулирование продолжительности рабочего времени и политика в области трудовой миграции.

Практика регулирования рынка труда сформировала представление о двух типах политики на нем — активной и пассивной.

Пассивная политика регулирования рынка труда предполагает следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и др.

Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности и исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно заработать средства для обеспечения своей семьи, это его долг, ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом, а государство — лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.

Степень влияния государства на рынок труда, изучаемая различными школами, на основе чего делается вывод, что перед государством стоят следующие основные задачи: во -первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и