Файл: Вариант егэ 2023 20 марта д. З. Прочитайте текст и выполните задания 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВАРИАНТ ЕГЭ 2023 20 МАРТА Д.З.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Хохлома — затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов старинное село, вместе с историей которого уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши в форме плывущей птицы, круглые братины (ковши), обелённые миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках ещё Х-ХIII веков.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: (…) впитывает в себя грязь. После того как было замечено, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, а впитавшая масло посуда дольше сохраняется, возникла мысль покрывать посуду олифой — варёным льняным маслом. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Возможно, благодаря существовавшей уже технике писания икон и возникло и живописное искусство Хохломы. Вместо дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность посуды лаком и прогревали в печи. От высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее через неё серебро тоже отливало золотом.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. Хохломские изделия расходились по всей России, привлекая своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радуя глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

(По С.А. Жегаповой)

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ИСТОРИЯ. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История умалчивает об этом.

2) СОСУД. Вместилище для жидких и сыпучих тел. Стеклянный сосуд.

3) ПЛЕНКА. Эластичная лента из специального материала для магнитной записи. Записать на плёнку.

4) РОСПИСЬ. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. Художественная роспись. Древнерусские росписи.

5) ИЗДЕЛИЕ. Вещь, товар. Ремонт металлических изделий
,

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Большинство имён прилагательных и причастий используется в тексте в прямом значении (хохломской росписи, круглые братины), неокрашенной деревянной посудой, промаслившиеся стенки, варёным льняным маслом, дорогостоящего золота и др.), в тексте используется историзм (братина), лексика тематической группы «старина» (старинное село, в далёкое прошлое, с самых древних времен, с давних пор, мастера Древней Руси), обеспечивающая единство темы, цельность текста.

2) Экспрессивность, ярко выраженная субъективность повествования обеспечивается использованием сравнений (ковши в форме плывущей птицы, ложки разных форм и размеров), эпитетов (деревянная посуда, в большом употреблении и др.), метафор (поверхность посуды, плёнка лака, росписью посуды, красотой орнамента).

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные имена существительные (зарождение, для предохранения, после окончания), полные и краткие причастия (затерявшееся, найдены, неокрашенной, промаслившиеся, применявшийся), деепричастия (привлекая, радия).

4) Синтаксическими особенностями текстами является использование составных именных сказуемых (была в большом употреблении, найдены, было замечено, был известен), а также выполняющих функцию уточнения предложений с обособленным уточняющим обстоятельством времени, с обособленным распространённым приложением, с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

5) Текст относится: к разговорной речи, так как основные цели автора — непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) исчерпАть

2) подЕлённый

3) знАчимость

4) прИбыв

5) пЕрчить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

- ООО «ПИК» уже в течение десяти лет занимается строительством ЖИЛЫХ зданий в крупных городах.

- В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

- Мы отменили поход, потому что день обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.



- КОСТНЫЙ мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

- В этом пейзаже была нарядность юга, его подчёркнуто ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Очутившись в незнакомом лесу и сбившись с пути, Иван захотел громко крикнуть и позвать на помощь.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

оправдательные ПРИГОВОРА

ОБЕИХ учениц

падал с ПЛЕЧ

поздравительные АДРЕСЫ

НАИВЫСШИЙ балл

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

1) На этой неделе беспрестанно лил дождь и неожиданно заканчивается.

2) Путешествуя по горам, не забывайте о мерах безопасности.

3) В повести «Журавлиный крик» речь идёт о шести бойцах, защищавших железнодорожный переезд.

4) Моложавый сержант Карпенко спросил парня, какое у вас ко мне дело.

5) «Мы можем взять с собой мою собаку?» – спросила Катя Егора.

6) Очутившись на другом берегу и осмотревшись, лодка была привязана Арсением к дереву.

7) В книге «Чернобыльской молитве» автор собрала истории очевидцев трагедии.

8) Благодаря отличного нюха Джек легко обнаружил потерявшийся носок.

9) Только вследствие длительных дождей и прилива мы смогли наконец пуститься в плавание

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 1) созн..вать, выпл..вка (металла), пок..сившийся (забор)

2) разг..реться, к..снуться, водор..сли

3) сн..мать, пон..мание, прим..рять друзей

4) ур..внение, зам..хнуться рукой, жук-пл..вунец

5) нест..бильный, р..стовщик, пож..мать плечами

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) и..гиб, бе..заботный, бе..мятежный

2) раз..слать, н..стоять, от..йти

3) по..ставил, о..бросил, по..ключиться

4) пр..стол, пр..злой, пр..хорошенький

5) контр..гра, мед..нститут, спорт..нвентарь

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) утрат..вший, удва..вать

2) покашл..вать, овлад..вая

3) расчётл..вый, юрод..вый

4) недоум..вать, хитр..нький

5) вздраг..вать, разглаж..вающий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) брод..шь, выуч..шь

2) охвач..нный, увид..шься

3) наве..нный, расстро..нный

4) провер..шь, он выстрел..т

5) разочару..шься, повторя..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО

- После, как казалось, (НЕ)СКОНЧАЕМОЙ осени все радовались ослепительной зиме.

- Досадно было уходить, (НЕ)РЕШИВ лесной загадки.

- Никто в современном искусстве (НЕ)МОЖЕТ сравниться с Д.Д. Шостаковичем по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на её социальные и идейно-художественные процессы.

- Дремотой розовой объята трава ещё (НЕ)КОШЕННОЙ межи.

- Архыз – поистине удивительный край вовсе (НЕ)ТРОНУТОЙ цивилизацией кавказской природы.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

- В окружном центре Карагичев появлялся редко, (ЗА)ТО в город при каждом удобном случае уезжал Разумихин и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв и о приятеле, и о службе.

- (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет Акимов работал не покладая рук, (ПРИ)ТОМ стоит отметить, что и зарабатывал он больше, чем любой инженер на заводе.

- (ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук – не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.


- (ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?

- Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Нарисова(1)ый моей племя(2)ицей клоун в разноцветных полотня(3)ых шароварах, перепачка(4)ых клюкве(5)ым вареньем, выглядел забавно.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса тюки изюма кож каракуля.

2) За бортом плясали волны и по палубе неустанно бегали мокрые люди кричали и смеялись.

3) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки.


4) Благодарю не столько за посылку сколько за память и внимание.

5) В третий раз перечитываю «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Л.Н. Толстого кажется мне всё более великим.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Николай Николаевич (1) сдерживая себя (2) вошел в эту комнату, влез на антресоли и (3) дрожащими от нетерпения (4) руками стал вытаскивать одну картину за другой (5) боясь, что они погибли, промерзли или отсырели.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мёрзнут руки и ноги, и негде сесть.

Это время похоже на сплошную ночь.

Хочется в теплую ванну залезть (1) может быть (2)


Это избавит меня от тоски по вам (3) солнечные дни?

Я раздавлен зимой. Я болею и сплю,

И порой я уверен, что зима навсегда,

Ещё так долго до лета, а я еле терплю,

Но (4) может быть (5) эта песня избавит меня


От тоски по вам(6) солнечные дни?

(Виктор Цой)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Петух гордо прошёл по двору (1) и (2) когда мимо трусцой пробежал Дружок (3) трижды громко прокукарекал (4) хотя пёс и ухом не повёл (5) так как привык к этому высокомерному крикуну.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. (2)А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. (3)Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

(4)Но вот начинают крапать первые капли. (5)Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.