Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы профессиональной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.
К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.
-
недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка -
противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним) -
существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.) -
различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей") -
зависимость ученика от учителя -
необходимость оценивания учащихся учителе -
игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.
-
психологическая несовместимость учителя и ученика -
наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.) -
отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика -
необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика -
несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований -
недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей) -
наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса
- чрезмерная загруженность учителя или ученика
- несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.
Виды педагогических конфликтов
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
2. Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.
3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.
Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.
Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций.
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА?
-
уместный комплимент; -
шутка; -
остроумный ответ; -
апелляция к достоинствам человека; -
искреннее удивление; -
извинение; -
обращение с просьбой об услуге; -
ответ с помощью вопросов; -
неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте.
-
Задание 6
Тренинг педагогической эффективности.
Цель: Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Поиск внутренних резервов для более эффективной работы в коллективе.
Ход: Доброе утро, коллеги! Я всех вас рада видеть здесь и сейчас! Сегодня мы с вами будем не только эффективно общаться, но и говорить о серьёзных вещах. Предлагаю вам встать в круг, поприветствовать друг друга и немного размяться.
1) Упражнение «Те, кто…» Все встают в круг, берут друг друга за руки и если вы согласны с тем, что я говорю – должны поднять руки вверх и сказать «Я»!
- кто сегодня пришёл на тренинг в 42 школу?
- кто работает в школе до 3-х лет?
- кто хочет пообщаться и получить интересную информацию?
- кто готов продолжать тренинг?
Спасибо, за то, что были такие правдивые, позитивные, заинтересованные!)
2) Вы как молодые специалисты только входите в новый, трудовой коллектив и вашим вторым домом становится – школа! Скажите, пожалуйста, свои ассоциации со словом школа (ученик, звонок, урок, учитель, директор и т.д.) Предлагаю вам сейчас с помощью небольшой разминки определить каким же делом занимается каждый человек, находящийся в школе
(на спинах прикреплены листы с надписью: директор, учитель, завуч, вахтёр, психолог, соцпедагог, ученик, завхоз, секретарь. Остальные ищут по роду деятельности своего человека).
Спасибо всем! сколько эмоций я увидела на ваших лицах и это всегда приятно. Как вы думаете имеют ли эмоции в работе какое-то значение? Мы – педагоги, всегда должны чувствовать и определять состояние человека именно по эмоциям! потому что 80% информации от человека мы получаем через невербальный канал: жесты, мимика, пантомимика. Что по вашему мнению в основном показывает эмоцию человека? (глаза, рот, брови). Попытайтесь сейчас изобразить некоторые, распространённые виды эмоций: радость, злость, обида, гнев, разочарование, усталость, страх.
Самая хорошая эмоция в школе-это..? (улыбка).
Мудрецы говорили, что, улыбаясь и называя имя человека – это ключ к любому замку!
Поэтому, если вы хотите быть как минимум успешным и счастливым человеком-улыбайтесь!!!!
И сегодня в Международный «День психического здоровья» я хочу, чтобы мы обменялись с вами друг с другом своей искренней улыбкой и пожелали, что-хорошее…пока звучит музыка все поочерёдно подходят друг к другу и обмениваются комплиментами и улыбкой.
О нашей встрече я всем хочу подарить памятки «Как сохранить психическое здоровье!»
Всем спасибо за внимание!
Неотложная помощь самому себе в сохранении психического здоровья
· Если тебе плохо, в душе накопилось много неприятного, и ты испытываешь внутреннее напряжение, то одним из способов помочь себе является беседа. Расскажи кому-нибудь, кто сможет тебя выслушать, все, что чувствуешь. Пусть это будет лучший друг, подруга, коллега по работе или специалист (психолог).
· Наши негативные эмоции имеют свойство накапливаться внутри, и если не сбрасывать внутреннее напряжение, то может произойти срыв. Каким бы человек сильным не был, предел есть у каждого.
· Если ты не очень общителен, не желаешь «отдавать» свои чувства и эмоции другому, напиши письмо о своих переживаниях, отдай бумаге все то, что тебя беспокоит и нервирует. Бумага стерпит все и поможет тебе. Может, это будет твой дневник, а может, письмо самому себе.
· Когда внутреннее состояние переполнено отрицательными эмоциями, то, конечно, места для позитива просто нет. Освободившись от неприятного, тебе необходимо заполнить образовавшуюся пустоту. Сделай себе подарок – что-то очень приятное, то, что вызывает у тебя сильные положительные эмоции.
· Любой человек испытывает ощущения радости и прилива энергии, когда сделает что-то полезное или приятное для другого человека. Подумай, может кто-то ждет от тебя помощи, поддержки. Искренняя благодарность другого человека – твоя радость и удовлетворение.
· . Необходимо высыпаться, спать столько, сколько хочется. Сон – лучшее лекарство.
· Постарайся научиться смотреть на ситуацию с разных сторон. В любой, даже очень плохой, на первый взгляд, ситуации есть что-то важное и полезное. Ищи позитив, ведь нет худа без добра.
· И самое главное, никогда не забывай, что солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами!
Неотложная помощь самому себе в сохранении психического здоровья
· Если тебе плохо, в душе накопилось много неприятного, и ты испытываешь внутреннее напряжение, то одним из способов помочь себе является беседа. Расскажи кому-нибудь, кто сможет тебя выслушать, все, что чувствуешь. Пусть это будет лучший друг, подруга, коллега по работе или специалист (психолог).
· Наши негативные эмоции имеют свойство накапливаться внутри, и если не сбрасывать внутреннее напряжение, то может произойти срыв. Каким бы человек сильным не был, предел есть у каждого.
· Если ты не очень общителен, не желаешь «отдавать» свои чувства и эмоции другому, напиши письмо о своих переживаниях, отдай бумаге все то, что тебя беспокоит и нервирует. Бумага стерпит все и поможет тебе. Может, это будет твой дневник, а может, письмо самому себе.
· Когда внутреннее состояние переполнено отрицательными эмоциями, то, конечно, места для позитива просто нет. Освободившись от неприятного, тебе необходимо заполнить образовавшуюся пустоту.