Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.

К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.

  • недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка

  •  противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним)

  • существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.)

  •  различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей")

  • зависимость ученика от учителя

  • необходимость оценивания учащихся учителе

  •  игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

  • психологическая несовместимость учителя и ученика

  •  наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.)

  • отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика

  •  необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика

  • несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований

  • недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей)

  • наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса
    - чрезмерная загруженность учителя или ученика
    - несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.  


Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Виды педагогических конфликтов

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

2. Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.



3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций.

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА?

  • уместный комплимент;

  •  шутка;

  •  остроумный ответ;

  •  апелляция к достоинствам человека;

  •  искреннее удивление;

  •  извинение;

  •  обращение с просьбой об услуге;

  •  ответ с помощью вопросов;

  •  неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте.




  1. Задание 6

Тренинг педагогической эффективности.

Цель: Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Поиск внутренних резервов для более эффективной работы в коллективе.

Ход: Доброе утро, коллеги! Я всех вас рада видеть здесь и сейчас! Сегодня мы с вами будем не только эффективно общаться, но и говорить о серьёзных вещах. Предлагаю вам встать в круг, поприветствовать друг друга и немного размяться.

1) Упражнение «Те, кто…» Все встают в круг, берут друг друга за руки и если вы согласны с тем, что я говорю – должны поднять руки вверх и сказать «Я»!

- кто сегодня пришёл на тренинг в 42 школу?

- кто работает в школе до 3-х лет?

- кто хочет пообщаться и получить интересную информацию?

- кто готов продолжать тренинг?

Спасибо, за то, что были такие правдивые, позитивные, заинтересованные!)

2) Вы как молодые специалисты только входите в новый, трудовой коллектив и вашим вторым домом становится – школа! Скажите, пожалуйста, свои ассоциации со словом школа (ученик, звонок, урок, учитель, директор и т.д.) Предлагаю вам сейчас с помощью небольшой разминки определить каким же делом занимается каждый человек, находящийся в школе 
(на спинах прикреплены листы с надписью: директор, учитель, завуч, вахтёр, психолог, соцпедагог, ученик, завхоз, секретарь. Остальные ищут по роду деятельности своего человека).

Спасибо всем! сколько эмоций я увидела на ваших лицах и это всегда приятно. Как вы думаете имеют ли эмоции в работе какое-то значение? Мы – педагоги, всегда должны чувствовать и определять состояние человека именно по эмоциям! потому что 80% информации от человека мы получаем через невербальный канал: жесты, мимика, пантомимика. Что по вашему мнению в основном показывает эмоцию человека? (глаза, рот, брови). Попытайтесь сейчас изобразить некоторые, распространённые виды эмоций: радость, злость, обида, гнев, разочарование, усталость, страх.

Самая хорошая эмоция в школе-это..? (улыбка).

Мудрецы говорили, что, улыбаясь и называя имя человека – это ключ к любому замку!

Поэтому, если вы хотите быть как минимум успешным и счастливым человеком-улыбайтесь!!!!

И сегодня в Международный «День психического здоровья» я хочу, чтобы мы обменялись с вами друг с другом своей искренней улыбкой и пожелали, что-хорошее…пока звучит музыка все поочерёдно подходят друг к другу и обмениваются комплиментами и улыбкой.

О нашей встрече я всем хочу подарить памятки «Как сохранить психическое здоровье!»

Всем спасибо за внимание!

Неотложная помощь самому себе в сохранении психического здоровья

·         Если тебе плохо, в душе накопилось много неприятного, и ты испытываешь внутреннее напряжение, то одним из способов помочь себе является беседа. Расскажи кому-нибудь, кто сможет тебя выслушать, все, что чувствуешь. Пусть это будет лучший друг, подруга, коллега по работе или специалист (психолог).

·         Наши негативные эмоции имеют свойство накапливаться внутри, и если не сбрасывать внутреннее напряжение, то может произойти срыв. Каким бы человек сильным не был, предел есть у каждого.


·         Если ты не очень общителен, не желаешь «отдавать» свои чувства и эмоции другому, напиши письмо о своих переживаниях, отдай бумаге все то, что тебя беспокоит и нервирует. Бумага стерпит все и поможет тебе. Может, это будет твой дневник, а может, письмо самому себе.

·         Когда внутреннее состояние переполнено отрицательными эмоциями, то, конечно, места для позитива просто нет. Освободившись от неприятного, тебе необходимо заполнить образовавшуюся пустоту. Сделай себе подарок – что-то очень приятное, то, что вызывает у тебя сильные положительные эмоции.

·         Любой человек испытывает ощущения радости и прилива энергии, когда сделает что-то полезное или приятное для другого человека. Подумай, может кто-то ждет от тебя помощи, поддержки. Искренняя благодарность другого человека – твоя радость и удовлетворение.

·         . Необходимо высыпаться, спать столько, сколько хочется. Сон – лучшее лекарство.

·         Постарайся научиться смотреть на ситуацию с разных сторон. В любой, даже очень плохой, на первый взгляд, ситуации есть что-то важное и полезное. Ищи позитив, ведь нет худа без добра.

·         И самое главное, никогда не забывай, что солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами!


Неотложная помощь самому себе в сохранении психического здоровья

·         Если тебе плохо, в душе накопилось много неприятного, и ты испытываешь внутреннее напряжение, то одним из способов помочь себе является беседа. Расскажи кому-нибудь, кто сможет тебя выслушать, все, что чувствуешь. Пусть это будет лучший друг, подруга, коллега по работе или специалист (психолог).

·         Наши негативные эмоции имеют свойство накапливаться внутри, и если не сбрасывать внутреннее напряжение, то может произойти срыв. Каким бы человек сильным не был, предел есть у каждого.

·         Если ты не очень общителен, не желаешь «отдавать» свои чувства и эмоции другому, напиши письмо о своих переживаниях, отдай бумаге все то, что тебя беспокоит и нервирует. Бумага стерпит все и поможет тебе. Может, это будет твой дневник, а может, письмо самому себе.

·         Когда внутреннее состояние переполнено отрицательными эмоциями, то, конечно, места для позитива просто нет. Освободившись от неприятного, тебе необходимо заполнить образовавшуюся пустоту.