Файл: Рабочая программа начального общего образования п рое к т окружающий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
П РОЕ К Т
ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР
(для 1–4 классов образовательных организаций)
МОСКВА
2021
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы учебного предмета Окружающий мир Личностные результаты 7
Метапредметные результаты Предметные результаты 10 1 класс 10 2 класс 11 3 класс 13 4 класс Содержание учебного предмета Окружающий мир 16 1 класс 16 2 класс 17 3 класс 19 4 класс Тематическое планирование 24 1 класс (66 часов) 24 2 класс (68 часов) 27 3 класс (68 часов) 32 4 класс (68 часов) 36
Примерная рабочая программа
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Программа по учебному предмету Окружающий мир (предметная область Обществознание и естествознание (Окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатами тематическому планированию Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе начальной школы Планируемые результаты включают личностные, метапред- метные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе В Тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы Представлены также способы организации дифференцированного обучения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету Окружающий мирна уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта Изучение предмета Окружающий мир, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нм, соответствует потребностями интересам де
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
5
тей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
6
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-эти- ческих понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
6
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоцио- нально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности Изучение предмета Окружающий мир помогает социализации школьников, расширению их знаний о взаимоотношениях с природной и социальной средой обитания и успешному решению задач обучения, развития и воспитания учащихся в начальной школе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах Человек и природа, Человек и общество, Человек и другие люди, Человек и познание
Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации Отбор содержания курса Окружающий мир осуществлён на основе следующих ведущих идей:
6
раскрытие роли человека в природе и обществе;
6
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах Человек и природа, Человек и общество, Человек и другие люди, Человек и познание
Примерная рабочая программа
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса Окружающий мир, — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс —
68 ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять личностные и метапредметные результаты обучения по классам нецелесообразно Исходя из этого, планируемые результаты освоения программы учебного предмета начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных умений-на- выков, способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения Планируемые результаты освоения программы учебного предмета, представленные по годам обучения, отражают в основном предметные достижения обучающегося, но включают также отдельные возможные результаты в области становления личностных и метапредметных умений на этом этапе обучения Тем самым подчёркивается, что формирование личностных результатов и универсальных учебных действий происходит средствами учебного предмета
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход В результате изучения предмета Окружающий мир в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
7
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
6
становление ценностного отношения к своей Родине — России осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
6
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
6
уважение к своему и другим народам;
6
первоначальные представления о человеке как члене общества, оправах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений
Духовно-нравственное воспитание:
6
признание индивидуальности каждого человека;
6
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
6
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание:
6
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициями творчеству своего и других народов;
6
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
6
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
6
бережное отношение к физическому и психическому здоровью Трудовое воспитание:
6
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям Экологическое воспитание:
6
бережное отношение к природе;
6
неприятие действий, приносящих ей вред Формирование представлений о ценности научного по-
знания:
6
первоначальные представления о научной картине мира
Примерная рабочая программа
6
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающегося следующих универсальных учебных действий к концу обучения в начальной школе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
1) базовые логические действия:
6
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
6
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
6
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
6
выявлять недостаток информации для решения учебной практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
6
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы) базовые исследовательские действия:
6
определять разрыв между реальными желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
6
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
6
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
6
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — след- ствие);
6
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования) работа с информацией:
6
выбирать источник получения информации
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
6
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
6
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
6
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
6
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации Коммуникативные) общение:
6
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
6
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
6
признавать возможность существования разных точек зрения корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
6
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
6
готовить небольшие публичные выступления;
6
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
2) совместная деятельность:
6
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
6
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
6
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться
Примерная рабочая программа
6
ответственно выполнять свою часть работы;
6
оценивать свой вклад в общий результат;
6
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы Регулятивные) самоорганизация:
6
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6
выстраивать последовательность выбранных действий) самоконтроль:
6
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности свои учебные действия для преодоления ошибок ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
6
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского, региона, страны;
6
проявлять уважение к семейным ценностями традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
6
приводить примеры культурных объектов родного края семейных традиций, школьных традиций и праздников профессий различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы овощи и фрукты части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя дикорастущие и культурные растения лиственные и хвойные растения группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
6
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
6
описывать на основе опорных слов наиболее распространён- ные в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения деревья, кустарники, травы
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
11
основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, выделять их наиболее существенные признаки;
6
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности, опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени, фиксировать результаты наблюдений и опытов использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;
6
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
6
безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных ресурсов школы;
6
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены правила безопасного поведения в природе;
6
безопасно использовать бытовые электроприборы
2 класс
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
6
узнавать государственную символику Российской Федерации гимн, герб, флаги своего региона проявлять уважение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
6
находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
6
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края важных событий прошлого и настоящего родного края хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями;
6
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисунками фотографиям, различать их в окружающем мире;
6
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды и созвездия, планеты
Примерная рабочая программа
6
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
6
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
6
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе в том числе связанных с годовым ходом изменений в жизни растений и животных, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека ориентироваться на местности поместным природным признакам, Солнцу, компасу;
6
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
6
создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
6
соблюдать правила нравственного поведения на природе безопасно использовать мессенджеры сети Интернет безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы;
6
соблюдать правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро соблюдать режим дня и питания;
6
соблюдать правила безопасного поведения в школе
3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
6
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
6
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
6
узнавать государственную символику Российской Федерации гимн, герб, флаги своего региона;
6
проявлять уважение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
6
различать расходы и доходы бюджета семьи
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы приводить примеры изученных памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и его столицы;
6
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию сравнивать по заданному количеству признаков;
6
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисунками фотографиям, различать их в окружающем мире;
6
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
6
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
6
использовать знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязях человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциями правилам безопасного труда;
6
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
6
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями безопасно использовать персональные данные в сети Интернет определять мошеннические действия по их характерным признакам;
6
соблюдать правила нравственного поведения на природе
  1   2   3   4

4 класс
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся на- учится:
6
проявлять уважение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
6
рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых современ-
Примерная рабочая программа никах, достопримечательностях столицы России и родного края;
6
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом;
6
называть экологические проблемы и определять пути их решения знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
6
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
6
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
6
находить место изученных событий на ленте времени»;
6
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисунками фотографиям, различать их в окружающем мире;
6
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
6
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки проводить простейшие классификации;
6
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
6
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
6
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциями правилам безопасного труда;
6
использовать различные источники информации для извлечения информации, ответов на вопросы;
6
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы определять возможные последствия вредных привычек по их характерным признакам;
6
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
6
соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста;
6
соблюдать правила нравственного поведения на природе СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР класс
(66 ч)
Человек и общество Школьные традиции и праздники, совместная деятельность с одноклассниками Адрес школы Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых Друзья, взаимоотношения между ними ценность дружбы, согласия, взаимной помощи Рабочее место школьника удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования поза освещение рабочего места Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха Россия Москва — столица России Народы России Первоначальные сведения о родном крае Название своего населённого пункта (города, села, региона Культурные объекты родного края Ценность и красота рукотворного мира Правила поведения в социуме Моя семья в прошлом и настоящем Имена и фамилии членов семьи, их профессии Взаимоотношения и взаимопомощь все- мье Совместный труд и отдых Домашний адрес Человек и природа Природа и предметы, созданные человеком Природные материалы Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними Неживая и живая природа Погода и термометр Наблюдение за погодой своего края Сезонные изменения в природе Взаимосвязи между человеком и природой Правила нравственного и безопасного поведения в природе Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание) Лиственные и хвойные растения Дикорастущие и культурные растения Части растения (называние,
Примерная рабочая программа краткая характеристика значения для жизни растения корень, стебель, лист, цветок, плод, семя Комнатные растения, правила содержания и ухода Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др ) Главные особенности животных — представителей одной группы насекомые — шестиногие, звери — млекопитающие, рыбы — живут вводе, плавают и др Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни) Забота о домашних питомцах Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены Правила безопасности в быту пользование бытовыми электроприборами Дорога от дома до школы Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы) Безопасность в сети Интернет электронный дневники электронные ресурсы школы Правила безопасного поведения пассажира Безопасное поведение на велосипеде
2 класс
Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте Государственные символы России, символика своего региона Россия — многонациональное государство Москва — столица России Святыни Москвы — святыни России Достопримечательности Москвы Кремль, Красная площадь, Большой театр и др Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др ) Герб Москвы Расположение Москвы на карте Города России Народы России, их традиции, обычаи, праздники Родной край, его природные и культурные достопримечательности Свой регион и его главный город на карте Значимые события истории родного края Семейные ценности и традиции Родословная Составление схемы родословного древа, истории семьи Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края Значение труда в жизни человека и общества Культура поведения в транспорте Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
17
Человек и природа Наблюдения, опыты, эксперименты, измерения Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба Планеты Изображения Земли глобус, карта, план Карта мира Материки, океаны Определение сторон горизонта при помощи компаса Ориентирование на местности поместным природным признакам, Солнцу Компас, устройство ориентирование с помощью компаса Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Заповедники, природные парки Охрана природы Правила нравственного поведения на природе Многообразие растений Деревья, кустарники, травы Дикорастущие и культурные растения Связи в природе Годовой ход изменений в жизни растений Многообразие животных Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся общая характеристика внешних признаков Связи в природе Годовой ход изменений в жизни животных Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания) Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории, в быту, на прогулках, при самостоятельном передвижении по улицами дорогам Номера телефонов экстренной помощи Безопасность в сети Интернет социальные сети (коммуникация в мессенджерах, социальные группы и сообщества) Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте)
3 класс
Человек и общество Наша Родина — Российская Федерация Уникальные памятники культуры России, родного края Государственная символика Российской Федерации гимн, герб, флаги своего региона Уважение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других наро-
Примерная рабочая программа дов, государственным символам России Города Золотого кольца России Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели Правила нравственного поведения в социуме Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них Семья — коллектив близких, родных людей Семейный бюджет, доходы и расходы семьи Значение труда в жизни человека и общества Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира Особенности труда людей родного края, их профессии Страны и народы мира Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся Человек и природа Способы изучения природы Карта мира Материки и части света Вещество Разнообразие веществ в окружающем мире Примеры веществ соль, сахар, вода, природный газ Твёрдые тела, жидкости, газы Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами Воздух — смесь газов Свойства воздуха Значение воздуха для растений, животных, человека Вода Свойства воды Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека Круговорот воды в природе Охрана воздуха, воды Горные породы и минералы Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым Полезные ископаемые родного края (2—
3 примера) Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека Грибы съедобные и несъедобные Первоначальные представления о бактериях Природные сообщества лес, луг, пруд Взаимосвязи в природном сообществе растения — пища и укрытие для животных животные — распространители плодов и семян растений Влияние человека на природные сообщества Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений) Человек — часть природы Общее представление о строении тела человека Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма Гигиена от
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
19
дельных органов и систем органов человека Измерение температуры тела человека, частоты пульса Правила нравственного поведения на природе Разнообразие растений Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие растений Особенности питания и дыхания растений Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений Охрана растений Разнообразие животных Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) Особенности питания животных Цепи питания Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным Охрана животных Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы, закаливание и профилактика заболеваний Забота о здоровье и безопасности окружающих людей Безопасность в сети Интернет мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита персональной информации, способы противодействия мошенничеству) Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности) Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- и водного транспорта (на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна)
4 класс
Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации Права и обязанности гражданина Российской Федерации Президент Российской Федерации — глава государства Политико-административная карта России Общая
Примерная рабочая программа характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники Города России Святыни городов России Главный город родного края достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Праздники и памятные даты своего региона Уважение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России История Отечества Лента времени и историческая карта Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Наиболее значимые объекты Списка всемирного культурного наследия в России и за рубежом Охрана памятников истории и культуры Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края Правила нравственного поведения в социуме Человек и природа Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле Характеристика планет Солнечной системы Естественные спутники планет Смена дня и ночи на Земле Вращение Земли как причина смены дня и ночи Времена года, их особенности (на основе наблюдений) Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года Формы земной поверхности равнины, горы, холмы, овраги общее представление, условное обозначение равнин и горна карте) Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
21
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд использование человеком Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) Наблюдения в окружающей среде и опыты по исследованию природных объектов и явлений Наиболее значимые природные объекты Списка всемирного наследия в России и за рубежом Международная Красная книга Экологические проблемы и пути их решения Охрана природных богатств воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира Правила нравственного поведения на природе Природные зоны России общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Причины смены природных зон Экологические связи в природных зонах Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни профилактика вредных привычек Безопасность в сети Интернет поиск достоверной информации (поиски опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха)
Правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста Примерная рабочая программа
ТЕМ
АТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ класс
(6
6
ч)

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
1
Челов ек и общество ч
Шко льные традиции и праздники, совместная деятельность со дноклассник ами
Адр ес школы Классный, школьный коллектив, совместная учё
ба, игры, отдых Друзья, взаимоотношения между ними ценность дружбы, согласия, взаимной помощи
Раб очее место школьника удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования поза освещение рабочего места Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха Экскурсия по школе, знакомство с помещениями Обсуждение ситуаций Правила поведения в классе ив школе Россия Москва столица России Народы России Первоначальные сведения о родном крае Название своего населённого пункта (города, села, региона Культурные объекты родного края Ценность икр асот ар укотв орного мира Правила поведения в социуме
По дготовк а (при участии родителей) выставки предметов рукотворного мира Беседа Почему семья хранит старинные вещи и предметы Рассматривание иллюстраций учебника, сравнение национальных костюмов представителей разных народов Работа в паре рассказывать (по фотографиями личным впечатлениям) о национальных праздниках ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
23
Об суждение различий народов России Что связывает их в единую семью
Вместе со взрослыми находить информацию о народах своего края Беседа Москва столица нашей Родины Моя семья в прошлом и настоящем Имена и фамилии членов семьи, их профессии Вз аимо отношения и взаимопомощь в семье Совместный труд и отдых Домашний адрес Работ ас иллюстративным материалом рассматривание фоторепродукций на тему Семья Учебный диалог Что такое семья Рассказы детей Как наша семья проводит свободное время Человек и природа ч
Прир ода и предметы, созданные человеком Природные материалы Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними Неживая и живая природа Погода и термометр Наблюдение за погодой своего края Сезонные изменения в природе Взаимосвязи между человеком и природой Правила нравственного и безопасного поведения в природе Учебный диалог Почему люди должны оберегать и охранять природу Наблюдение за погодой Работа с иллюстративным материалом живая и неживая природа, погода Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание)
Листв енные и хвойные растения Дикорастущие и культурные растения Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
Комнатные растения, правила содержания и ухода Экскурсия Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав Определение названия по внешнему виду дерева Работа с иллюстративным материалом деление растений на две группы дикорастущие и культурные Учебный диалог Чем различаются дикорастущие и культурные растения Практические работы Найдите у растений их части
Примерная рабочая программа
Ок
ончание таб
л.
1   2   3   4


Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
Рассматрив ание из арисовк ар азно об р
азия частей растения разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др )
Главные особенности животных представителей одной группы насекомые — шестиногие, звери млекопитающие, рыбы — живут вводе, плавают и др Домашние и дикие животные различия в условиях жизни)
Заб от а о домашних питомцах
Игр а-со р
евнов ание: Кто больше наз ов
ёт насекомых (птиц, зверей Наблюдения за поведением животных повадки птиц, движение зверей, условия обит аний насекомых вовремя экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов Логическая задача найди ошибку в иллюстрациях какое животное попало в эту группу неправильно Рассказы детей Мой домашний питомец»
3
Пр авила безопасной жизни ч
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены Правила безопасности в быту пользование бытовыми электроприборами Безопасность в сети Интернет электронный дневники электронные ресурсы школы Дорога от дома до школы Правила безопасного поведения пешехода дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Беседа Что такое режим дня обсуждение режима дня первоклассника Коллективное составление памятки Правила закаливания водой ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
25
Пр авила безопасного поведения пассажира Безопасное поведение навело сипеде
Дидак тическ ая игр а-со р
евнов ание Мы знаем знаки ДД»
Учебный диалог Правила дорожного движения Работа с иллюстративным (видеоматериалом оценка ситуаций приезде навело сипеде
Рез ерв: 6 ч класс

(6
8
ч)

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Человек и общество ч
Наша Родина Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте Государственные символы России, символика своего региона Россия многонациональное государство Москва столица России Святыни Москвы святыни России Достопримечательности Москвы Кремль, Красная площадь, Большой театр и др Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой основание Москвы, строительство Кремля и др )
Герб Москвы Расположение Москвы на карте Города России Народы России, их традиции, обычаи, праздники Родной край, его природные и культурные достопримечательности Свой регион и его
Анализ информации учебника о федеративному стр ойств е России, о многонациональном составе населения страны Вместе со взрослыми извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона иго рода, национальном составе населения региона Игр а-путешествие: работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве,
Санк т-Петер бургу
Рассказ учителя История возникновения Москвы Работ ас картой Россия, Москва,
Санк т-Петер бург на карте Работа с картой наш регион на карте РФ
Примерная рабочая программа
Продо
лж
ение таб
л.

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
главный город на карте Значимые события истории родного края Подготовка сообщений страницы истории родного края Учебный диалог Зачем человек трудится Беседа Какие ценности создаются трудом людей Логическая задача Разделим картинки натри группы профессии, которые есть только в городе профессии села профессии, которые есть ив селе, ив городе Семейные ценности и традиции Родословная Составление схемы родословного древа, истории семьи Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края Значение труда в жизни человека и общества Культура поведения в транспорте Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей главные правила взаимоотношений членов общества Рассматрив ание иллюстраций, рассказ по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций Работа в группе обсуждение мор ально-эти- ческих аспектов дружбы например е пословиц народов России Обсуждение формул вежливости в русском языке и как они применяются враз личных ситуациях общения Человек и природа ч
Наб лю дения, опыты, эксперименты, измерения Зв
ёз ды и созвездия, наблюдения зв
ёз дного неба Планеты Изображения Земли глобус, карта, план Карта мира Материки, океаны
Наб лю дения за сезонными явлениями природы Проведение практических работ Раб от ас картой Разбор памятки Как показывать объекты на настенной карте
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
27
Кр асная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Заповедники, природные парки Охрана природы Правила нравственного поведения на природе Работа в паре выявление причины исчезновения изучаемых растений и животных, обсуждение мер по их охране Работа в группе чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге составление общего плана рассказа о редком растении и животном Рассматрив ание объектов, занес нных в Красную книгу Коллективное составление памятки правила поведения в заповедных местах Многообразие растений Деревья, кустарники, травы Дикорастущие и культурные растения Связи в природе Годовой ход изменений в жизни растений Экскурсия в парк сравнение деревьев, кустарников, трав Игр а-со р
евнов ание: кто больше наз ов
ёт названий деревьев Коммуникативная деятельность описание растений по иллюстрациями живым объектам Работа с информацией какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным Группировка иллюстраций дикорастущие культурные Раб от а в группах с иллюстративным материалом составление коллективного рассказа Каким бывает растение в разные сезоны Примерная рабочая программа
Ок
ончание таб
л.

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся общая характеристика Дидак тическ ая игра Угадай животное по описанию Логическая задача Найди ошибку какое животное попало в эту группу случайно Кто наз ов
ёт больше животных, которые плавают, прыгают, ползают Ро левая игра Собрание в лесу — кто как готовится к зиме Работа в группах подготовьте вопросы о жизни животных для других групп Правила безопасной жизни ч
Здо р
овый образ жизни режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание количество приёмов пищи и рацион питания Физическая культура, закаливание, игры навоз духе как условие сохранения и укрепления здоровья Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения наз анятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории, в быту, напр огул
- к
ах, при самостоятельном передвижении по улицами дорогам Номера телефонов экстренной помощи
Беседа: что может случиться напр огулке, на игровой площадке, дома ив школе, если не соблюдать правила безопасности Ро левая игра Мы — пешеходы Анализ дорожных ситуаций Работа в паре соотнесение изображений и названий дорожных знаков
Пр ак тическ ая работа учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора
ГИБ
ДД
Об суждение сопор ой на иллюстрации учебника потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
29
Без опасность в сети Интернет социальные сети (коммуникация в мессенджер ах, социальные группы и сообществ а)
Пр авила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном тр анспо рте)
Раб от а в группе на основе текста учебника формулирование правил безопасного поведения в быту
Об суждение правил поведения во бще
- ств енном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулирование их на основе иллюстраций учебника Резерв ч класс
(6
8
ч)

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
1
Челов ек и общество ч
Наша Родина Российская Федерация Уникальные памятники культуры России, родного края Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаги своего региона Уважение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России Города Золотого кольца России Анализ информации учебника о федеративному стр ойств е России, о многонациональном составе населения страны Рассказ о достопримечательностях городов Золотого кольца Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу Моделирование маршрута Золотого кольца с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т д С помощью Интернета подготовка сообщений о любом городе Золотого кольца Примерная рабочая программа
Продо
лж
ение таб
л.

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
Обществ о — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели
Пр авила нравственного поведения в социуме Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них Семья — коллектив близких, родных людей Семейный бюджет, доходы и расходы семьи Значение труда в жизни человека и общества Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира Особенности труда людей родного края, их профессии Стр аны и народы мира Памятники природы и культуры символы стран, в которых они находятся Определение места человека в мире Характеристика семьи, народа, государства как части общества Обсуждение вопроса о том, почему семья является важной частью общества Обсуждение значения образования для успешного труда человека в выбранной сфере деятельности Нахождение сходства и различий государственного и семейного бюджета и их вз аи- мо связь
Опр еделение источников доходов семьи
Об суждение расходов семьи
Мо делир ов ание семейного бюджета Об общение способов изучения природы Работ ас картой находить, называть и показывать нагло бу се и карте мира океаны и материки
Раб от а в группе самостоятельное изучение материала остр анах Европы, подготовка сообщений с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы Описание достопримечательностей по фотографиям ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы Человек и природа ч
Спо со бы изучения природы Карта мира Материки и части света Вещество Разнообразие веществ в окружающем мире Примеры веществ соль, сахар, вода, природный газ Тв
ёр дые тела, жидкости, газы Простейшие практические работы св еществ ами, жидкостями, газами Воздух смесь газов Свойства воздуха Значение воздуха для растений, животных, человека Вода Свойства воды Состояния воды, ер аспр остр анение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека Круговорот воды в природе Охрана воздуха, воды Горные породы и минералы Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым Полезные ископаемые родного края пример а)
Почв а, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека Грибы съедобные и несъедобные Первоначальные представления об ак териях
Прир одные сообщества лес, луг, пруд Взаимосвязи в природном сообществе растения — пища и укрытие для животных животные распространители плодов и семян растений Влияние челов е-
Классифик ация тел ив еществ, приведение примеров естественных и искусственных тел, тв
ёр дых, жидких и газообразных веществ
Наб лю дение и опыты с растворением вещества Исследование с помощью опытов свойств воздуха, воды Наблюдение входе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулирование на основе наблюдений вывода о причинах образования облаков и выпадении дождя
Раб от а со взрослыми выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе (если добыв аются)
Исследов ание состава почвы входе учебного эксперимента С помощью иллюстраций учебника и ат ла
- са-опр еделителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы Составление памятки сбора грибов Рассказывать о взаимосвязях в сообществах лесе, пруда, луга Характеристика систем органов человека их частей и назначение
Примерная рабочая программа
Продо
лж
ение таб
л.

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
к а на природные сообщества Природные сообщества родного края примера на основе наб лю дений)
Челов ек
— часть природы Общее представление остр оении тела человека Системы органов (опо рно-двиг ательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма Гигиена отдельных органов и систем органов человека Измерение температуры тела человека, частоты пульса
Пр авила нравственного поведения на природе Разнообразие растений Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие растений Особенности питания и дыхания растений Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека кр астениям
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепловоз дух, вода Наблюдение роста растений, фиксация изменений Растения родного края, названия икр атк ая хар ак те-
Раб от а в группе классификация растений из списка, который предложили одно- класc ники
Мо делир ов ание процессов дыхания и питания растений, рассказ об этих процессах с помощью схемы
Раб от а в паре характеристика условий, необходимых для размножения растений и их распространения Наб лю дение в природе, как распространяются семена деревьев ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
33
ристик а на основе наблюдений Охрана р
астений
Разно об р
азие животных Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери Особенности питания животных Цепи питания Условия, необходимые для жизни животных воздух, вода, тепло, пища Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным Охрана животных Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наб лю
- дений
Выяв ление роли животных в размножении и развитии растений Обсуждение мер по охране растений Работа в группе классификация животных из списка, который предложили о дноклас
- сники
Хар ак теристик а животных по типу питания Анализ схем цепей питания Обсуждение роли хищников в поддержании равновесия в природе Характеристика животных разных групп по способу размножения Моделирование стадий размножения животных разных групп Обсуждение мер по охране животных Правила безопасной жизни ч
Здо р
овый образ жизни двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы, закаливание и профилактика заболеваний Забота о здоровье и безопасности окружающих людей Безопасность в сети Интернет мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита персональной информации, способы противодействия мошенниче
- ств у)
Без опасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
Раб от а в группе на основе текста учебника формулирование правил безопасного поведения во дворе жилого дома, моделирование их с помощью условных знаков, узнавание (расшифровывание) правил по знакам Анализ ситуаций Что может произойти, если, Ролевая игра Расскажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке
Примерная рабочая программа
Ок
ончание таб
л.

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
по дст анций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
пр едупр еждающие знаки безопасно сти)
Пр авила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- ив одного транспорта (на вокзалах, в аэропортах, наб орту само лёт а, судна)
Анализ информации правила поведения в транспорте (на вокзалах, в аэропортах, наб орту само лёт а, судна Работа в группах составление памятки Правила поведения в аэропортах, наб орту само лёт а, судна (по выбору гр уппы)
Рез ерв: 6 ч класс
(6
8
ч)

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
1
Челов ек и общество ч
Конституция — Основной закон Российской Федерации Права и обязанности гражданина Российской Федерации Президент Российской Федерации глава государства По литико-администр ативная карта России Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники Работ ас по литико-администр ативной картой Российской Федерации края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения
Об суждение, как права одного человека соотносятся спр ав ами других людей ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
35
Г
ор ода России Святыни городов России Главный город родного края достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним
Пр аз дник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нр ав ств енных связей между соотечественниками Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Праздники и памятные даты своего р
егиона
Ув ажение к семейным ценностями традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России Обсуждение, зачем государству нужны символы Моделирование символов своего класса, семьи
Раб от а со взрослыми составление календаря профессиональных праздников в соответствии спр оф ессиями взрослых членов семьи
Раб от ас иллюстративным материалом государственные праздники нашей страны История Отечества Лента времени и историческая карта Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация Картины быта, труда, духовно-нр ав ств ен
- ные и культурные традиции людей враз- ные исторические времена Определение по ленте времени века, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события Обсуждение сроков начала года в разных летоисчислениях
Раб от а в паре анализ исторической карты, рассказ по ней об исторических событиях Работ ас иллюстративным материалом
Примерная рабочая программа
Продо
лж
ение таб
л.
1   2   3   4


Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Наиболее значимые объекты Списка всемирного культурного наследия в России из ар уб ежом Охрана памятников истории и культуры Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края Личная ответственность каждого человека за сохранность исто рико-к уль тур- ного наследия своего края Правила нравственного поведения в социуме Человек и природа ч
Со лнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле Характеристика планет Солнечной системы Естественные спутники планет
Смена дня и ночи на Земле Вращение Земли как причина смены дня и ночи
Вр емена года, их особенности (на основе наблюдений Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены врем н года Формы земной поверхности равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин иго р
Игр а-со р
евнов ание Клуб астрономов зададим друг другу вопросы о Солнечной системе Обсуждение выступлений учащихся (домашнее задание) о планетах Рассматривание и обсуждение схем вращение Земли вокруг своей оси причина смены дня и ночи вращение Земли вокруг Солнца причина смены врем н года Работ ас картой равнины иго ры натер рито рии РФ крупнейшие реки и озера, моря, омывающие Россию Описание объектов название, место
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1—4 классы
37
на карте Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наб лю дений)
Во до
ёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд использование человеком Во до
ёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наб лю
- дений)
Наб лю дения в окружающей среде и опыты по исследованию природных объектов и явлений Наиболее значимые природные объекты Списка всемирного наследия в России из ар уб ежом Международная Красная книга Экологические проблемы и пути их решения Охрана природных богатств воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира Правила нравственного поведения на природе расположения, общая характеристика Описание животных Международной Красной книги
Пр ов едение наблюдений и опытов
Раб от а в группе анализ современных экологических проблем, предложение мер по их решению Извлечение из дополнительной литературы, Интернета информации обо бъек тах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и подготовка сообщения о них
Нахождение в Интернете информации о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, подготовка сообщений Природные зоны России общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный миро со бенно
- сти труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы Причины смены природных зон Экологические связи в природных зонах
У
ст анов ление причинно-следств енных связей между о св ещённо стью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон
Раб от а в паре определение по рисункам, какие организмы обитают в природных зонах, объяснение, как они приспособлены ку словиям жизни Рассказ по рисункам об экологических связях виз учаемой природной зоне Моделирование характерных Примерная рабочая программа
Ок
ончание таб
л.

Т
ема, раздел к
ур
са
Пр
огр
аммно
е со
держ
ание
Мето
ды и формы организации обучения. Характеристика деятельности о
бучающихся
цепей питания виз учаемой природной зоне Рассказ обо св оении природных богатств в природных зонах ив озникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях из апо
- ведник ах
Хар ак теристик а природных зон по плану
Изв лечение из дополнительной литературы, Интернета сведений ожив отном мире изучаемой зоны, подготовка сообщений Правила безопасной жизни ч
Здо р
овый образ жизни профилактика вредных привычек
Без опасность в сети Интернет поиск достоверной информации (поиски опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порт алов)
Без опасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках из онах от дыха)
Пр авила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедист а)
У
чебный диалог Послушаем друг друга как я выполняю правила безопасной жизни Работа в группах составление текста какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, во бществ енных местах Анализ ситуаций Что может произойти, если Обсуждение результатов работы групп Ролевая игра знаем ли мы правила езды навело сипеде (роли велосипедисты, сотрудники ГИБ
ДД, маленькие дети)
Рез ерв: 6 ч