Файл: воронежский государственный педагогический университет кафедра информатики, информационных технологий и цифрового образования цели и задачи использования икт в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ


ЭССЕ

МАГИСТРА

по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»




Выполнил магистр очной

формы обучения 2 курса

факультета физической культуры и

безопасности жизнедеятельности

Редько Евгений Олегович
Проверила:

к.п.н., доцент кафедры информатики, информационных технологий

и цифрового образования

Свиридова Елена Игоревна




Воронеж – 2023 г.

Введение

Постоянно развивающиеся информационные технологии возлагают на субъекты образования требования, которые обязывают их иметь соответствующие знания, навыки и способности для их использования. Эти знания практически невозможно усвоить механически, личность сама вырабатывает их в результате самостоятельной творческой активности и самоорганизации мышления при взаимодействии с информационными технологиями. Информатизация общества, образования кардинально изменила подходы к образованию. Учитель сегодняшнего дня – учитель информационного общества, игнорировать место ИКТ в развитии личности ребенка просто невозможно, а значит, их необходимо применять на всех этапах педагогической деятельности. Сегодня применение ИКТ в образовании неизбежно в силу качественных изменений в структуре познавательной деятельности личности. ИКТ сделали общедоступным огромный объём информации. Конечно, с обучающимися должны работать преподаватели, знающие компьютер и его технические возможности, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения обучающихся к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий на качественно новом уровне.

Основная часть

Существует ряд проблем, с которой сталкивается современный процесс информатизации образования, одна из них - существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении. Многие педагоги ставят под сомнение педагогические возможности названных средств. Часто такая позиция объясняется поверхностным знакомством с содержанием процессов информатизации образования. Нередко, внедрение ИКТ в учебный-воспитательный процесс воспринимается как банальное транслирование известного педагогу содержания и его представление с помощью мультимедиа обучаемым.

Один успешный человек сказал: «никакая технология никогда не заменит учителя. Что мы можем сделать – так это облегчить некоторые из тягот обучения. И мы можем воспользоваться технологиями, которые позволят учителям тратить больше времени на вещи, которые делают педагогический процесс более человечным и более творческим». Но технологии необходимо осваивать, результатами делиться, вопросы обсуждать, ошибки анализировать, рекомендации распространять. Для практикующего педагога все это нужно делать без отрыва от профессиональной деятельности. Сегодня все больше преподавателей понимают важность освоения и применения ИКТ в профессиональной деятельности и для самообразования.

Таким образом, современный педагог не может жить вне информационного пространства хотя бы потому, что его подопечные практически не вылазят оттуда. А значит, нужно быть как минимум «в тренде», а в идеале владеть ИКТ так, что бы удивлять, воспитывать, убеждать. Поэтому никогда не поздно учиться независимо от формы обучения. Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Образование является тем самым сектором, который должен всегда находиться в центре внимания для повышения уровня человеческого развития. Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями:



• Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности).

• С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управление процессом обучения каждого обучающегося, так как мы получаем необходимую управленческую информацию, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.

• Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенции.

Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.

Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.).

Таким образом, использование ИКТ на уроках формирует высокий уровень мотивации, интерес к учебной деятельности, способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Однако следует отметить, что ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является наряду с другими средствами обучения лишь многофункциональным помощником и методическим инструментом. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно. Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;


- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

-графические — представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

-моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:


1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

-повышение эффективности и качества процесса обучения;

-повышение активности познавательной деятельности;

-углубление межпредметных связей;

-увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

-развитие различных видов мышления;

-развитие коммуникативных способностей;

-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

-эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

-развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

-формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

-подготовка информационно грамотной личности;

-подготовка пользователя компьютерными средствами;

-осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ.
Список использованных ресурсов

1. Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения», http://festival.1september. ru/articles/601724/

2. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть 1: Пособие для системы доп. проф. образования. - М.: НФПК, 2006. - 170 с., http://window. edu. ru/resource/034/53034

3. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование. Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, http://ido. rudn. ru

4. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов // Молодой ученый. – 2013 – №5. – С. 768-772, http://www. moluch. ru/archive/52/6805/