Файл: Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса организация и порядок ведения, особенности правового регулирования.pdf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 4109
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 подписания соответствующих нормативных правовых актов, официально их устанавливающих. [30, с.10]
Восьмой уровень включает в себя законы и иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
Девятый уровень включает в себя нормативные правовые акты органов местного самоуправления, представительных органов муниципальных образований.
Десятый уровень включает в себя нормативно правовые акты экономических субъектов, которые разрабатываются ими самостоятельно, и применяются на локальном уровне.
В последнее время в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета малых предприятий можно заметить тенденцию к упрощению его введения. Однако, на практике в деятельности малых предприятий отмечается обратный процесс, который вынуждает малый бизнес тратить все больше ресурсов на организацию и ведение бухгалтерского учета.
Это обусловлено необходимостью внедрения учетных процедур, связанных с обеспечением формирования достоверных данных для таких новшеств законодательства, как введение обязательной маркировки ряда товаров, отмена ЕНВД, введение в действие новых редакции федеральных стандартов бухгалтерского учета по материалам, аренде, основным средствам.
Последние события в рамках отечественной и мировой геополитической ситуации, в процессе цифровизации российской экономики и восстановления после пандемии многие возлагают особые надежды на мобильность и гибкость малого предпринимательства.[13, с.5] В этой связи особенности нормативно- правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях претерпевает постоянные изменения, связанные с поиском компромисса между интересами малого предпринимательства (в части упрощения бухучета) и сохранения основных функций учетной системы по формированию определённых показателей для заинтересованных
23 пользователей (собственников бизнеса, менеджмент, контролирующие органы).
1.3 Особенности организации бухгалтерского учёта при реализации
финансово- хозяйственной деятельности субъектами малого
предпринимательства
Особенности организации бухгалтерского учета у субъектов малого предпринимательства является частью системы преференций для МП. Так в настоящее время действуют такие послабления как специальные режимы налогообложения и вместе с ними возможность не применять ряд положений по бухучету, возможность ведения упрощенно бухгалтерского учета и представления упрощенной формы финансовой отчетности. При этом, если организация применяет общий режим налогообложения, то и упрощать бухгалтерский учет организация не вправе.
Стремление к снижению расходов на ведение бизнеса и налоговой нагрузки на малый бизнес находит свое отражение в процессах реформирования законодательной базы. Однако данная тенденция в последнее время обнаруживает свои спорные элементы. В последнее время активно проводится интеграция ответственных бухгалтерских стандартов с международными. Изменение многих элементов положений бухгалтерского учета направлено на сближение с международными элементами системы бухгалтерского учета. В этом процессе минимально присутствует направленность по сближению налогового и бухгалтерского учета. Основные принципы современного бухгалтерского учета- направленность на удовлетворение информационных потребностей собственников и инвесторов.
Расчет налоговых обязательств ведется зачастую по правилам, отличным от порядка расчета показателей отчетности.
С нарастающим развитием рыночной экономики в Российской
Федерации расширялась и нормативная база, регулирующая необходимость
24 формирования и документирования учетной политики. Постепенно пояснения и комментарии к законодательству, статьи и научные публикации, раскрывающие сущность и понятие предмета исследования, стали широко внедряться в деятельность бухгалтеров, занимающихся как финансовым и управленческим, так и, совершенно новым для российской практики, налоговым учетом. [13, с.1].
В соответствии с ПБУ 1/2008 в настоящее время установлены следующие требования к учетной политике: (рисунок 7)
полнота. Требование должно учитываться при разработке системы первичных документов и системы документооборота;
осуществление хозяйственных операций, для которых не предусмотрены стандартные схемы бухгалтерского учета;
своевременность. Необходимо учитывать требование при разработке критериев актуальности и полезности информации. Требования бухгалтерского учета могут возникнуть, когда необходимо предоставить информацию до того, как станут известны все аспекты экономической деятельности;
создание скрытых резервов не допускается. Требование необходимо учитывать при разработке методов оценки активов, методов учета различных видов резервирования;
приоритета содержания перед формой. Требование необходимо учитывать при разработке методов учета условных фактов хозяйственной деятельности и событий после отчетной даты, при разработке системы первичных документов и системы документооборота;
непротиворечивость. Необходимо учитывать требования при организации бухгалтерского процесса, при разработке плана счетов, учетных регистров. Появление требований бухгалтерского учета может быть внедрение автоматизированных систем бухгалтерского учета, разработка систем управления;
25
рациональность необходимо учитывать при выборе методов учета с целью выбора тех или иных способов для целей оптимизации налогов и снижении затрат малого бизнеса на организации действий бухгалтерской службы [8].
Рисунок 7 - Требования к учетной политике предприятия по ПБУ 1/2008
Учетная политика является значимым звеном в составе внутренних локальных актов предприятия. В процессе составления и применения учетной политики на малых предприятиях происходит определение тех или иных вариантов учета, по которым организация вправе сделать выбор. Так, существует несколько способов ведения бухгалтерского учета, к ним относятся оценка факторов и группировка этих данных хозяйственной деятельности предприятия, может также входить инвентаризация, документооборот компании и погашение стоимости активов. Не стоит так же
Требования к учетной политике
•
Отражение всех фактов
•
хозяйственной деятельности
Своевременность
•
Информация в учете и отчетности отражается без задержек
Осмотрительность
•Создание резервов при необходимости.
Недопустимо создание скрытых резервов
Приоритет содержания перед формой
•Факты хозяйственной деятельности отражаются в соответствии с экономическим содержанием
Рациональность
•Польза, полученная от той или иной информации, сопоставима с затратами на ее получение
Непротиворечивост ь
•Показатели бухгалтерской отчетности соответствуют данным синтетического и аналитического учета
26 забывать про систему регистров учета, применение счетов бухгалтерского учета и, конечно, обработка информации и данных. [15, с.7]
В случае, если предприятие применяет Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N
64н, можно не составлять регистры учета имущества операции, а все хозяйственные операции заносятся в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1). [11, с. 37]
При этом бухгалтерские проводки отражаются в синтетическом и аналитическом разрезах с предоставлением возможности получить информацию по показателям, формирующим финансовую отчетность. Такая форма учета может дать сбои в любое время в виде отсутствие возможности получить расширенную информация по отдельным участкам учета в любой момент времени. Например, расчеты с контрагентами, составление и подписание актов сверок становится невозможным без оформления дополнительных регистров (например, по расчётам с каждым контрагентом).
При этом ведение дополнительных ведомостей – явление добровольное и индивидуальное для каждого отдельного предприятия. Однако на практике сложно представить себе достаточно прозрачную систему ведения бухгалтерского учета только лишь в в виде книги со сплошным внесением записей. Без расшифровок будет невозможно обеспечить информацией управленцев для оперативных действий по всему предприятию. [6, с. 73].
Суммы начислений по расчетам с работниками отражаются в Ведомости по форме В-8 и при условии численности, работающих не более десяти человек. [28, с. 32]. Получается так, что рекомендованные регистры имеют возможность применять их только при соблюдении определенных условий, что тоже несет в себе определенные трудности для малых фирм. [31, с. 18].
По результатам исследования, проведенного в данной главе можно сделать следующие выводы.
27
Современная экономика во многом обязана развитию малого предпринимательства. Категория субъекта среднего и малого бизнеса определяется в согласовании с большим по значению условием. К примеру, если по среднему количеству работников компания соответствует средней организации, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по количеству сотрудников.
В современных условиях залогом успеха деятельности малых предприятий является гибкость, приспособляемость к изменяющимся нестандартным ситуациям, умение кардинально менять организационное и экономическое поведение. Важнейшим условием достижения эффективности производства и конкурентоспособности малых компании является переход на новый тип организации системы бухгалтерского учета.
В сложных условиях кризиса 2022 года от малого предпринимательства ожидается нестандартный подход к решению производственных задач и проблем недостаточности ресурсов. Своевременно и в полном объеме собранная, сгруппированная и проанализированная информация по финасово- хозяйственной деятельности может оказать неоценимую пользу в процессе управления бизнесом, оперативного принятия решений руководством небольших фирм. В этой связи приобретают особую актуальность вопросы совершенствования системы бухгалтерского учета.
В последнее время наблюдаются тенденции реформирования законодательства о бухгалтерском учете в сторону его упрощения, сокращения трудоемкости по формированию учетных регистров и отчетности для малых предприятий, а также возможность не учитывать отдельные объекты и показывать в бухгалтерской отчетности укрупненные показатели.
Однако такие тенденции не всегда способствуют повышению эффективности работы субъектов малого предпринимательства.
28
1 2 3 4 5 6 7
2.Бухгалтерский учет малого предприятия
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
Основной вид деятельности ООО «КАПРИ» – торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах
. Основной целью организации является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.
Организационная структура у ООО «КАПРИ» представлена на рисунке 7.
Рисунок 8 - Организационная структура ООО «КАПРИ»
Структура управления организацией определяется многими факторами: размером; отраслевой принадлежностью; масштабом деятельности
(структурные подразделения, внешнеэкономическая деятельность); особенностями менеджмента.
У ООО «КАПРИ» организационная структура построена с учетом следующих требований: оперативность; гибкость; иерархия управления; четкое распределение функций; устранение дублирования. [35, с.6]
Эффективная организационная структура должна обеспечивать стабильность организации, создавать благоприятные условия для принятия управленческих решений, быть адаптивной, способствовать эффективному распределению ресурсов. У предприятия организация бухгалтерской службы реализовано на основе требований действующего законодательства с учетом особенностей организации финансов-хозяйственной деятельности.
Директор
Бухгалтерия
Касса
Склад
Отдел закупок и сбыта
Торговый зал
29
Имущество любого хозяйствующего субъекта представляет собой все материальные, нематериальные и денежные средства, которые находятся в пользовании, владении и распоряжении.
Рассмотрим экономические показатели анализируемого предприятия в сравнении с другими организациями.
ООО «Кристофер-Дон» – официальный торговый и сервисный представитель немецкого концерна KARCHER (Германия) с 2007 года.
Предприятие занимается реализацией бытовой техники, профессионального и промышленного оборудования для чистки, мойки и уборки, а также моющих средств KARCHER и различных аксессуаров. Данные предприятия ООО
«Кристофер-Дон» указаны в таблице 5.
Таблица 5 – Карточка предприятия ООО «Кристофер-Дон»
Показатель
Детализация показателя
Организация:
ООО «Кристофер-Дон»
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН):
6168015706
Код причины постановки на учёт в ФНС (КПП):
616101001
Юридический и фактический адрес:
344114, г. Ростов-на-Дону, ул. Армянская, д. 16/28Б
Магазин Шахты:
Ростовская обл., г. Шахты, пр. Победа Революции,
109 Г
Телефон/Факс:
8 (863) 310-45-00
Общественный классификатор предприятий и организаций
(ОКПО):
80372218
Сайт: www.kristofer.ru
Деятельность:
Официальный торговый и сервисный представитель концерна Karcher (Германия).
Оптовая и розничная торговля моечно-уборочного оборудования Karcher. Сервисный центр Karcher.
Дата регистрации предприятия
10 апреля 2007 года
Организационная структура управления ООО «Кристофер-Дон» представлена на рисунке 9.