Файл: Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса организация и порядок ведения, особенности правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 4112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58
Как уже отмечалось, размеры анализируемого предприятия совсем небольшие. Соответственно в условиях ограниенных ресурсов предприятие не создавало отдельное подразделение внутреннего контроля. Внутренние контрольные мероприятия осуществляются бухгалтерской службой и сводятся к проведению инвентаризаций в случаях, когда законодаель обязал их проводить.
Эффективная организация системы первичного учета - это насущная проблема, требующая немедленного и оперативного решения. Организация работы с первичными документами представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих построение документооборота, использование документации в хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности документации в соответствии с действующим законодательством. На современном предприятии документационное обеспечение управления финансово-хозяйственной деятельностью должно осуществляться на основании своевременно и в полном объеме оформленных документов.
Именно первичный документооборот является основой всей учетной системы на современных предприятиях. Основной принцип организации плана счетов
ООО «Капри» – детализация системы товародвижения и уточнение порядка формирования данных о расчетах с поставщиками, расчетами с персоналом предприятия и исчисления налогов. [62]
По результатам исследования можно определить проблему, когда рекомендуемый в системе нормативного регулирования план счетов бухгалтерского учёта имеет свои недостатки, на которые следует обратить внимание, и создать новый, рабочий план счетов, опираясь на мнения современных исследователей теории и на основании практического опыта с учетом индивидуальных особенностей финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного малого предприятия.
Для малых предприятий можно выделить также проблему сбора, обобщения и степени детализации данных в финансовой отчетности. Согласно

59 нормам современного законодательства малые предприятия имеют право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, что позволяет им раскрывать меньшие, чем другим организациям, объемы информации. В настоящее время существует накопленный опыт и область нормативного регулирования бухгалтерской отчетности малых предприятий, однако остается ряд проблем и спорных вопросов, которые подлежат дальнейшему обсуждению и разработки путей совершенствования.
Стоит также обратить внимание на проблему оптимизации процесса учета доходов и расходов на малом предприятии, что касается как нормативного регламентирования данного вида учета, так и практических аспектов обоснования расходов и доходов при определении прибыли малого предприятия при составлении бухгалтерской отёчности, расчете налоговой базы и определения путей повышения эффективности при анализе показателей хозяйственной деятельности в управленческом учете. [46, с.14]
На каждом из анализируемых предприятий организационная структура адаптирована под индивидуальные особенности бизнес-процессов. [61]
Несмотря на большие различия в основных звеньях и связях организационных структур всех трех предприятий можно заметить то, что во всех трех случаях бухгалтерия выделена в отдельное звено, бухгалтерская служба на каждом предприятии подчиняется непосредственно руководителю. Это говорит о том, что бухгалтерия играет ключевую роль в деятельности малых организаций.
Непосредственно бухгалтерская служба выполняет широкий круг функций, зачастую выходящих за пределы счетоводства. Как основа информационных потоков система бухгалтерского учета анализируемых предприятий производит сбор, обработку и обобщение информации как для внешних пользователей (контролирующих органов, инвесторов и контрагентов), так и для внутреннего использования руководством компании. По результатам исследования трех предприятий можно сделать выводы о необходимости организации системы налогового планирования на баpе данных


60 бухгалтерского учета в целях снижения величины налоговых платежей.
Недостаточная степень применения доступных инструментов контроля и планирования экономических показателей характерна для многих малых предприятий. Можно рекомендовать организацию сбора и обработки некоторых показателей в системе бухгалтерского учета для организации информационных потоков для управления в целях дальнейшего планирования налоговой нагрузки. Причем особенность малого бизнеса по применению специальных налоговых режимов позволяет делать это периодически, до начала налогового периода, не перегружая учетных работников дополнительной оперативной работой ежедневно.

61
3. Выявленные проблемы и пути совершенствования системы
бухгалтерского учета с целью обеспечения экономической
безопасности анализируемой организации
3.1
Выявленные проблемы по результатам исследования
бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО «Капри»
На современном этапе развития рыночной экономики главной целью учета является обеспечение управления бизнеса гибкой информационной базой. Учетные процессы обеспечивают также экономическую безопасность хозяйствующего субъекта. Необходимость разработки системы определенных действий в целях укрепления экономической защищенности предприятия не вызывает сомнений. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о влиянии внутренних и внешних факторов на деятельность и экономическую безопасность ООО «Капри». Составляющие экономической безопасности
ООО «Капри» и взаимосвязи между ними представлены на рисунке 21.
Рисунок 21 - Составляющие экономическую безопасность ООО «Капри» и взаимосвязи между ними
По схеме, представленной на рисунке 21 видно, что экономическая безопасность подвержена воздействию ряда внутренних и внешних факторов,
Экономическая безопасность ООО «Капри»
Внутренние составляющие экономической безопасности
Внешние составляющие эконом безопасности
Финансовая составляющая
Интеллектуальная составляющая
Кадровая составляющая
Технико - технологическая составляющая
Правовая составляющая
Силовая составляющая
Рыночная составляющая
Контрагента составляющая
Экологическая составляющая


62 которые взаимодействуют между собой. В этой связи можно говорить о том, что для анализируемого предприятия можно рекомендовать ряд мер, которые средствами и методами бухгалтерского учета укрепят экономическую безопасность. Это может выглядеть в виде проанализированных аналитических данных для принятия эффективных и своевременных управленческих решений.
Совершенствование бухгалтерского на предприятии позволяет выстроить рациональную схему бухгалтерского учета и добиться эффективного взаимодействия всех задействованных подразделений в целях обеспечения экономической безопасности. [44, с.9]
Исследование системы бухгалтерского учета ООО «КАПРИ», проведенного в данной работе были выявлены недостатки:

Недостаточная степень организации внутреннего контроля;
 нераскрытие информации в бухгалтерской отчетности;
 некорректное заполнение форм первичной учетной документации.
В ООО «КАПРИ» проводиться небольшое количество операций в сравнении с крупными предприятиями. Бухгалтерская отчетность организации имеет неразвернутый вид, другими словами обороты на счетах недостаточно детализированы, что не позволяет провести анализ между определенным типом актива и определенным типом капитала.
Получается, что бухгалтерская отчетность недостаточно детализирована, поэтому на многие вопросы нет возможности получить ответы: а именно показатели как результата объединения нескольких элементов с учетом их динамики и влияния на конечные финансовые показатели. Также в ходе анализа было выявлено, что в первичных документах организации часто встречаются ошибки при заполнении: отсутствие подписи, печати, обязательные поля не заполнены. Все это усложняет в будущем ситуацию для бухгалтера при заполнении финансовой и налоговой отчетности.

63
Плюс некорректное заполнение первичных документов может приводить к искажению и недостоверности финансовой отчетности, поэтому необходимо выработать рекомендации по совершенствованию некоторых аспектов системы бухгалтерского учета для ООО «КАПРИ».
Существующий в настоящее время поток документов ООО «КАПРИ» можно разделить на отдельные периоды (рисунок 22).
Рисунок 22 - Порядок документооборота ООО «Капри»
Также к недостаткам ведения бухгалтерского учета на предприятии можно отнести факторы, которые могут негативно влиять на экономическую безопасность ООО «Капри»:
 несвоевременная обработка документов, что влечет за собой отсутствие оперативной информации;
 отсутствие контроля со стороны внешних пользователей (за время работы не проводились проверки налоговой инспекции);
 отсутствие внутреннего контроля со стороны бухгалтерии подведомственных служб.
По внутреннему аудиту проблема стоит глобально для всей сферы малого бизнеса. Анализируемое предприятие не располагает ресурсами для выделения отдельного подразделения по внутреннему контролю. Между тем расширение функций внутреннего аудита позволило бы ввести ряд аналитических процедур, в результате которых руководство фирмы получало бы динамику изменения отдельных финансовых показателей, не только в
Регистрация и учет поступающих в организацию документов
Подготовка и регистрация отправляемых документов
Прохождение внутренних документов
Контроль за исполнением документов


64 рамках показателей баланса. При наличии такой информации становится доступным основание для управленческих решений по выявлению резервов роста прибыли и сокращения затрат в целом по предприятию. Схематично система внутреннего контроля представлена на рисунке 23.
\
Рисунок 23 - Схема организации внутреннего контроля ООО «Капри»
Согласно схемы, представленной на рисунке 22 можно заметить, что из трех функций системы внутреннего контроля наиболее развита только одна, та, которая реализуется в системе бухгалтерского учета. А из средств контроля применяется только инвентаризация и недостаточно используются функции по получению аналитических выкладок для целей управления бизнесом.
Основными направлениями совершенствования бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ООО «КАПРИ» являются:
 разработка графика документооборота;
 внедрение автоматизированной программы «1С: Предприятие
8.3».
Система внутреннего контроля ООО «Капри»
Система бухгалтерского учета
Контрольная среда
Контрольная среда
Средства контроля
Средства контроля
Совокупность форм и методов, применяемых экономическим субъектом для организации и ведения бухгалтерского учета имущества и обязательств, а также подготовки бухгалтерской отчетности
Совокупность знаний руководства экономического субъекта и мер, направленных на организацию, поддержание и развитие системы внутреннего контроля
Конкретные процедуры, применяемые экономическим субъектом на отдельных направлениях деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею

65
Актуальность совершенствования документооборота возрастает на современном этапе экономики, а именно в условиях цифровизации всех бизнес-процессов, что подстегивается кризисными явлениями в мировой экономики в 2022 году. [22, с.6].
Отечественный малый бизнес довольно сильно переориентировался на он-лайн способы взаимодействия в поставщиками и потребителями товаров, работ услуг в условиях пандемии короновируса в 2021 году.
[12]. А обострение геополитической обстановки весной 2022 года привело к обновлению уже существующих связей и необходимости установлению новых взаимодействий с контрагентами и покупателями. В этой связи отлаживание системы документооборота для ООО «КАПРИ» приобретает особое значение.
График документооборота разрабатывается или в качестве приложения к учетной политике, или в виде самостоятельного документа. Создается график главным бухгалтером и утверждается руководителем по приказу. [10]
Ответственными за выполнение требований графика документооборота, качественное создание документации, правильность и точность данных, изложенных в них, и за трансляцию их в отдел бухгалтерии являются лица, участвовавшие в создании и подписании этих документов. [60]
По результатам исследования, проведенного в данном подпункте можно сделать выводы о том, что ведение учета и составление бухгалтерской отчетности в организации представляет собой достаточно сложный процесс.
Сбор, регистрация, дальнейшая систематизация и обобщение учетной информации позволяют выработать рекомендации для ООО «КАПРИ»:
 ликвидация недостатков несовершенства методов обработки учетной информации;
 достичь полноты и своевременности качества информации по бухгалтерскому учету;


66
 усиление контрольной функции в системе бухгалтерского учета, в том числе повышение эффективности инвентаризации;
 в систему документооборота включить участки для организации бюджетирования (составление бюджета и контроль исполнения);
 формирование качественной информации по учету организации для принятия эффективных управленческих решений.
3.2 Пути совершенствования учетной системы ООО «Капри» в
целях обеспечения экономической безопасности
Для ООО «Капри» рекомендовано соблюдать не только требования, но и рекомендации, данные в рамках нормативного регулирующего бухгалтерский учет поля. Перечень внутренних положений, необходимых для повышения эффективности системы экономической безопасности, бухгалтерского учета и контроля ООО «Капри» представлен на рисунке 24.
Рисунок 24 – Документы внутреннего регламента
Пе ре че нь план счетов бухгалтерского учета образцы и формы первичных документов методы оценки видов имущества и обязательств основы документооборота соблюдать порядок за хозяйственными операциями

67
Основные рекомендации для создания, внедрения и применения графика документооборота на современных предприятиях регламентированы действующим законодательством. Однако для каждого предприятия такая схема является индивидуальной. В процессе создание оптимального документооборота ООО «Капри» должно учитывать множество нюансов, таких как сроки поставок по договорам с контрагентами, частота и продолжительность командировок работников, продолжительность рабочей смены сотрудников и т.д. Ввиду того, что ООО «Капри» - небольшое предприятие, у него есть возможность детализировать порядок составления, формы и сроки предоставления каждого документа. В целях оптимизации использования запасов предприятию необходимо добавить в учетный оборот составление и контроль за соблюдением бюджета по товарным запасам.
Бюджет обеспечения (бюджет закупок) может быть подготовлен как в виде одного документа, так и в виде отдельных самостоятельных бюджетов.
График документооборота может стать эффективным инструментом для бухгалтерии. С одной стороны, он дисциплинирует сотрудников и обеспечивает поступление в бухгалтерию первичных документов своевременно и в полном объеме. С другой стороны, утвержденный регламент позволяет добиться постоянного контроля над документооборотом и своевременным составлением промежуточных бухгалтерских регистров. По специфике деятельности ООО «Капри» можно говорить еще и о том, что соблюдение сроков по документообороту позволит контролировать размеры и своевременность погашения дебиторской и кредиторской задолженности, что будет способствовать укреплению хозяйственных связей предприятия с его контрагентами.
График документооборота для ООО «КАПРИ» приведен в таблице 11.