ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Научную теорию можно спасти от опровержения, если «перезагрузить» ее теоретическую программу и произвести коррекцию фонового знания. Теория может оставаться легитимной даже при наличии фальсификаторов, так как представляет собой неизолированную систему высказываний, умозаключений и гипотез.
Как именуется учение (методологическая установка), выбирающее цель в качестве принципа объяснения?
1. Теология. 2. Телеология. 3. Схематизм. 4. Индетерминизм. 5.Моделирование.
Укажите процесс мысленного отвлечения от несущественных в определенном отношении свойств объекта познания и выделения свойств существенных и определяющих, вплоть до их наделения онтологической автономией.
1. Абдукция.2. Идеализация. 3. Формализация. 4. Абстрагирование.
5. Аксиоматизация.
Укажите метод, представляющий собой логический переход от общего к частному, причем общей посылкой является научное предположение (или система предположений), а следствия подвергаются эмпирической проверке.
1. Абстрагирование. 2. Гипотетико-дедуктивный. 3. Феноменологический.
4. Контекстуальный. 5. Наблюдение.
Укажите определение понятия «эксперимент»
1. Метод научного исследования, который сводится к дедуктивному выводу следствий из гипотезы и их экспериментальной проверке. 2. Конструирование и целенаправленное преобразование идеального объекта, представляющего в сознании тот фрагмент действительности, на который направлено внимание ученого. 3. Метод, суть которого заключается в том, что результаты целенаправленного и организованного чувственного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями, находящимися в «естественных» условиях, совмещаются со стандартными для какой-либо области познания средствами языкового описания. 4. Философско-методологическая установка, согласно которой продукты сознания являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и комфортный мир.
5. Род опыта, имеющий целенаправленный исследовательский, методический характер, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого измерения.
Укажите определение понятия «мысленный эксперимент».
1. Целенаправленное и организованное чувственное взаимодействие с изучаемыми объектами и явлениями, находящимися в «естественных» условиях.2. Метод научного исследования, который сводится к дедуктивному выводу следствий из гипотезы и их экспериментальной проверке.
3. Конструирование и целенаправленное преобразование идеального объекта, представляющего в сознании тот фрагмент действительности, на который направлено внимание ученого.
4. Искусство понимания как постижение смысла и значения знаков; теория интерпретации текстов. 5. Эксперимент, результат которого принципиально разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы.
В мысленном эксперименте все познавательные операции осуществляются в воображаемой реальности. Укажите наименование (описание) традиционного эксперимента.
1. Парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена. 2. Эксперимент с идеальной тепловой машиной Карно. 3. «Кот Шредингера». 4. Диск, вращающийся с около световой скоростью (парадокс Эренфеста). 5. Подтверждение отклонения света в гравитационном поле Солнца.
Укажите определение понятия «моделирование».
1. Род опыта, имеющий целенаправленный исследовательский характер, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого измерения. 2. Метод, представляющий собой замещение чувственно данного объекта мысленным конструктом посредством отвлечения и объективации. 3. Представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем оно есть и может быть на самом деле. 4. Род опыта, имеющий целенаправленный методический характер, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого измерения. 5. Метод, состоящий в изучении искусственного объекта («артефакта») или объекта естественного, который обладает существенным, с точки зрения познающего субъекта, сходством с изучаемым объектом («прототипом») и может его имитировать в заданном отношении.
Укажите метод, суть которого заключается в том, что результаты целенаправленного и организованного чувственного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями, находящимися в «естественных» условиях, совмещаются со стандартными для какой-либо области познания средствами языкового описания.
1. Диалектический метод. 2. Моделирование. 3. Формализация. 4. Аксиоматико-дедуктивный метод. 5. Наблюдение.
Укажите конъюнкцию эмпирических методов познания.
1. Абстрагирование и наблюдение. 2. Наблюдение и формализация. 3. Наблюдение и эксперимент. 4. Эксперимент и абстрагирование. 5. Идеализация и моделирование.
На какие два типа делятся эксперименты, когда основанием (критерием) классификации являются условия проведения?
-
Однофакторные и многофакторные. -
Преобразующие и контролирующие. -
Констатирующие и поисковые. -
Естественные и искусственные. -
Поисковые и решающие.
Укажите метод построения научной теории, детально разработанный и апробированный в «Началах» Евклида.
-
Аксиоматический. Дифференциальное уравнение. Генетический. Геометрический. Интегральное исчисление.
Укажите термин, с помощью которого обозначают способность получать знание непосредственно, без логического доказательства и/или анализа.
-
Синтез. -
Рефлексия. -
Интуиция. -
Эмерджентность. -
Энтелехия.
Укажите философско-методологическую установку, согласно которой продукты сознания (понятия, гипотезы, научные теории и т. д.) являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и комфортный мир.
1. Критический рационализм. 2. Научный реализм. 3. Интуитивизм.
4. Инструментализм. 5. Конвенционализм.
Один из самых авторитетных сторонников эпистемологического релятивизма – П. Фейерабенд – дает ему следующую характеристику: «Для каждого утверждения, теории, точки зрения, которые приняты (считаются истинными), существуют аргументы, показывающие, что конкурирующая альтернатива, по крайней мере, столь же хороша, а может быть, даже лучше». Укажите понятие, противоположное понятию «эпистемологический релятивизм».
1. Эпистемологический реализм. 2. Релятивность. 3. Дополнительность.
4. Культурный релятивизм. 5. Эпистемологический фундаментализм.
Укажите определение понятия «пресуппозиция».
1. Предложение, выражающее некоторое предписание, команду или требование.
2. Условия (предпосылки) истинностных оценок высказывания или ответа на вопрос. 3. Техническое или интеллектуальное построение, обладающее принципиальной новизной. 4. Подход, согласно которому развитие науки имманентно, обладает собственной логикой и не зависит от внешних факторов. 5. Подход, согласно которому эволюция науки зависит от внешних факторов, тематика научных исследований социально детерминирована.
Укажите направление философской мысли, представители которого подвергают разум критике (проблематизации) и считают адекватными такие источники и способы познания, как интуиция, мистика, озарение.
1. Сенсуализм. 2. Эмпиризм. 3. Иррационализм. 4. Скептицизм. 5. Деизм.
Это понятие происходит от греческого слова «нахожу» («открываю») и
противопоставляется слову «алгоритм». Обозначает мыслительные средства, независимые от материала конкретной задачи, для решения которой они используются. Укажите это понятие.
1. Энтелехия. 2. Обоснование. 3. Эвристика. 4. Объяснение. 5. Открытие.
Как именуется хаотический способ изложения сведений без их систематизации и целесообразного отбора?
1. Эклектизм. 2. Экстернализм. 3. Холизм. 4. Элиминация. 5. Актуализм.
Как именуется феномен мышления, выражающийся в быстром и внезапном, но осмысленном решении проблемы (задачи) на основе интуитивного озарения, внутреннего «открытия»?
1. Инсайт. 2. Инстинкт. 3. Иррационализм. 4. Эйдетика. 5. Интуиционизм.
Укажите определение эпистемологического релятивизма.
1. Теория может оставаться легитимной даже при наличии фальсификаторов, так как представляет собой неизолированную систему высказываний, умозаключений и гипотез. 2. Не существует безусловных, общих моральных ценностей и норм. 3. Не может существовать такой познавательной программы, которая бы отражала реальное состояние дел в мире, все гипотезы и научные теории – равноправные и равнозначные. 4. Существуют познавательные программы, которые адекватно отражают реальное состояние дел в мире.5. Знание развивается кумулятивно, а поступательный познавательный процесс ориентирован на приближение к абсолютной истине.
Эти два понятия в повседневном употреблении не конфронтируют. Однако в применении к методологии и интерпретационной практике социально-гуманитарных наук они были противопоставлены друг другу. Одно из них фиксирует интуитивно-психологическое, «внутреннее», постижение явлений, другое – «внешнее», рационально-дискурсивное. Укажите эти понятия.
1. Реализм и антиреализм. 2. Генетическое и эволюционное. 3. Понимание
и объяснение. 4. Определение и классификация. 5. Теория и типология