Файл: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Самарской области

МБОУ ДОД ДШИ№3 «Младость»


Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации
«Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях хореографии»

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость»

Искендерова С.Ф.

Самара, 2014

Содержание:

Введение …................................................................................................. 3

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся ............................... 5

    1. Противоречия определяющие проблему ........................................ 5

    2. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий…...............................................................................................9

Глава 2. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии (младший школьный возраст)...................................... ....14

Заключение ….......................................................................................... 21

Список используемых источников и литературы …............................ 22

Приложения …......................................................................................... 23

Введение.
«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.

Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования. Актуальность данной темы связана с ухудшением состояния здоровья подростающего поколения за последние десятилетия. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Я - педагог дополнительного образования, руководитель хореографического коллектива «Свой Стиль» и меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Хореография - искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.


Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата - 60-70%, причина - слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.

Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье «эффект», причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

Глава 1«Современная школа и здоровье учащихся».
1.1. «Противоречия определяющие проблему».

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства.

Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием «здоровья» обозначают не только отсутствие болезни - смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие.



Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников.

Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.

Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 доживет лишь 40 человек.

Задача школы - подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.

Работа школы по нейтрализации воздействия внешних факторов.
I. Медико-социальные и медико-гигиенические факторы.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничении и нагрузок.

2. «Забалтывание» проблемы здоровья.

Существует такой психологический феномен: обсуждая какую либо проблему человек снимает часть внутреннего напряжения возникшего в связи с этой проблемой. В результате реальная деятельность в направлении решения возникшей проблемы подменяется рассуждением на эту тему.

3. Сужение понятия здоровья.

Основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%), влияние экологических факторов оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляет наследственные факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения.

4. Отсутствие целостной и непрерывной системы формирования культуры здоровья населения.

На различных этапах развития, человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.


Существующая просветительская работа по вопросам здоровья чаще всего ориентирует на лечение, а не на предупреждение заболевания.

Отсутствует мода на здоровье.

Недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

5. Микросоциальные факторы: семья, окружение, образ жизни.

Именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, оказывают сильное влияние на формирование привычек, в том числе вредных. Только доверительные взаимоотношения в семье позволят родителям предупредить совершение ошибок.
II. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.

Чем слабее и незащищённее организм ребёнка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. Отсюда - рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета, и т. д.

Задача школы по защите здоровья учащихся от неблагоприятных экологических факторов:

  • Проводить информационно - просветительскую работу с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах защиты от вредных привычек и факторов природной среды;

  • Воспитательная работа по формированию экологической культуры школьников;

  • «Наращивание» защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять внешним факторам воздействия (витаминопрофилактика, закаливание, проветривание классных комнат, грамотное озеленение территории и помещений школы и т.д.).


III. Внутришкольные факторы.

Гигиенические факторы: шум, освещённость, воздушная среда, размер и дизайн помещений, используемые стройматериалы, мебель (размер, размещение), Видеоэкранные средства, пищеблок (качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей территории, сантехническое оборудование.

Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

  • Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися;

  • Характер проведения опросов, экзаменов, проблема оценок;

  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;

  • Особенности работы с «трудными подростками»;

  • Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • Степень ограничений в свободе эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);

  • Личностные, психологические особенности учителя, его характера;

  • Состояние здоровья учителя, его образ жизни;

  • Способность к психоэмоциональным переключениям;

  • Инновационная деятельность учителя;

  • Подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.


Это те направления, работая по которым можно и нужно превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

1.2 Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.
В числе главных недостатков современной системы образования в России - её авторитарность. Сковывается инициатива, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Это ведёт к агрессивности. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени технология может быть названа здоровьесберегающей.

Творческий характер - крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Ученик, для которого школа - тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в умении учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.

При выполнении упражнений с пользой необходимо учитывать определённые условия:

  • Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, каково состояние учащихся, в какой вид деятельности учащиеся были включены до этого и т.д.);

  • Эмоциональная составляющая физкультминутки - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации.


Принципы здоровьесберегающей педагогики:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

2. Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного.

3. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.

4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

5. Комплексный междисциплинарный подход - основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.

6. Принцип медика - психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог - всегда и хороший психолог.