Файл: ГЛОССАРИЙ СПЕЦПЕДАГОГИКА.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 506

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Коррекционно-воспитательный процесс — деятельность по формированию, коррекции и развитии личности.

Специальная воспитательная среда — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка с ОВЗ и становление его как личности.

Специальная воспитательная цель — прогнозируемый результат воспитательного процесса; идеальный образец развития личности человека с ОВЗ/коллектива.

Специальная воспитательная задача — действие, выполняемое педагогом, направленное на достижение целей развития личности человека с ОВЗ/ коллектива.

Специальная воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса.

Социализация — процесс и результат усвоения личностью социального опыта.

Адаптация — приспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Социальная среда — система окружающих человека условий его существования и деятельности.

Патронаж — организованное наблюдение за развитием и воспитанием ребенка в условиях домашней обстановки.

Социальная интеграция — принятие индивида другими членами группы.

— процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.

— формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.

в дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Психотерапевтический подход — взгляд на человека, где в связи с определенным его состоянием он рассматривается как не вполне здоровый, нуждающийся в посторонней помощи и лечении.

Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства.

Игротерапевтический подход — подход, при котором используется игротерапия - вид арт-терапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.


Трудотерапевтический подход — подход, при котором происходит использование трудовых процессов с целью реабилитации, адаптации, коррекции, развития личности.

Педагогическое сопровождение — это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.

Раннее развитие — достижение уровня созревания раньше ожидаемого срока.

Психолого-медико-педагогическая комиссия — орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т. е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.

Психолого-педагогический консилиум — организационная форма взаимодействия специалистов образовательных учреждений в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребёнка и выработки общей позиции относительно путей его социальной реабилитации.

Система специального образования — совокупность взаимодействующих преемственных специальных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их специальных образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления специальным образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Управление специальным образованием — целенаправленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития системы специального образования.

Специальное образовательное учреждение/организация — организация/учреждение/заведение, осуществляющая образовательный процесс лиц с особыми образовательными потребностями, т.е. реализующая одну или несколько адаптивных образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание учащихся.

Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном специальном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет и структуру учебного года.

Педагогическая система управления — совокупность факторов целенаправленного педагогического воздействия.

Система повышения квалификации педагогов-дефектологов — вид дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов, обновление и углубление полученных раннее профессиональных знаний.

Система подготовки педагогических кадров — процесс обучения, в результате которого человек получает необходимые теоретические и практические ЗУНы для выполнения работы в профессиональной области деятельности (педагогической деятельности).


Методический совет — педагогический коллегиальный орган внутришкольного управления, способствующий творческому подходу к педагогической деятельности.

Педагогический совет спец образовательного учреждения — орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении спец образовательным процессом в школе.

Руководитель специального образовательного учреждения — физическое лицо, обладающее должным уровнем профессиональной компетенции, которое осуществляет управление образовательным учреждением, выступает в роли единоличного исполнительного органа.

Образовательный стандарт — нормативный документ, определяющий совокупность требований, обязательный при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями.

Профессиональный стандарт дефектолога — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности по образованию лиц с ОВЗ.