Файл: Основные проблемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики с использованием информационнокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Псковский государственный университет»
Физико-математический факультет

Кафедра математики и методики обучения математике

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Современные проблемы науки и образования»

Тема: «Основные проблемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики с использованием информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе»

Выполнила студентка магистратуры 1 курса

заочной формы обучения

Направление 44.04.01 Педагогическое образование

Профиль «Математическое образование»

Сутырина Наталья Сергеевна

Руководитель Романов Валерий Анастасович
г. Псков

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

§ 1. Сущность и содержание понятия познавательная активность, уровни познавательной активности в процессе обучения

§ 2 Дидактические и технологические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике

§ 3 Особенности и возможности использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

§ 4 Методика использования основных видов ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

§ 5 Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность.

Заключение

Введение

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;  

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


  Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной  из  насущных  проблем  для современного общества.

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Большинство учителей используют ИКТ на уроках математики эпизодически (редко или очень редко). В качестве причин такого положения дел учителя называют слабые навыки владения ИКТ, незнание возможностей использования ИКТ, недостаточность методического материала.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. Спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному.

§ 1 Сущность и содержание понятия познавательная активность, уровни познавательной активности в процессе обучения
Одним из основных видов деятельности человека является познавательная деятельность. Это деятельность особого рода и она взаимосвязана с любой другой деятельностью. Познавательная активность лежит в основе любой учебно-познавательной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.



Под познавательной активностью понимают, с одной стороны - качество познавательной деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу познания, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации его нравственно - волевых, интеллектуальных и физических усилий на достижение учебно - познавательной цели. С другой стороны - это состояние готовности к самостоятельной познавательной деятельности, характеризующееся совокупностью мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого и личностного компонентов, проявляющееся в направленности на усвоение индивидом общественного опыта, добытых человечеством знаний и способов деятельности и реализующегося поэтапно, начиная с постановки проблемы и завершаясь ее решением и использованием полученных знаний.

Выделяют три уровня познавательной активности.

  1. Высокий (творческий) уровень. Характеризуется стремлением и готовностью учащихся самостоятельно найти способ решения новых для них проблем, применить знания в новой ситуации. Таким учащимся свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

  2. Средний (интерпретирующий) уровень. Проявляется в стремлении и готовности при некоторой помощи учителя к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.

  3. Низкий (воспроизводящий) уровень. Характеризуется ориентацией учащегося на понимание, запоминание и воспроизведение предлагаемых в «готовом виде» знаний и способов деятельности.

§ 2 Дидактические и технологические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике
Для всего мирового сообщества в настоящее время характерно становление обновленной системы образования, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образования - процесс обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания и развития.


Средства информационных и коммуникационных технологий – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

Дидактические возможности средств ИКТ:

  • обеспечение обратной связи между пользователем и средствами ИКТ, реализующей интерактивный диалог;

  • визуализация учебной информации;

  • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах;

  • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней;

  • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента, построения чертежей, графиков, таблиц и диаграмм;

  • автоматизация процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Использование в процессе обучения информационных и коммуникационных технологий способствует достижению следующихпедагогических целей:

  • реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации;

  • развитие личности обучающегося, его подготовка к жизнедеятельности в условиях современного информационного общества;

  • повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования, активизация познавательной деятельности обучающихся.

Возможные функции средств ИКТ на различных этапах урока математики определяются: особенностями целей и задач этапа; особенностями содержания учебного материала; наличием необходимых технических возможностей; наличием соответствующих цифровых образовательных ресурсов; способностью учителя самостоятельно конструировать и использовать цифровые учебные материалы.

§ 3 Особенности и возможности использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Целостный подход к выявлению особенностей и возможностей использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики требует, на мой взгляд, сопоставления сущностных характеристик понятия познавательной активности, требований к средствам активизации познавательной деятельности учащихся, особенностей математики, как учебного предмета в общеобразовательной школе, и возможностей ИКТ в образовательном процессе.


Средства активизации познавательной деятельности воздействуют на мотивационный компонентипредполагают формирование познавательной потребности.

Воспитание устойчивых познавательных интересов направлено на:

  • создание проблемных ситуаций;

  • установление недостаточности имеющихся знаний и умений;

  • осознание необходимости и значимости приобретения новых знаний;

  • возбуждение интереса к сущности новых фактов, свойств, возможностям их использования;

  • постановку познавательных и исследовательских учебных задач, формулировку учебных проблем;

  • стимулирование мотивов собственного роста и саморазвития.

Для конструирования таких средств в процессе обучения математике могут быть использованы следующиевозможности информационно-коммуникационных технологий.

1. Визуализация учебной информации, состоящая в наглядном представлении:

  • практических ситуаций, реальных процессов и явлений, демонстрирующих недостаточность математических средств для описания ситуации на языке математики или приводящих к получению новой не изученной математической модели;

  • чертежей, графиков, моделей, иллюстрирующих задачи теоретического характера, попытка решения которых приводит к созданию проблемных ситуаций;

  • информации о происхождении вопросов, которые предполагается изучать в истории математики, раскрывающей появление и попытки решения данной проблемы в истории науки, роль вопроса, который предстоит изучать в науке, в практике, в описании и изучении математикой процессов и явлений окружающей действительности.

К средствам ИКТобеспечивающим визуализацию учебной информации относятся:

  • презентации PowerPoint (статические и анимированные);

  • мультимедийные продукты, полученные с помощью программ Macromedia Flash и Adobe Flash Player и из других источников;

  • фрагменты цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (Электронные издания «Математика, 5-11 класс. Практикум» (ООО «Дрофа»), «Математика, 5-11 класс» (ЗАО «1С»), «Открытая математика. Планиметрия и Стереометрия» (ООО «Физикон»), «Функции и графики» (ООО «Физикон»), «Математика и конструирование» (ООО «ДОС») и др.), содержащие необходимую наглядную информацию.

2) Моделирование и интерпретация информации