Файл: Ответы на экзамен_введение в языкознание_Рябова.docx

ВУЗ: Российский университет дружбы народов

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 2506

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диахронические фонетические законы бывают двух основных типов: 1) фонема сохраняется в языке, но меняется её реализация; 2) фонема не сохраняется в языке.

ФОНЕМА И ЗВУК. ТЕОРИИ ФОНЕМЫ

Один из важнейших аспектов учения о звуковой стороне языка состоит в различении понятий звука речи и фонемы.

Звук речи – минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определёнными акустическими и перцептивными свойствами.

Звуки (фоны), единицы речи, которые произносят говорящие и воспринимают слушающие, изучает фоника. В фонике звуки изучаются с физической и артикуляционной точек зрения.

Фонема (греч. phōnēma ‘звук, голос’) – минимальная единица звукового строя языка, служащая для построения, опознавания и различения значимых единиц: морфем и слов.

Звуки выполняют эти функции как представители фонем. Функциональная сторона звуков, звуки как представители фонем изучаются в фонологии (фонематике).

Языки мира делятся на две группы:

-фонемные и

-слоговые.

В первых основной звуковой единицей является фонема, представленная в речи отдельным звуком. Во-вторых, минимальной конститутивной единицей является слог, который всегда совпадает с морфемой, аминимальной линейной единицей сегментации – отдельный звук, т.е. элемент слога.

К фонемным языкам относятся, в частности, все европейские. Слоговые языки – это китайский, вьетнамский, бирманский и другие языки Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, а также некоторые африканские.



Московская фонологическая школа (МФШ)

Основатели Аванесов, Сидоров, Кузнецов

Фонема – кратчайшая ед. яз., представленная в речи рядом позиционно-чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления морфем и слов.

Различие фонем: нужно подобрать 2 слова, где есть 1 различный звук, а все остальные совпадают)

<a> <o>

бак бок

они не простые звуки, а фонемы

Ленинградская (Петербургская) (ЛФШ)

Основатели Лев Влад. Щерба (20гг. 20 века)

Фонема – обобщённый тип звука, который выводится на основе экспериментов.

Выделяли 6 гласный фонем <a, э, о, и, у, ы>

Пражский лингвистический кружок (ПЛК)

Трубицкой, ЯкобсОн

Московская фонологическая школа – направление в исследовании звукового яруса языка. Она возникла в кон. 20-х гг. ХХ в. Её основатели – Аванесов, Реформатский, Сидоров, Сухотин и др. опирались на идеи Бодуэна де Куртенэ. Обобщение идей этой школы в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60-80-х гг., осуществлено Пановым.

Основа теории Московской фонологической школы – учение о фонеме. Важнейшее положение - необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие этой школы от Ленинградской (Петербургской) фонологической школы и от других фонологических школ). Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме, т.е. позиционно чередовались. Фонему представляет весь ряд позиционно чередующихся звуков.


В этот ряд могут входить самые различные звуки: артикуляционно и акустически близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в рус. языке фонема (с) может быть представлена звуками [с] - с отцом, [с°] - с отчимом, [с'] - с сестрой, [з] - с братом, [з'] - с дядей, [ш] - с шурином, [ж] -с женой, [ш'] - с чадом, нулём звука - с щедрым и др.



Московской фонологической школой выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах позиционно чередующихся звуков. Кроме того, эта школа ввела понятие гиперфонемы, которая есть особый случай неполной реализации в отдельных морфемах всего ряда позиционно чередующихся звуков, воплощающих фонему.



Построение фонологической модели языка, в т. ч. определение всех его фонем и их взаимоотношений в разных позициях, с точки зрения Московской фонологической школы, возможно только при учёте всех слов, грамматических форм и морфем данного языка и всех фонетических реализаций фонологических единиц.

Идеи Московской фонологической школы нашли применение в первую очередь в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа – направление в исследовании звукового уровня языка. её основоположник – академир Щерба (последователь Бодуэна де Куртене). Щерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой последовательности на фонемы морфологическим членением (в словах бы-л, засну-л, он-а, был-а конечные фонемы отделяются благодаря возможности провести перед ними морфологическую границу).

Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы (одет - одеть и т. д.).

Основной принцип подхода этой школы к звуковым единицам - стремление связать языковую (социальную) природу фонемы с её ролью в речевой деятельности человека. Фонема, будучи минимальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии фонема - морфема - слово - синтагма, в то же время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц языка.

Для Ленинградской школы характерно утверждение, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения. Отсюда понятен интерес к тем функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при исследовании речевой деятельности и языкового материала: подробное фонетическое описание различных фонологических систем, идея важности «звукового облика слова», интерес к разным стилям речи, разработка теории слога, теории интонации и т.д.




Актуальность идей школы определяется сущностью основных направлений: углублённое исследование фонетических характеристик языков с различными звуковыми системами, позволяющее раскрыть общие закономерности использования материальных средств в естественном языке; исследование фонетики и фонологии спонтанной речи; изучение интонационных средств языка; анализ фактов речевого поведения человека.

Пражская лингвистическая школа (или, как её часто называют, Школа функциональной лингвистики) внесла существенный вклад в теорию и практику современного языкознания.

Пражский лингвистический кружок (Ргаzskу 1ingvistieky krollzek, Cerele lingllistique de Prague) (далее ПЛК) возник в 1926 г. по инициативе чешского англиста и специалиста по общему языкознанию Вилема Матезиуса (1882-1945) и слависта Р.О. Якобсона, работавшего тогда в Праге.

Представители Пражской школы основывались в своих фонологических изысканиях с одной стороны, на идеях И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского и частично Л.В. Щербы, с другой стороны, на идеях Ф. де Соссюра. Синхронный подход к языковым явлениям обеспечил представителям Пражской школы определённое решение вопроса о том, что является фонемой, что, входит в задачи фонологии и какова связь, между фонологией и фонетикой. Наиболее важными в этом плане являются работы Н.С. Трубецкого, Р.О. Якобсона, В. Матезиуса, Б. Трнки, Б. Гавранка, И. Вахека.



Таким образом, ПЛК: соотношение между языком и речью представляет собой просто отношение между научным анализом (абстракцией) и некоторыми явлениями действительности. Речь представляется как непосредственная данность, язык - как результат научной абстракции. Таким образом, облегчается процедура исследования, такой подход даёт хорошие результаты в конкретных исследованиях, например, такой метод применялся Н.С. Трубецким при создании фонологической теории.

С точки зрения Пражской школы, фонемы реально непроизносимы. Будучи научной абстракцией, фонемы, реализуются в различных оттенках или вариантах, которые произносимы. Но сама фонема как абстрактное единство всех оттенков реально непроизносима. Трубецкой пишет: конкретные звуки, слышимые в речи, являются скорее лишь материальными символами фонем ... Звуки никогда не являются самими фонемами, поскольку фонема не может содержать, ни одной фонологически несущественной черты, что для звука речи фактически не неизбежно

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА. МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС

Морфология вместе с синтаксисом составляет грамматику.

Синтаксис – раздел грамматики, изуч. закономерности построения предл. и сочетания слов в словосочетании, а также принципы включения предл. в сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) и текст.

Грамматика делится на:

Наука о грам. строе языка (Морфология + морфемика)

Наука о связной речи (Синтаксис)


Морфология:

- словообразование, изучает правила построения слов и их форм из морфем.

- морфемика, выявляет и описывает морфемный состав языка.

- учение о частях речи, исследует группировки слов в языке по их лексико-грамматическим признакам.

Синтаксис изучает правила построения словосочетания и предложения, т.е. коммуникативных единиц языка.

В морфологию входит учение о частях речи.

Традиционным является деление слов на десять частей речи. Все части речи подразделяются на знаменательные (самостоятельные) и служебные. К знаменательным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение-существительное, наречие и глагол; к служебным частям речи - предлоги, союзы и частицы. Десятая часть речи - междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным словам: ничего не называя, междометия непосредственно выражают эмоциональные реакции на те или иные явления действительности.

Словосочетание – сочетание самостоятельных неравноправных слов, выражающих непредикативное отношение.

Виды словосочетаний:

1. по степени связанности:

1) связанные (несвободные) – не относятся к синтаксису, их изучает фразеология

2) свободные

2. по структуре:

1) простые (2 компонента)

2) сложные («соревнования по спортивным танцам на льду»)

3. По характеру стержневого слова:

1) именные – первый снег, очень умный

2) глагольные – читать книгу

3) наречные – немного грустно

4) местоимённые – кто-нибудь из деканата

Существует несколько сотен определений предложения, связанных с различными научными.

Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ В ЯЗЫКАХ МИРА

2 основные группы способов выражения ГЗ:

1) аффиксация. Используется только в тех языках, где есть аффиксы.

- флексия – только грамматическое значение.

- Суффикс

- Инфекс

- Префикс (если не образует новые слова)

2) средства языка, функционально равнозначные аффиксам. (СЯФРА)

- интонация. Рассматривает ударение и мелодику (в русском- не действ., в китайском – 4 тона, в его диалектах – до 9. Во вьетнамском литературном – 6.)

- внутренняя флексия – значимое чередование гласных или согласных в корне: schreiben – schrieb – geschrieben. Широко представлена в семитских языках.

- повтор (удвоение, редупликация) – не всегда является грамматическим способом.

Ходишь-ходишь – длительность действия.

В японском – 2 вида повторов – полный и частичный. Хуту – глупый, хухутуту – очень глупый.

- Супплетивизм – образование грамматических форм одого слова от разных корней. Типично для индоевропейских языков:

глагол-связка со значением быть (sein, sum); прилагательные и наречия со значением качества (хорошо-лучше); личные местоимения (я – мы); отдельные слова (человек – люди)


- порядок слов. В русском – стилистические различия при изменении порядка слов, в английском – смыслоразличительная категория: round home – круглый дом, home round – домашний круг

- служебные слова – артикли, союзы, предлоги, частицы.



В языке грамматические способы могут встречаться в различном сочетании:

Стол – столы (аффиксация, ударение)

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Типологическая консультация – объединение языков в типы на основе структурного сходства. Общее в структуре (русский и арабский). Классификация Вильгельма Гумбольдта (нач. 19 в.)

Выделяют 4 типа языков:

1) корневые (аморфные) – односложные слова.

Китайский, вьетнамский, лаосский, тайский, некоторые африканские языки.

В 19 веке тип рассматривался как несовершенный. Слова в этих языках напоминают односложные индоевропейские корни. Слова не изменяются.

В корневых языках есть только синтаксис, морфологии почти нет.

2) агглютинирующие (агглютативные) – самый распространённый тип.

Алтайские языки, уральские, кавказские, дравидийские, аустронезийские, языки Африки, все искусственные языки (тюркские, банту, японский, угро-финский). Корень слова никогда не изменяется, аффиксы однозначны и стандартны, чёткая граница между морфемами.

3) флективный тип (фузийные - славянские, балтийские, арабские)

Индоевропейские, афразийские языки. Может быть внутренняя флексия в корне. Фузия – слияние. На стыке морфем граница между ними размывается. Аффиксы неоднозначны и нестандартны.

4) Полисинтетический (поликорпорирующий) тип.

Языки индейцев Америки + языки Крайнего Севера России (чукотско-камчатские). - объединяющие что-то многое в один текст.

Встречаются слова-предложения. Ninakakwa – Я ем мясо.

Чукотский: т-ы-к аа-нмы-ркын – Я убиваю оленя.



АГГЛЮТИНАЦИЯ И ФУЗИЯ

Агглютинацией называется «механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к неизменяемым корням» — вид аффиксации, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы; при этом границы между морфемами чётко обозначены (напр., кирг. ата-лар-ымыз-да 'у наших отцов') (преимущественно в языках Азии, Африки, Океании).

Термин «фузия» предложен Э. Сепиром для обозначения особого типа аффиксации, сопровождаемого звуковым чередованием на стыках морфем — вид аффиксации, при котором возможно формальное взаимопроникновение контактирующих морфем, поэтому проведение границ между морфемами затруднено (напр., рус. мужицкий — мужик +ск-ий) (преимущественно в индоевропейских языках).

СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ

В синтетических языках грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм), то есть формами самих слов. Для выражения отношений между словами в предложении могут быть использованы также элементы аналитического строя (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация).