ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2 Недостатки
-
Неоправданная жестокость. В качестве примера приводится террор времен опричнины, массовые пытки и казни, Новгородский погром, убийство сына. -
Безвольность. Н. М. Карамзин ввел это утверждение, аргументируя тем, что Иван Васильевич был подвержен воздействию своего окружения. В детстве на него влияли злые бояре. В юности умные и добрые Сильвестр, Адашев и царица Анастасия. В зрелости — опять злые и развратные советники. -
Неуравновешенность и непоследовательность. По утверждению историков царь метался из крайности в крайность. Днем отдавал приказы о казнях и пытках, ночью неистово молился за убиенных. -
3.3 Современники и историки об Иване IV.
Общая оценка мнений
За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А. М. Курбский, бежавший в 1564 году из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е года — благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560–1570-е года - предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь.
Подобное двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основных направления в оценке Ивана Грозного:
1. Обличительное (А. М. Курбский, П. И. Ковалевский, С. Б. Веселовский, А. Г. Кузьмин и др.);
2. Апологетическое (официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие);
3. Объективистское, сторонники которого, с одной стороны, признают значительный вклад царя в созидание Российского государства, с другой стороны, обличают его деспотические наклонности (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, С.В. и др.).
Так же есть объяснения, почему Иван Грозный стал таким. На сегодняшний день можно выделить 2 объяснения:
1. Психологические объяснения. Начало этому положил Н.М. Карамзин, считавший, что Иван Грозный был подвержен, во-первых, значительному влиянию своего окружения (в детстве — «плохих» бояр, в 1550-е гг. — «хороших» Сильвестра и Адашева, позднее — опять «плохих развратников»), во-вторых, собственным страстям и порокам. Немного позднее, медик Я.А. Чистович и психиатр П. И. Ковалевский пришли к выводу, что Иван Грозный был психически больным человеком, страдавшим паранойей. С этим согласны и некоторые современные историки, в частности АГ. Кузьмин.
2. Социологические объяснения. Начало этому положил крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев, считавший, что в деятельности Ивана Грозного нашла отражение борьба нового государственного порядка со старым родовым строем. Объективно неизбежной борьбой государства с боярством объяснял деятельность царя и В. О. Ключевский. В свою очередь, К.Д. Кавелин был уверен в положительном значении деятельности Ивана Грозного, более того Кавелин утверждал, что Иван Грозный боролся с западным влиянием, проникавшим на Русь. Позднее С. Ф. Платонов утверждал, что целью всех репрессий царя были «старые княжата». Мнения этих и других историков стали очень влиятельны. К примеру, в 1930–1940-е года. Фигура Ивана Грозного, и его репрессии воспринимались однозначно положительно.
Позднее было доказано, что в ходе опричных расправ пострадали не только бояре и старые княжата, но и многие дворяне, более того боярское землевладение только расширилось. Академик С. Б. Веселовский был уверен, что Иван Грозный действовал исключительно в интересах укрепления собственной власти, совершенно не заботясь о каких-то других интересах. Появилась точка зрения А. А. Зимина, который указывал на то, что царь боролся с Церковью.
В целом, в 1950–1980-е года утвердилось то самое «объективистское» направление: объективно царь способствовал усилению Российского государства, но субъективно был тираном и убийцей.
Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть, что ни в научной, ни в художественной литературе, ни в публицистике до сего дня нет общепринятой точки зрения на личность и деятельность царя Ивана Грозного.
3.4 Итоги правления Ивана IV в глазах современников.
Главным итогом внутренней политики Грозного можно смело назвать укрепление государства. Направленная на централизацию власти, такая политика принесла не только плюсы, но и минусы.
Первое и самое явное изменение – введение титула царя и объявление России царством. Это было не просто политическим жестом, призванным подчеркнуть избранность Ивана и позволить претендовать на звание Третьего Рима. В первую очередь, новый титул дал возможность укрепить центральную власть и остановить феодальную раздробленность земель. Царь стал тем центральным стержнем, вокруг которого складывались новые отношения феодалов уже дворян и государства.
Укрепление власти и уменьшение роли ретроградного боярства в управлении страной – вот главные цели Ивана Грозного. И все последующие его действия, включая и опричнину, вполне укладываются в эту схему.
К числу деяний первого русского царя историки относят и проведение многочисленных реформ. Введение нового Судебника, проведение Земского собора, создание новых Приказов, изменение системы налогообложения, ослабление влияния монастырей и лишение их части льгот, денежные преобразования сложно даже представить масштабы затеянных царем изменений в системе управления государством. И, кроме этого, была проведена и довольно успешно военная реформа, принесшая многочисленные победы русскому войску. Именно благодаря улучшению вооружения, изменению системы снабжения, введению нового рода войск стрелецких и были укреплены и расширены государственные границы.
Завоевание Астрахани и Казани, устранение угрозы со стороны крымского хана, покорение Сибири – все это расширило территорию русского государства практически вдвое, приблизив их к современным границам России.
Глава 4. Практическая часть
4.1 Создание презентации
При создании презентации я пользовалась информационными ресурсами, так же я считаю, что мой продукт пригодится для изучения на уроках истории России 7 класса по теме «Правление Ивана Грозного». Презентация составлена со всеми требованиями (Приложение №3).
4.2 Анкетирование
Я провела анкетирование, состоящее из 3-х вопросов (Приложение №1). Данную анкету проходили учащиеся 8-9 классов в 2022 году. По результатам анкетирования получили следующие результаты (Приложение №2).
На основе результатов анкеты я изготовила презентацию для изучения правления и личности Ивана Грозного именно акцентированных на нем, как на политическом деятеле. Данную презентацию я разделила на 3 части, так как тема об Иване Грозном изучается в течение 3-х уроков.
Заключение
Исходя из результатов анкетирования стало ясно, большинство учащихся считают, что Иван Грозный являлся реформатором, нежели тираном и их точка зрения совпадает с такими людьми как С. М. Соловьев, К.Д. Кавелин и С.Б. Веселовский. В дальнейшем моя работа будет использоваться на уроках истории России для 7 класса.
Гипотеза доказана. Цели достигнуты. Задачи выполнены.
Вывод
В ходе работы над проектом я узнала для себя немного нового из истории, получила нужные и полезные сведения об Иване Грозном. Научилась работать с информацией и создавать презентацию.
Список литературы
Электронный ресурс
-
Мнения о личности и деятельности Ивана Грозного [Электронный ресурс]: https://portal-slovo.ru/history/40183.php-Дата обращения (14.04.2022) -
Итоги правления [Электронный ресурс]:https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/itogi-pravleniya-ivana-groznogo.htm- Дата обращения (23.05.2022) -
Иван Грозный: достоинства и недостатки великого правителя [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/zachem-nujno-znat-istoriiu-svoei-strany-5ba65da6e8f7a600ac9fadf9- Дата обращения (26.05.2022) -
Особенности личности Ивана 3 грозного [Электронный ресурс]: https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/pljusy-i-minusy-haraktera-ivana-groznogo.htm#i- Дата обращения (01.06.2022) -
Оценка результатов правления [Электронный ресурс]: https://revolution.allbest.ru/history/00426453_0.html- Дата обращения (19.06.2022) -
Зачем нужно знать историю овей страны [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/zachem-nujno-znat-istoriiu-svoei-strany-5ba65da6e8f7a600ac9fadf9- Дата обращения (28.06.2022) -
Приложения
Приложение 1
Анкета
-
Знаете ли вы Ивана Грозного (IV)?
А) Да Б) Нет
-
Знаете ли вы как правил Иван Грозный?
А) Да Б) Нет
-
Как вы считаете, Иван Грозный был тираном или великим правителем?
Развернутый ответ
Приложение 2
Таблица с анкетированием учащихся
Вопрос | Да | Нет |
Знаете ли вы Ивана Грозного (IV)? | 29 | 2 |
Знаете ли вы как правил Иван Грозный? | 23 | 8 |
Вопрос | Реформатор | Тиран | Не знаю |
Как вы считаете, Иван Грозный был реформатором или тираном? | 19 | 7 | 5 |
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Расположение информации на странице |
|
Шрифты |
|
Способы выделения информации |
|
Объём информации |
|
Виды слайдов |
|
Приложение 3