Файл: Программа вступительных экзаменов в phd докторантуру поспециальности 6D074800 технология фармацевтического производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ | | КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА ASFENDIYAROV KAZAKH NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY |
| Утверждаю Проректор по исследовательской деятельности профессор Жусупов Б.С. ____________________________ «____»_________________2018г. |
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В PhD ДОКТОРАНТУРУ
ПОСПЕЦИАЛЬНОСТИ 6D074800 ТЕХНОЛОГИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Алматы 2018г.
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры «Технологии лекарств и инженерных дисциплин» протокол №___, от «____» ________ 2018г.
Заведующий кафедрой
Технологии лекарств и инженерных дисциплин»
д.фарм.н.,профессор _______________Устенова Г.О.
Программа утверждена на заседании Комитета образовательных программ послевузовского и дополнительного образования ,
протокол №____, от «____» __________ 2018 г.
Председатель КОП ____________ Нурмаханова Ж.М.
Программа утверждена на заседании Академического совета КазНМУ
протокол №____, от «___»____________2018 г.
Председатель, профессор ____________ Байльдинова К.Ж.
Введение
Фундаментальные основы разработки лекарственных средств – профилирующая дисциплина, раскрывающая взаимосвязь разработки, производства, оценки, нормирования и хранения лекарственных средств. В программе отражены основные концепции фармацевтической науки и практики, обоснована необходимость приближения теоретических знаний, умений, навыков к фармацевтическому производству.
Разработка лекарственных средств — это комплекс исследований, выполнение которых необходимо для подтверждения того, что выбранная лекарственная форма, включая ее состав,
технологию производства, методы контроля качества и упаковку, отвечает своему назначению. Полученные при этом данные помогают уточнить концепцию продукта и являются ее научной базой. Основная цель фармацевтической разработки — создание качественного продукта и воспроизводимого процесса.
Программа рассматривает вопросы химической и фармацевтической разработки, разработки биологических препаратов, валидацию технологических процессов в рамках требований надлежащей производственной практики.
В программе изложены современные требования к производству и нормированию лекарственных препаратов, включающие основные положения и требования GMP.
Цель вступительного экзамена:
Оценить комплекс компетенций (знаний, навыков и т.д), приобретенных докторантом – выпускником в процессе обучения по основным образовательным программам дисциплине «Фундаментальные основы разработки лекарственных препаратов» обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности.
Задачи вступительного экзамена:
-
знать государственное нормирование производства лекарственных препаратов; -
знать национальные стандарты, обеспечивающие качество лекарственных средств (правила надлежащей фармацевтической, производственной, лабораторной и клинической практик - Goodpharmacypractice (GPP), Goodmanufacturingpractice (GMP), GoodLaboratorypractice (GLP), Goodclinicalpractice (GCP), их основные принципы и требования; -
знать принципы разработки и оценки качества лекарственных средств; -
знать основные принципы классификации лекарственных лекарственных средств, используемые в отечественной и зарубежной фармацевтической практике (АТХ классификация ВОЗ; по фармакотерапевтическим группам; по скорости наступления фармакологического эффекта; по агрегатному состоянию; по пути введения, дисперсологическая, по возрастной категории пациентов и др.); -
знать принципы фармацевтической этики и деонтологии; -
знать биофармацевтические аспекты создания лекарственных препаратов; -
знать основные требования к организации и структуре фармацевтического производства; -
знать требования к организации технологического процесса; -
знать основы получения биологических препаратов; -
знать принципы и параметры валидации.
Форма проведения:Вступительные экзамены второго этапа (1 этап тестирования по знанию английского языка) состоят из двух периодов:
-
Тестирования по специализированным предметам -
Собеседования
Собеседования будет проводится в виде защиты аннотации
(Приложение 1 и 2).
Содержание дисциплин для вступительного экзамена по специальности6D074800 – «Технология фармацевтического производства»
Фундаментальные основы разработки лекарственных препаратов как научная дисциплина, ее цель и основные задачи. Основные понятия и термины технологии лекарственных препаратов.
Государственное нормирование производства лекарственных препаратов в РК. Государственная Фармакопея, её структура и значение в производстве и контроле качества лекарственных средств.
Правила организации производства и контроля качества лекарств, предусмотренные GPP, GMP, GLP, GCP. Принципы GMP (терминология, обеспечение качества, персонал, здания и помещения, оборудование, процесс производства, отдел технического контроля, валидация, специфические требования к производству стерильных готовых лекарственных средств).
Биофармацевтические аспекты создания лекарственных препаратов. Влияние фармацевтических факторов на биологическую доступность, биоэквивалентность и стабильность лекарственных препаратов.
Основные цели и задачи биофармации. Фармацевтическая эквивалентность и биологическая доступность. Основные методы определения процессов высвобождения лекарственного вещества из лекарственных препаратов invitro и invivo.
Химическая разработка субстанций. Разработка технологии синтеза субстанций на стадии фармацевтической разработки.
Педагогика: основные понятия, методология, объекты и история развития. Педагогика высшего образования. Основные направления и тенденции развития высшего образования в современном мире. Новая парадигма образования. Высшее образование в Республике Казахстан: основные этапы реформирования, интеграция в мировое образовательное пространство. Сущность и структура педагогической деятельности. Личность, профессиональные способности и компетентности преподавателя. Теория обучения в высшей школе (дидактика): сущность и структура профессионального обучения, движущие силы и принципы обучения. Воспитательная работа в высшей школе: сущность и основные направления. Кураторство. Современные образовательные технологии. Активные формы и методы обучения. Организация учебного процесса на основе кредитной системы обучения: организация СРС, педагогического контроля, составление учебно-методических материалов. Система менеджмента качества образования.
Перечень вопросов по дисциплине «Фундаментальные основы разработки лекарственных препаратов»
-
Современное состояние и перспективы развития фармацевтической технологии. Развитие фармацевтической технологии в Республике Казахстан. -
Фармацевтическая технология как наука и ее задачи на современном этапе. Основные этапы развития технологии лекарств и биомедицинской технологии. Роль ученых (отечественных и зарубежных) в развитии фармацевтической и биомедицинской технологий. -
Научная информация в области технологии лекарств. Теоретические основы фармацевтической информации. Использование электронных баз данных. Фармакоинформатика. Основные источники получения фармацевтической информации. -
Сравнительная характеристика лекарственных средств экстемпорального изготовления, малосерийного и промышленного производства. Перспективы развития каждого из этих направлений. -
Государственная регламентация производства и контроля качества лекарственных средств. Законодательная основа изготовления лекарственных препаратов. Международные и государственные (национальные) требования к качеству лекарственных средств. Нормирование производства лекарств. -
Организация производства лекарственных препаратов в соответствии с современными требованиями GMP. -
Современные достижения в технологии лекарственных форм. Поколения лекарственных форм. -
Современные системы доставки лекарственных средств и носители биологически активных веществ. Микроносители, наноносители, терапевтические системы. -
Основные методологические подходы к созданию и конструированию терапевтических систем (интраокулярных, трансдермальных, имплантационных.и др.) -
Биофармация — современная методология и основа создания современных лекарственных препаратов. -
История возникновения и развития биофармации. Понятия: биофармация, фармакокинетика, фармакодинамика, биоэквивалентность, терапевтическая неэквивалентность, биологическая доступность (абсолютная, относительная). -
Исследования, разработка и производство лекарственных препаратов в соответствии c международными требованиями и национальными стандартами: GLP, GCP, GMP, GPP. -
Создание рациональных лекарственных форм. Оптимизация технологии и составов существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий. Биофармацевтические исследования лекарственных форм. -
Общие принципы разработки нормативной документации, регламентирующей условия, технологию изготовления и контроль качества лекарственных препаратов. Виды технологических регламентов . -
Современные теории создания стабильных препаратов. Срок хранения, срок годности и период применения лекарственных средств. -
Физико-химические процессы и стабилизация лекарственных препаратов (физико-химическая, структурно-механическая и антимикробная стабильность). -
Основные технологические процессы в фармацевтической технологии. -
Механические, массообменные и гидромеханические процессы, их влияние на показатели качества конечного продукта. -
Измельчение твердых материалов, сырья с клеточной структурой, измельчение в жидких и вязких средах. Влияние процесса измельчения на технологию получения лекарственных препаратов и их качество. Методы получения микрогетерогенных смесей. Диспергирование в жидких средах. -
Очистка растворов в фармацевтиченской технологии. Фильтрование. Современные методы контроля механических включений в лекарственных формах. -
Массообменные процессы. Экстракция. Капиллярные явления, набухание, растворение, десорбция, осмос, диализ, ультрафильтрация, молекулярная диффузия и конвекционные процессы. -
Адсорбция и ионный обмен. Кристаллизация. Экстракция в системе жидкость-жидкость, современные аспекты использования в фармацевтической технологии. -
Общие принципы обоснования выбора технологического оборудования, используемого для реализации технологических процессов в рамках GMP. -
Теория солюбилизации. Поверхностно-активные вещества, применяемые в качестве солюбилизаторов. Гидрофильно-липофильный баланс. Критическая концентрация мицеллообразования. Практическое применение солюбилизаторов в технологии лекарств. -
Современные виды упаковочных материалов и тароупаковочных средств. Регламентация требований к упаковочным материалам. Влияние упаковки на стабильность в процессе хранения, транспортировки и использования лекарственного препарата. Обоснование выбора рациональной упаковки. -
Требования к структуре и объему фармацевтической разработки. -
Разработка технологии синтеза субстанций на стадии фармацевтической разработки -
Обоснование выбора методов контроля качества лекарственных препаратов. -
Разработка и валидация методов контроля качества лекарственных препаратов. -
Разработка технологии производства готовых лекарственных форм. -
Разработка технологии производства таблеток. -
Разработка технологии производства суппозиториев. -
Разработка технологии производства липосомальных форм лекарственных препаратов. -
Разработка технологии производства капсульных форм лекарственных препаратов. -
Разработка технологии производства мягких форм лекарственных препаратов. -
Валидация технологических процессов. Валидация технологических процессов на стадии разработки -
Перенос технологии в фармацевтической разработке -
Описание технологического процесса при разработке -
Доклинические исследования. Особенности проведения доклинических исследований лекарственных средств. -
Основные процедуры регистрации. -
Правила оценки биоэквивалентности лекарственных средств. -
Виды деструкции лекарственных препаратов (химическая, физико-химическая, микробиологическая и др.). Учет характера гидролитических, окислительно-восстановительных, термодинамических, ферментативных и других процессов при разработке стабильных препаратов в различных лекарственных формах. -
Выделение и очистка биологически активных веществ. Методы и аппаратура для очистки извлечений, разделения суммы веществ, выделения индивидуальных веществ. -
Механизация технологических процессов в условии малосерийного производства Средства малой механизации (приборы, аппараты, и т.п.). -
Особенности изготовления препаратов в условиях малосерийного производства. Качество лекарственных средств в условиях переноса технологии. Опытно-промышленные производство лекарственных средств. -
Анализ производственной рецептуры. Производственная формула. Материальный баланс. -
Контроль качества исходных материалов (фармацевтических субстанций) в производстве лекарственных средств. -
Контроль качества полупродуктов и контрольные точки на этапах производства лекарственного препарата. -
Научное обоснования условий хранения и транспортировки различных лекарственных препаратов. -
Скрининг перспективных биологически активных соединений из различных источников с целью использования в медицине и фармации.
Перечень вопросов по дисциплине «Педагогика»
-
Педагогика как наука: объект и предмет педагогики. -
Задачи педагогической науки. -
Система педагогических наук. -
Связь педагогической науки с другими науками. -
Основные категории педагогики. -
Основные ориентиры развития системы образования Республики Казахстан на современном этапе. -
Состояние и проблемы образования в Казахстане на современном этапе. -
Индикаторы качества образования. -
Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами. -
Международные критерии образования. -
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. -
Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане -
Личность как предмет воспитания и обучения -
Общая теория развития личности. -
Теория возрастного развития личности. -
Развитие личности и его факторы. -
Понятие о методах воспитания. -
Классификация методов воспитания. -
Характеристика методов воспитания. -
Понятие средства воспитание. -
Классификация средств воспитания, их характеристика. -
Дидактика как теория образования и обучения -
Предмет и задачи дидактики. -
Основные дидактические концепции. -
Становление современной дидактической системы -
Процесс обучения. Понятие и сущность обучения. -
Процесс обучения как целостная система. -
Цикличность процесса обучения. -
Функции обучения. -
Преподавание как деятельность педагога. -
Учение как познавательная деятельность обучающегося. -
Технология обучения.Развивающее обучение. -
Проверка и оценка результатов обучения, диагностика обучения. -
Сущность контроля обучения как дидактического понятия. -
Методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся. -
Диагностика обученности. -
Тестирование достижений и развития. -
Понятие и сущность содержания образования. -
Источники и факторы формирования содержания образования. -
Государственный стандарт образования. -
Понятие и сущность метода и приёма обучения. -
Классификация методов обучения. -
Понятие средства обучения. Классификация средств обучения, их характеристика. -
Формы организации обучения и их развитие в дидактике. -
Формы организации обучения в высшей школе. -
Педагогические инновации.Определение понятий «педагогическая система», «нововведения в педагогической системе». -
Пути совершенствования педагогической системы. -
Инновационная педагогика, инновационные учебные заведения.оптимизация педагогической системы. -
Педагогическое искусство и мастерство.Понятие «Педагогическое искусство». -
Сущность и основные компоненты педагогического искусства. -
Сущность и сферы проявления педагогического мастерства.