Файл: К снижению работоспособности, могут вызывать повышенное утомление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для работы сотрудников на автоматизированных рабочих местах информаци- онных систем необходима правильная организация рабочих мест, позволяющая снизить негативное воздействие опасных и вредных производственных факторов.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Вредные факторы воздействуют на здоровье и самочувствие человека, приводят к снижению работоспособности, могут вызывать повышенное утомление. Сни- жают производительность труда и высокий уровень шума, который ухудшает слух, и электромагнитное излучение, которое также неблагоприятно влияет на здоровье. Персональный компьютер является источником опасности поражения электриче- ским током, а также может стать причиной пожара. Все опасные и вредные произ- водственные факторы в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [6] подразделяются на физиче- ские, химические и биологические.

Условия труда работников ГБУЗ «ОПТД № 8», использующих персональные компьютеры, должны соответствовать:

  • требованиям к организации рабочего места;

  • требованиям к микроклимату;

  • требованиям к уровню шума;

  • требованиям к освещенности;

  • требованиям по электробезопасности;

  • требованиям по пожарной безопасности;

  • рекомендациям по организации режима труда и отдыха.


4.1 Требования к организации рабочего места
ГБУЗ «ОПТД - учреждение здравоохранения, деятельность которого под- разумевает использование ПЭВМ и других технических средств. Для правильной организации рабочего места с ПЭВМ, необходимо, чтобы помещение соответство- вало требованиям, описанных в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [15]. Данный документ содержит следующие положения:

  • площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ на базе плоских дис- кретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) должно быть– 4,5 м2;

  • для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отра- жения для потолка – 0,7−0,8; для стен 0,5−0,6; для пола – 0,3−0,5;

  • помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть обо- рудованы защитным занулением или заземлением в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации;




10.05.03.2018.273.ПЗ ВКР

Лист

45






– не допускается расположение рабочих кабинетов, оборудованных ПЭВМ, в полуподвальных и подвальных помещениях.

При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов не менее 1,2 м.

Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производствен- ных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

Рабочие места с ПЭВМ при выполнении работы, требующей значительного ум- ственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изо- лировать друг от друга перегородками высотой 1,5−2,0 м.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600−700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и кон- структивных особенностей, характера выполняемой работы.

При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5−0,7.

При организации рабочих мест необходимо использовать рабочий стул (кресло), обеспечивающий поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволяющий изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, харак- тера и продолжительности работы с ПЭВМ.

Рабочий стул (кресло) должен быть обеспечен подъемно-поворотным механиз- мом, а также должен быть регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, расстояния спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каж- дого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и надежно фик- сируемой.

Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым по- крытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Нормированные значения для рабочего стола и стульев из документа СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [15]:

Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680−800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

Модульными размерами рабочей поверхности стола для ЭВМ, на основании ко- торых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм.




10.05.03.2018.273.ПЗ ВКР

Лист

46






Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, ши- риной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и кон- структивных особенностей (размер ПЭВМ, клавиатуры, и др.), характера выполня- емой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных кон- струкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

Конструкция стула (кресла) должна обеспечивать:

  • ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

  • поверхность сиденья с закругленным передним краем;

  • регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400−550 мм и углам наклона вперед до 15°, и назад до 5°;

  • высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину не менее 380мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм;

  • угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30°;

  • регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260−400 мм;

  • стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и ши- риной – 50−70 мм;

  • регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350−500 мм.


4.2 Требования к микроклимату
При работе с ПЭВМ, также необходимо поддерживать микроклимат в помеще- ниях. При его отсутствии работники могут получить нервно-эмоциональное напря- жение и ряд подобных расстройств. Оптимальные параметры микроклимата опи- саны в СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физи- ческим факторам на рабочих местах» [16]. Требования данного документа приве- дены в Таблице 15.

Показателями, характеризующими микроклимат в помещениях, являются:

  • температура воздуха;

  • температура поверхностей;

  • относительная влажность воздуха;

  • скорость движения воздуха;

  • интенсивность теплового облучения.

Работа в ГБУЗ «ОПТД № 8» относится к категории 1а по уровню энергозатрат. Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах для данной категории работ приведены в Таблице 16.




10.05.03.2018.273.ПЗ ВКР

Лист

47






Таблица 16 Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах




Период года

Температура воздуха, °С

Температура поверхностей,

°С

Относительная

влажность воз- духа, %

Скорость движе- ния воздуха, м/с




Холодный

22−24

21−25

60−40

0,1

Теплый

23−25

22−26

60−40

0,1


Также в соответствии с приведенным СанПиНом необходимо в помещении, где работают ПЭВМ, проводить ежедневно влажную уборку, а также проветривать по- мещение после каждого часа работы.

4.3 Требования к уровню шума При работе на ПЭВМ источниками шума являются:

  • системный блок ПЭВМ;

  • работающие принтеры и многофункциональные устройства.

Требования по уровню шума указаны в нормативном документе СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факто- рам на рабочих местах» [16]. Согласно данному документу, нормативным эквива- лентным уровнем звука на рабочих местах является 80 дБА.
4.4 Требования к освещенности
При работе на ПЭВМ одним из важных факторов является уровень освещенно- сти помещения, так как пользователю ПЭВМ приходится большую часть времени проводить возле экрана монитора. Поэтому необходимо спроектировать освеще- ние, которые позволит не вызвать раннего переутомления. Для этого необходимо применять совокупность искусственного и естественного света.

Требования к освещенности рабочих мест, оборудованных ПЭВМ, описаны в СанПиНе 2.2.2/2.4.1340-03 [15]:

  • в помещениях должно присутствовать естественное и искусственное осве- щение, которые должны соответствовать требования нормативной документации;

  • рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы экраны были ори- ентированы боковой стороной к световым проемам (окнам), чтобы естественный свет падал преимущественно слева;

  • искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения;

  • в производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами и бумагами, следует применять системы комбинированного освещения;

  • освещенность на поверхности рабочего стола должна быть 300−500 лк;

  • освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк;

  • освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.




10.05.03.2018.273.ПЗ ВКР

Лист

48






Для освещения помещений с ПЭВМ рекомендуется применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пускорегулирующими аппаратами. Общее освещение при использовании люми- несцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя и линии оконных проёмов при рядном расположении рабочих мест, оснащённых ПЭВМ с ЖК - мониторами.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для ис- пользования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
4.5 Требования по электробезопасности
По степени опасности поражения электрическим током рабочие помещения относятся к классу помещений с повышенной опасностью, ввиду возможности прикосновения сотрудника к металлоконструкциям с заземлением сооружений и зданий и одновременно к металлическим элементам оборудования.

Обычно доступ к токопроводящим элементам затруднен. Однако, большая ве- роятность получить поражение электрическим током от прикосновения к устрой- ству, корпус которого не проводит ток. Такое событие может случится в случае нарушения изоляции проводящих элементов. Поэтому необходимо производить постоянный контроль целостности оборудования, в частности изоляции токопро- водящих элементов.

Для защиты от случайного прикосновения к металлическим нетоковедущим частям оборудования, которые могут оказаться под напряжение применяют сле- дующие меры:

  • защитное заземление;

  • зануление;

  • изоляцию нетоковедущих частей;

  • защитное экранирование.

Данные меры описаны в ГОСТ Р 12.1.019-2009 «ССБТ. Электробезопасность.

Общие требования и номенклатура видов защиты» [15].
4.6 Требования по пожарной безопасности
Все правила и требования в области обеспечения пожарной безопасности опи- саны в нормативном документе Постановление Правительства №390 от 25.04.2012

«О противопожарном режиме» [12].

Согласно данным правилам и требованиям, руководителем учреждения утвер- ждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требовани- ями настоящего документа.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.




10.05.03.2018.273.ПЗ ВКР

Лист

49