Файл: Вопросы по философии.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 1492

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Место и роль философии в культуре. Мифологическая, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры.

Философия зародилась в VI в. до н.э. Милетская, Элейская, Пифагорейская школы и философия Гераклита сформировали западноевропейскую философию, науку и ментальность в целом.

Место философии в современной культуре:

1) философия сохраняет приоритет критического мышления;

2) её самостоятельной областью является рациональная метафизика;

3) только философская метафизика и религиозные учения дают необходимые основания морали;

4) наиболее крупными областями является философия и методология науки;

5) философия показывает различные типы человеческого мышления.

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах: онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях (в мысли, в слове). Философское знание формирует ценностное отношение к миру.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневных наблюдений и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире.

Мифологическая картина мира Мифология - это чувственно-образное отражение действительности, возникшее в результате одушевления природы, где место рациональных понятий и определений занимают символы и аллегории.



2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их основные предметы и задачи.

Философия имеет дело с наиболее общими проблемами человеческого миропонимания: «мира в себе», «себя в мире», «мира вне нас».

Направления философии:

учение о существовании как таковом, т.е. учение о бытии, – онтология;

учение о конкретных вещах внешнего мира – натурфилософия;

учение о Высшем Разумном Начале, или Боге – теология;

учение о познаваемости мира – гносеология;

учение о человеческом знании – эпистемология;

учение о методах познания – методология;

учение о добре и зле и об отношениях «человек – человек», «человек–Бог» – этика (или практическая философия);

учение о чувственном восприятии мира, особенно о природе прекрасного, возвышенного, безобразного, – эстетика;

учение о том, что существует за пределами мира явлений, за пределами возможного чувственного опыта – метафизика.

Онтология — учение о сущем, о бытии. Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.


Гносеология раздел философских знаний, в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века.

Логика— наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности. Определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание.


3. Древнегреческая натурфилософия.

Натурфилософия возникает в античную эпоху и означает «философия природы». Для нее характерна попытка найти первопричины и фундаментальные закономерности явлений природы.

Милетская школа. Философы данной школы пытались объяснить законы природы, искали первоначало всего сущего из которой возник космос, окружающий мир. Фалес (625 - 547г.г. до.н.э.) – основатель милетской школы. Он установил продолжительность года в 365 дней, время солнцестояний и равноденствий, первым вписал треугольник в круг. Первопричиной считает воду. Первопричина – это то, из чего происходят все вещи.

Анаксимандру (610-546 гг. до н.э.) приписывают изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты. Первоначалом является апейрон – нечто, лишенное границ. Апейрон дает начало другим вещам.

Гераклит из Эфеса (544 – год смерти неизвестен). Первоначалом считает огонь. Космос никто не создавал, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Высказывает идею циклического развития. Циклы – мировые пожары, в результате чего мир гибнет в огне, а затем перерождается.

Элейская школа говорила об устойчивости, неподвижности бытия. В истолковании бытия они перешли от природных стихий к Абсолютному бытию.

Ксенофан (565-473 гг. до н.э.) Абсолютное бытие называет Богом. Он первым из греческих мыслителей ставит вопрос о возможностях человеческого познания мира, т.е. выделяет гносеологию как особый раздел философии.

Парменид (515- 545 гг. до н.э.) отмечал, что бытие – это то общее, что присуще миру, это существование. Так как нечто не может одновременно быть и не быть, то бытие не может переходить в небытие и обратно.

Зенон Элейский (480-430 гг. до н.э.) сформулировал апории (неразрешимые проблемы): «Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия». Ахилл никогда не догонит черепаху, которая убегает от него: когда он достигнет места, где она была, она успеет переместиться дальше. Апории показывают сложности, несовершенство и противоречия в познании мира человеком.

Школа Пифагора (570 – 490 гг. до н.э.) Ей приписывают идею перевоплощения души. Пифагорейцы обратили внимание на количественную сторону бытия вещей. Число управляет материальной, духовной и нравственной сферами. Предельный элемент деления всего – единица. Последняя – своеобразный атом.


Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – создатель атомистического учения. Все что существует – это атомы и пустота. Атом – един, неделим, неуничтожим. Число атомов в мире бесконечно.


4. Философское осмысление человека в античности: софисты, Сократ.

Впервые в античной философии софисты обратили внимание на проблему человека и его сознания. Пик их деятельности пришелся на вторую половину V в. до н.э.

Различают «старших софистов» (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт и др.) и «младших» (Алкидам, Критий и др.)

Софисты впервые выделили особую сферу жизнедеятельности человека – культуру.

Для софистов «истин» много, для каждого она своя. Протагор говорил что «человек есть мера всех вещей». Человеческое познание относительно.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) в отличие от натуралистов, размышлявших: «Что такое природа и последняя реальность вещей?» задумывается над проблемой: «В чем природа и последняя реальность человека?». На этот вопрос он отвечает: человек – это его душа, что отличает его от других существ. Под душой он понимает разум и нравственно – ориентированное поведение.

Добродетель по Сократу это то, что делает душу благой и совершенной, а это – знание и познание. В этике Сократа лежат два положения:

  • Добродетель есть всегда знание, а порок – невежество;

  • Никто не грешит сознательно, зло совершается по незнанию.

Выработал метод познания «майевтика». Суть этого метода в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросом подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Диалектика (искусство спора) Сократа состоит из двух моментов: «опровержения» и «майевтики». Чтобы осуществить это Сократ применяет маску «незнания» и «иронию». В отличие от софистов, он принимал образ ничего не ведающего человека – «Я знаю, что ничего не знаю».

«Опровержение» – деструктивный момент его диалектики. Заставив признать его невежественным, он своими замечаниями подчеркивал неполноту суждений собеседника.


5. Классическая античная философия. Платон.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. Оставил после себя 36 произведений.
Платон различает два вида бытия:
видимый и невидимый, который улавливается только интеллектом.

Причиной умопостигающей реальности является Эйдос (идея) или Форма. Идеи – это сущность вещей, то, что делает каждую из них тем, что она есть. Этот мир идей он называет Гиперурания, которая находится над небесами. Мир идей представляет собой иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким. Идеи дают только форму, структуру. Они безжизненны.
Второе начало мироздания –
материя (у Платона «хора» – пространственность). Она также незрима, способна принимать различные формы. Материя дает телесность, пространственность.
Также есть третье начало –
душа космоса. Душа космоса связывает мир идей и мир вещей.
Платон говорит: есть Бог – творец, Демиург, который взяв за образец мир идей, породил физический мир. Таким образом, есть модель (мир идей), копия (физический мир) и творец.
Учение об идеальном государстве Платона: Основным принципом идеального государства он считает справедливость. Город – государство (полис) должен состоять из трех классов.


  • Первый образован из людей, у которых преобладает наиболее примитивная часть души – вожделеющая. (крестьяне, ремесленники, купцы.)

  • Второй класс – из людей, в коих преобладает волевая часть души (воины).

  • Третий класс – правители, это те, кто умеет познавать и созерцать, у
    кого преобладает рациональная часть души, т.е. мудрецы (философы).

Совершенное государство – это такое государство, в котором воцаряется гармония между тремя частями души и тремя классами.


6. Классическая античная философия. Метафизика Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Оставил после себя огромное количество трудов, которые можно
разделить на 8 групп: логика
, философия природы, психология, биология, философия (метафизика), этика, политика и экономика, риторика.
Аристотель разделяет науки на 3 больших раздела:

  • Теоретические, которые ведут поиск знания ради него самого;

  • Практические, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования:

  • Науки продуктивные, цель которых – производство определенных объектов.

Выше всех стоят науки теоретические, которые образованы из метафизики, физики и математики.
Метафизика – это наука об умопостигаемом, т.е. о том, что находится за пределами нашего опыта. Метафизика не связана с материальными нуждами. Аристотель отмечает, что метафизика есть исследование первых причин и выделяет 4 причины: формальная, материальная, действующая и финальная (целевая).

Он также определяет, что предметом метафизики является бытие. Различает:

1) бытие как категории, которые являются главными значениями
бытия (субстанция и сущность, качество, количество
и т.д.);
2) бытие как акт и потенция (зерно – это урожай в потенции);
3) бытие как акциденция (бытие случайное и непредвиденное);
4) бытие как истина
.

Аристотель исходит из того, что все сущее состоит из 2-х начал: из формы (эйдоса, идеи) и материи.

Различает «первую» и «вторую» материю. «Вторая материя» - это глина, медь и т.п., то, что воспринимается при помощи чувств. Первая материя постигается только умом.

Материя это потенциальность, способность принять форму.
Форма выступает как «актуализация» этой способности. Актуальность он назвал «энтелехией».

Душа это энтелехия тела, поскольку она есть сущность, или форма тела.

Форма обладает абсолютным превосходством над материей. Бог - Абсолют, перводвигатель.
Высшая цель человека, полагает Аристотель, это счастье. Высшее благо и счастье – в совершенствовании
себя как человека.


7. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники.

Эпоха эллинизма - III в. до н.э. – 529 г. н.э. Основные течения этого времени: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Они обосновывают личное спасение и невозмутимость души, индивидуализм.

Школа киников получила название от места, где происходило обучение. Наиболее известен Диоген из Синопа (400-325 гг. до н.э.), хотя основателем является Антисфен (450 – 360 гг. до н.э.). Ощущения – единственный источник познания. Любую вещь можно лишь назвать, но ничего содержательного о ней сказать нельзя. Утверждает, что всякое удовольствие есть зло. Антисфен, особенно Диоген, пренебрегали общественными нормами, призывали близости к «естеству».


Эпикуреизмобосновал Эпикур (341/340 – 270 гг. до н.э.). Разделяет атомное учение Демокрита. Однако приписывает им еще одно свойство – тяжесть. Он материалист, отрицает бессмертие души, так как она состоит из атомов. Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания, полагая, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания и невозмутимость души (атараксия). Основной принцип этики Эпикура – удовольствие.

Стоицизм. Основатель Зенон из Китиона (конец IV в. до н.э.). Стоики сравнивали философию с садом. Логика – ограда, этика – деревья, физика – плоды. Философию - «упражнение в мудрости», основная её часть - логика. Она учит оперировать понятиями. Важнейшее место в учении душа - некая материальная пневма (воздух), смесь воздуха и огня. Чем больше в ней огня, тем разумнее тело.

Основной мотив этики стоицизма: единственное, что может сделать человек – это достойно переносить удары судьбы. Философия у стоиков учения утешения людей.

Скептицизм отвергает возможность объективного знания о природных и социальных процессах. Источником скептицизма стала софистика (Протагор, Горгий и др.). Основатель скептицизма – Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.). Пиррона интересует проблема: как стать счастливым? Для этого достаточно ответить на 3 вопроса:

  1. Что такое то, что нас окружает

  2. Как мы должны относиться к тому, что нас окружает

  3. Что должно следовать из этого отношения

Он пришел к выводу, что мы не можем знать, что такое мир. В мире все относительно, непознаваемо. Из этого следует полное воздержание от суждений, затем безмятежность, «атараксия».

Неоплатонизм (III – V вв. н.э.). Основатель – Аммоний Саккас (175 – 242 гг.), наиболее видный представитель – Плотин (205 – 270 гг.)

Структура бытия представляется как некая иерархия, включающая три субстанции (первоосновы): Единое, Ум и Душа. Единое - первосущее. Ум - совокупность всех идей. Душа произвела все живые существа. Бог – сверхразумное, непознаваемое начало..


8. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабо-мусульманской философии (Августин, Фома Аквинский, ибн Рушд/Аверроэс).

Когда христианство стало распространяться, оно вступило во взаимодействие с греко-римской культурой: античным язычеством и философией. Религия и философия взаимодействовали в античном мире, но как учение не объединились. За отклонение от современных им вероучений осуждались многие философы.

Существовало два основных направления средневековой философии: аристотелизм и платонизм в теологии. После зарождения христианства философия преобразовалась в религиозную философию. Это задало очертания онтологии, которые определялись знаниями о сотворении мира Богом.

Фома Аквинский(1225-1274 гг.) говорил о том, что задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Он признает возможность достижения верного знания и отвергает представления, где действительным считается лишь деятельность разума. С точки зрения Аквинского между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но не противоречит ему.