Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

Научно-исследовательская работа (производственная практика)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

3 курс

«Педагог дошкольного образования»

ОБХП-3912МОдш

Парубенко Ольга Леонидовна

Кустова Анна Валерьевна


г. Москва

2023 г.

Содержание

Введение

3

Основная часть

4

1. Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи в детском саду»

4

2. Актуальность работы

5

3. Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы

7

4. Обзор научных и педагогических идей и трудов

10

Заключение

35

Список использованной литературы

36

Приложение

41

Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»

41

Обзор научных трудов (идей)

48


Введение

Я, Парубенко Ольга Леонидовна проходила производственную практику с 13 февраля 2023 по 26 марта 2023 в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №54 города Белогорск» (МАДОУ ДС №54) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Педагог дошкольного образования».

Учебная практика является необходимой частью подготовки бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование».

Учебная практика студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», проводится с целью ознакомление с обязанностями и содержанием деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:


  • получение представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности;

  • развитие навыков использования современных методов и технологий организации развивающей и образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

  • выстраивание взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, администрацией образовательной организации, а самое главное – с детьми, их родителями (законными представителями).


Основная часть

  1. Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования»

В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования.

В связи с вышеизложенным, я выбрала для исследования тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях о развитию речи в детском саду».



  1. Актуальность работы

Актуальность работы обусловлена тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.



Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблемам духовно-нравственного воспитания личности в современном мире. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то законы исполняться не будут».

В современном обществе множество факторов, которые негативно отражаются на духовно-нравственном воспитании ребёнка, такие как:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды;

  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

  • ухудшение физического развития молодого поколения;

  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);

  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Перед педагогом стоит огромная задача – воспитать духовно-нравственные личности, не смотря на негативные факторы воздействия со стороны.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания человека отражены в трудах Е. И. Изотовой, И. В. Дубровиной и других.

Проблема духовно-нравственного воспитания в педагогике прослеживается в работах Н. А. Виноградовой, Г. А.Айдашевой, Ю. П. Сокольникова, Л. И. Новикова и В. А. Караковского, Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щуркова, Ю. С. Мануйлова, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, А. Я. Журкина. В данных работах выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания. Исходя из анализа литературы по данной проблеме, можно сделать вывод, что методическое обеспечение достижения дошкольниками предметных результатов подготовлено в достаточной степени,
однако недостаточно разработаны пути, методы духовно-нравственного развития дошкольников на занятиях по развитию речи.



  1. Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы

Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие : [16+] / Е. Ю. Анохина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 210 с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Систематизированы подходы к определению содержания понятия «духовность»; представлены как авторская модель духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, так и примерные программы других авторов.

Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Липецк, 27 мая 2021 года / отв. ред. И. В. Тигрова. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 274 с.

В сборнике представлены результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и ЕГУ имени И.А. Бунина по актуальным проблемам дошкольного образования и коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Власова, Т. И. Педагогика духовности: содержание и технологии духовно-нравственного воспитания : учебное пособие : [12+] / Т. И. Власова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 108 с. : табл., ил.

Учебное пособие описывает инновационную для современной отечественной педагогики парадигму воспитания, которая базируется на экзистенциальной философии и онтологическом подходе к образованию. Содержание и технологии воспитания ориентируют преподавателей (воспитателей, руководителей) на необходимость создания условий для овладения смыслом жизни посредством интеграции светского и религиозного мировоззрения как основы интенции к Абсолютным ценностям/Богу. Таким образом, духовно-нравственная культура становится результатом воспитания духовности человека. Содержание учебного пособия является результатом авторских исследований более двух десятилетий, составлено с использованием научных источников по теме учебной дисциплины, которые указаны в списке литературы, включает методические рекомендации по выполнению самостоятельного задания, матрицу контрольной работы.


Емельянова, И. Н. Теории воспитания : учебное пособие : [16+] / И. Н. Емельянова ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2016. – 144 с.

В учебном пособии раскрывается содержание теорий и концепций воспитания (классических и современных), дается характеристика традиционных и новых моделей воспитания. Весь учебный материал выдержан в контексте компетентностного подхода к образованию.

Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с

Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками у детей 6-го года жизни и осуществлять работу с родителями в этом направлении. Для методистов дошкольных учреждений рекомендации помогут определить формы работы с воспитателями по совершенствованию методов и приемов педагогического общения. Рекомендации раскрывают технологию процесса формирования умений общения со сверстниками у старших дошкольников, экспериментально проверенную в ДОУ № 123, 135 г. Липецка.  

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада./ изд. 5-е: Под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1981 – 159 с.

В книге представлены основы методики развития речи детей, разработанные Е. И. Тихеевой. Она внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основа обучения речи и языку — план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. 198с.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль "дошкольное образование", квалификация "бакалавр"). В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы