Файл: Функциональная грамотность в физике.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функциональная грамотность в физике

  • Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Математическая грамотность

  • I. Самое быстрое животное – гепард; в течение одной минуты он способен развивать скорость 112 км/ч. Мастер спорта пробегает стометровку со скоростью 10 м/с. На какое расстояние он отстал бы от гепарда в забеге на 100 м? За сколько времени гепард промчался бы вдоль вашего класса?
  • II. После встречи Красной Шапочки и волка, они как известно, одновременно пошли к бабушке. Только волк побежал со скоростью 7 км/ч через лес по прямой дороге, пройдя расстояние 1,4 км. Красная Шапочка пошла пешком вокруг леса по тропинке длиной 2 км со скоростью 4 км/ч. Найдите время, на которое волк раньше Красной Шапочки дошел до цели.

Глобальные компетенции

  • Посмотрите на рисунок и вспомните сказку Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Когда Мазай подплыл на лодке к острову с зайцами, «…уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину». Оцените указанные длину и ширину в современных единицах длины - в м, если 1 аршин равен 71,12см, а сажень равна трем аршинам.

Естественнонаучная грамотность

  • I. Когда готовят малосольные огурцы, их заливают холодным рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой, более высокой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов.
  • Вопросы:
  • 1.  Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее? Свой ответ поясните.
  • 2. Когда огурцы заливают рассолом (вода с солью), они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом.
  • А. молекулы воды и поваренной соли изменяются и приобретают вкус огурцов.
  • Б. концентрация поваренной соли в рассоле постепенно увеличивается.
  • С. огуречный сок проникает в рассол.
  • Д. молекулы поваренной соли и огурцов растворяются в воде.
  • II. Вы делаете уроки. Из кухни донесся аппетитный запах жареной картошки. Как вы объясните распространение запаха?

Читательская грамотность

  • . Используя материал учебника Физика 7 класс, найти сходства и отличия понятий: инерция и инертность.
  • II. Используя таблицы плотностей расположите ряд веществ по порядку возрастания их плотности:
  • А) железо – ртуть – вода
  • В) кислород – вода – железо
  • С) ртуть – железо – вода
  • D) воздух – железо – вода
  • E) ртуть – железо – кислород

Креативное мышление

А.С. Пушкин писал:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

В чем же «прав упрямый Галилей»? Объясните свой ответ.

Вы наблюдаете из окна плотную толпу людей на площади во время праздничного гулянья. Если мысленно заменить каждого человека молекулой, то какое состояние вещества это вам напомнит?

  • Определить толщину волоса, тонкой нити длиной около 1 метра имея линейку. Возможное решение. Задача решается методом рядов. Намотать плотно в один слой на линейку нить, считая количество витков. Чем больше будет витков, тем точнее будет определена толщина.
  • Определить плотность майонеза или кетчупа в гибкой упаковке. Возможное решение. На упаковке ищем надписи масса и объем майонеза. Упаковка майонеза с указанием массы и объема продукта. Измерить расстояние от дома до школы зная длину своего шага.
  • Возможное решение. Считаем количество шагов n от дома до школы.
  • «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?
  • Кругом – возрастающий крик,
  • Свистки и нечистые речи,

    И ярмарки гулу – далече

    В полях отвечает зеленый двойник. А.А. Блок

    Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?

  • Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.
  • Шкала электромагнитных волн представляет собой непрерывную последовательность частот и длин электромагнитных излучений, представляющих собой распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле. Теория электромагнитных явлений Джеймса Максвелла позволила установить, что в природе существуют электромагнитные волны разных длин. Заполнить таблицу используя рисунок


Название

Частота

Длина волны

Оптическое излучение

Радиоволны
В 1938 г. Американские исследователи Г.Пирс и Д. Гриффин, применив специальную аппаратуру, установили, что великолепная ориентировка летучих мышей в пространстве связана с их способностью, воспринимать эхо. Оказалось, что во время полета мышь излучает короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 8•104Гц, а затем воспринимает эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайших препятствий и от пролетающих вблизи насекомых. Д. Гриффин назвал способ ориентировки летучих мышей по ультразвуковому эху ЭХОЛОКАЦИЕЙ. Как ты думаешь, почему эти ученые назвали способ ориентировки летучих мышей эхолокацией? Приведи примеры живых существ, которые используют этот способ ориентировки. Где еще используется подобный принцип обнаружения объекта?

Ответ:

Я думаю, что способ ориентировки летучих мышей назван эхолокацией, так как он связан с их способностью воспринимать эхо, эхо- сигналы, которые приходят к ней от ближайших препятствий и от пролетающих в близи объектов. То есть у летучих мышей есть способность принимать сигналы и реагировать на них. Этот способ используют дельфины. Этот принцип обнаружения объектов используется в радаре, в эхолоте.
  • Американские ученые обнаружили, что тигры используют для коммуникации друг с другом не только рев, рычание и мурлыканье, но также и инфразвук. Они проанализировали частотные спектры рычания представителей трех подвидов тигра – уссурийского, бенгальского и суматранского – и обнаружили в каждом из них мощную инфразвуковую компоненту. По мнению ученых, инфразвук позволяет животным поддерживать связь на расстоянии до 8 км, поскольку распространение инфразвуковых сигналов менее чувствительно к помехам, вызванным рельефом местности.
  • Как ты считаешь, в чем отличие ультразвука и инфразвука от звуковых волн, воспринимаемых человеком? Почему инфразвук, в отличие от обычного звука, позволяет тиграм общаться на столь далеких расстояниях? Какие известные вам свойства волн проявляются в данном случае?
  • Ответ: Отличие ультра- и инфразвука от звуковых волн в том, что они разной частоты. Инфразвук – это низкочастотные волны, а ультразвук – высокочастотные волны, которые не воспринимаются нашими ушами.
  • Инфразвук позволят тиграм общаться на столь дальних расстояниях, так как распространение инфразвуковых сигналов менее чувствительно к помехам, воззванным рельефом местности. Свойства волн, которые проявляются в данном случае: огибание, поглощение, отражение.

Разреши сомнения: одни считают, что отраженные сигналы играют только отрицательную роль, создавая помехи восприятию основного сигнала, а другие считают такое представление неправильное. Выскажи свое мнение, аргументируя его.  

Ответ:

В некоторых случаях отраженные сигналы могут улучшить, а в других случаях ухудшить качество звучания. Если время задержки, отраженных сигналов не которое критическое значение, то отраженный сигнал усиливает основной сигнал и обогащает его звучание. Если время задержки, отраженных сигналов во много раз меньше или наоборот во много раз больше критического значения, то это проводит к сильному искажению основного сигнала – звук теряет свою красочность становится неприятным.
    • Излученная источником звуковых колебаний энергия, распространяясь в закрытом помещении, частично отражается разнообразными преградами, а частично поглощается ими. Ту часть энергии, которая по каким-либо причинам не отразилась от препятствий, считают поглощенной. Различные по характеру и свойствам преграды характеризуются коэффициентом поглощения звука, который представляет собой отношение поглощенной энергии к полной энергии, падающей звуковой волны. Коэффициенты поглощения звука для некоторых материалов на различных частотах приведены в таблице. Если бы ты стал строить современный коттедж, какие материалы ты бы использовал, чтобы уменьшить шум от проезжающих автомобилей?

Материал

Коэффициент поглощения звука на данной частоте, Гц

125

250

500

1000

2000

4000

Шерсть (640 г на 1 м2)

0,04

0,07

0,18

0,22

0,32

0,35

Войлок толщиной 1 см

0,10

0,20

0,52

0,71

0,66

0,44

Ковер

0,09

0,07

0,20

0,35

0,43

0,44

Штукатурка на деревянной основе

0,02

0,02

0,03

0,04

0,04

0,03
      • Вы собрались позавтракать и налили в чашку кофе. Но зазвонил телефон, и вам пришлось отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячим: налить молоко сразу перед уходом или по возвращению?
      • Маша и Катя поспорили, кто быстрее охладит бутылку с газировкой. Маша хочет поместить ее в снег, а Катя – в измельченный лед. Как ты думаешь, кто выиграет спор? Свой ответ аргументируй.
      • Представьте себя на беговой дорожке во время соревнований по бегу. Ваша задача – выиграть соревнование. Какую тактику бега вы изберете: постараетесь сразу вырваться вперед или будете держаться сзади соперника и лишь на финише вырвитесь вперед?
      • Одновременно в Мурманске и Боливии проводятся соревнования по тяжелой атлетике. Вам предложено право выбора места участия в соревнованиях. На каком из них вы остановите свой выбор?

      • Многие ораторы, выступая в большом помещении, говорят медленно, отделяя слова длительной паузой, хотя в обычной речи этого не наблюдалось. Вам тоже предстоит выступать в большом зале. Используете ли Вы этот прием? Ответ аргументируйте.  
      • Вы собрались позавтракать и налили в чашку кофе. Но зазвонил телефон, и вам пришлось отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячим: налить молоко сразу перед уходом или по возвращению?  
      • Маша и Катя поспорили, кто быстрее охладит бутылку с газировкой. Маша хочет поместить ее в снег, а Катя – в измельченный лед. Как ты думаешь, кто выиграет спор? Свой ответ аргументируй.  
      • Вы выбираете себе зонт. Продавец, предлагая разные по цвету зонты, вдруг поинтересовалась, с какой целью Вы хотите приобрести зонт, поясняя свой вопрос тем, что для защиты от солнца лучше взять белый или красный зонт, а для защиты от дождя– зеленый или черный. Воспользуетесь ли Вы советом продавца, или посчитаете это простой рекламой зонтов? Ответ аргументируйте.
      • Большую роль в установлении объективного знания микромира играет открытие английским физиком Э. Резерфордом существования атомного ядра и разработка идеи о планетарном строении атома. Используя результаты экспериментов Резерфорда, оцените значимость его открытий. С этой целью разработайте и напишите текст в жанрах «Похвала», «Благодарность», «Восхищение»,«Представление к награде» и т.п.
      • Большую роль в установлении объективного знания микромира играет открытие английским физиком Э. Резерфордом существования атомного ядра и разработка идеи о планетарном строении атома. На основании знания о строении атома разработайте и напишите текст в одном из жанров - «Представление», «Сказка» и т.п. (роль выберите самостоятельно – атом, электрон, ядро атома)