Файл: Лекция тема 8 бюджетноналоговая (фискальная) и денежнокредитная (монетарная) и политики государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 4.
ТЕМА 8: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) И ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В современном мире экономика большинства стран – это смешанная экономика, которая регулируется как рынком, так и государством, или, как говорят, "невидимая рука" рынка дополняется "видимой рукой" государства. Среди разных методов государственного регулирования экономики важнейшее место принадлежит проводимой государством денежно-кредитной (монетарной) и бюджетно-налоговой (фискальной) политикам.

Основные вопросы:

  1. Государственный бюджет: доходы и расходы

  2. Бюджетный дефицит и государственный долг

  1. . Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

4.Современная денежно-кредитная система

5. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
1. Государственный бюджет: доходы и расходы

Одним из инструментов государственного воздействия на экономику является государственный бюджет. Изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, правительства могут влиять на уровень цен и занятость, на темпы экономического роста и эффективность производства.

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансирования деятельности органов государственной власти. Это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Говоря о бюджете федеративного государства, надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов, включающую общефедеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации (штатов, земель, краев, областей и т.п.). Помимо государственного бюджета, в бюджетную систему страны входят и бюджеты органов местного самоуправления.

Соответственно, бюджетная система Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет Российской Федерации;

  • бюджеты субъектов Федерации - бюджеты национально-государственных и административно-терри­то­риальных образований (республики, края, области, автономные области и округа);

  • местные бюджеты (районные, городские, сельские, поселковые).


Совокупность всех бюджетов страны образует консолидированный бюджет страны. Консолидированный бюджет законодательно не утверждается, а составляется для аналитических целей.

В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип бюджетного федерализма, согласно которому:

  • все бюджеты функционируют автономно;

  • за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов;

  • бюджеты принимаются (утверждаются) органами законодательной власти или местного самоуправления.

При этом принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами.

Доходы государственного бюджета включают:

    • налоговые поступления (80–90% всех доходов);

    • неналоговые доходы (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, целевые перечисления государству и т.п.);

Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства. Они могут быть сгруппированы:

  • по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т.п.;

  • по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги военного и гражданского назначения. Последние могут предназначаться как для собственных нужд государственных предприятий и учреждений, так и носить регулирующий характер (закупки сельскохозяйственной продукции для поддержания рыночной цены, покупки иностранной валюты на валютном рынке в целях недопущения резких колебаний курса национальной валюты).

Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам (государственные заказы), возмож­ностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.

Следующий вид государственных расходов – это трансфертныеплатежи – пенсии, пособия по безработице, стипендии, пособия многодетным семьям и т.п. Доля трансфертных платежей в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ

государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики. Так, доля трансфертных платежей колеблется от 12% ВНП в США до, почти 32% в Швеции.

Наконец, государство несет расходы по обслуживанию своего внутреннего и внешнего долга, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг (ГЦБ), выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.

Увеличение роли государства в экономике привело к возрастанию государственных расходов увеличению их доли в ВВП. В России доля государственных расходов составляет примерно17-18% ВВП.

Как уже отмечалось, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемых и присваиваемых государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых платежей. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституциях всех стран.

Налоги многофункциональны. Они выполняют:

- фискальную функцию – формирование денежных фондов, необходимых для функционирования государства, т.е. посредством этой функции налогов создаются материальные условия для функционирования государства. Налоги мобилизуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60% (Швеция) ВНП. Налоговая нагрузка в России в 2011 г. составляла 35,6% ВВП.

- регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на все экономические процессы , происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую, так и ограничительную, сдерживающую роль. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а, следовательно, и на распределение ресурсов;

- распределительную (социальную) функцию. Через налоги происходит перераспределение доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).


- контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку всякий налог – это вычет из дохода, то налоги могут негативно влиять на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов.

Негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы соблюдение принципа эффективности налогообложения, который предполагает, что взимание налогов не должно иметь негативных последствий для экономики, или эти последствия должны быть минимальны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

  1. всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

  2. стабильность, устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

  3. равнонапряженность — взимание одинаковых налогов по одинаковым для соответствующих налогоплательщиков ставкам;

  4. обязательность, принудительность налога; неизбежность его уплаты;

  5. самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

  6. социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех, примерно, в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика на

лога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.).

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают: федеральные (общегосударственные), региональные и местные
налоги.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t) – величина налога на единицу обложения. Через налоговые ставки реализуются на практике функции налогов. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в виде процента к единице налогообложения).

Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении величины дохода, налог может

быть: прогрессивный, пропорциональный, регрессивный.

Прогрессивный налог – налог, при котором ставка обложения растет по мере увеличения дохода; соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает.

Пропорциональный налог предполагает, что используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода.

Регрессивный налог – налог, при котором ставка или доля налога в доходе уменьшается по мере возрастания дохода.


2. Бюджетный дефицит и государственный долг
Хотя государственный бюджет предполагает равенство доходов и расходов, однако планируемые поступления и расходы государства не совпадают. Превышение доходов над расходами образует профицит, превышение расходов над доходами означает бюджетный дефицит.

Если раньше бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня бюджетный дефицит стал достаточно типичным явлением для многих стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства или падения темпов его роста, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, вызывающих снижение эффективности производства.