Файл: Создание имиджа как составная часть культуры общения.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание имиджа как составная часть культуры общения


Выполнил студент группы ЗПЛВД-120 Сочнев Н.Б.

План презентации

  • 1. Имидж и его слагаемые
  • 2. Принципы создания имиджа
  • 3. Формула воздействия имиджа
  • 4. Критерии выбора моделей поведения

1. Имидж и его слагаемые

  • Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово "имидж" прочно вошло в наш язык, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Но еще встречаются деловые люди и политические деятели, которые не придают значения своему имиджу или уделяют ему второстепенное значение. Это свидетельствует о низком уровне их культуры. О таких людях известный социальный психолог Густав Лебон писал: "Более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: быть всегда наготове, говорить тотчас же о чем бы то ни было, находить сразу правдоподобные или, по крайней мере громкие аргументы в ответ своим противникам".

1. Имидж и его слагаемые

  • Понятно стремление людей к власти, но эти амбиции должны подкрепляться соответствующей амуницией. Под ней понимается общая культура, нравственная мотивация поступков, научно-профессиональная компетентность. Носители такой культуры -- интеллектуально незаурядные личности. Это и позволяет им достичь больших успехов в своей профессиональной деятельности.

1. Имидж и его слагаемые

  • Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
  • "Имидж" -- английское слово, обозначающее "образ", "ореол". Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.
  • Забота о своем имидже -- это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.
  • Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

1. Имидж и его слагаемые


Слагаемые имиджа

Профессионализм и компетентность

 Нравственная надежность менеджера

Гуманитарная образованность менеджера

Менеджер обязан быть психотехнологом

1. Имидж и его слагаемые

  • Профессионализм и компетентность. Менеджер должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом
  • Управление требует от менеджера динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и много другого.
  • Вместе с тем некоторые из наших менеджеров не стесняются перекладывать свою вину в случае неудачи на других. Дело менеджера в таком случае -- установить причины неудачи, а не искать "козла отпущения". Поэтому такому неудачливому менеджеру не мешает усвоить принцип Питера: "В любой иерархии каждый индивид имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетенции". Действительно, если менеджер справляется с работой эффективно и без напряжения, то говорят, что его дело не дает возможности проявить себя и ему надо подняться выше. Но когда ему достается нечто, с чем он уже не может справиться, то именно этот вид деятельности становится постоянным его занятием, предаваясь которому менеджер "заваливает" дело, приводит в отчаяние коллег, снижая эффективность всей организации. Вот и выходит, что в системе, где компетентность служит основанием, а некомпетентность -- преградой для продвижения, каждый работник достигает в конечном счете уровня своей некомпетентности.

1. Имидж и его слагаемые

  • Нравственная надежность менеджера. Хотя сегодня слова "человек чести" утекли с чистыми реками, но остались еще кое-где чистые родники.
  • Вообще говоря, нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его -- вседозволенность.
  • Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и, прежде всего -- духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.

1. Имидж и его слагаемые

  • Гуманитарная образованность менеджера. Ф. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого наблюдения великого писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.
  • Какие же гуманитарные ценности должны составлять ядро мировоззренческого кредо менеджера? Как минимум это
  • - социальная защищенность людей;
  • - их здоровье;
  • - экологическая безопасность;
  • - их духовное богатство.
  • Однако наша система образования долгие годы готовила управленцев-технократов, забывавших во имя плана о бесценности жизни каждого из их подчиненных.
  • Американский психолог Доннел пять лет исследовал 2,5 тысячи руководителей и выявил пять причин, почему руководители взбираются вверх-по лестнице карьеры, а потом падают:
  • 1. их толкает вверх стремление получать более высокое жалование, а не забота о процветании организации;
  • 2. их слишком волнуют символы их положения (кабинет, машина, дом и пр.);
  • 3.они озабочены прежде всего собственными интересами ("плохой руководитель заботится о себе, хороший о своих людях");
  • 4.они самоизолируются, уменьшая круг своего общения;
  • 5.они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных. Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского -- 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40х годов количество гуманитарных предметов в школах уменьшилось на треть.
  • Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

1. Имидж и его слагаемые

  • Менеджер обязан быть психотехнологом. Психотехнология -- это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми'. Термин "психотехнология" имеет в своем составе три компонента: "психо", "техно", "логия", анализ которых позволит понять сущность "психотехнологии". Греческое слово "психе" означает "душа". Слово "тэхнэ" буквально означает "искусство", "умение", "мастерство", а "логос" -- это "слово", "учение".
  • Психотехнология как наука имеет своим объектом психику человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.
  • Психическая деятельность менеджера реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных, психотехник.
  • Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер2. Он должен рассматривать психотехнологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения.
  • В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:
  • - принцип повторения;
  • - принцип непрерывного усиления воздействия;
  • - принцип "двойного вызова".
  • Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека.
  • Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: "Это только для вас" или "Я -- для вас" и т.д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.
  • Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.
  • Принцип ”двойного вызова” означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.
  • Разум -- в психоанализе 3. Фрейда собственно "Я" -- в психической жизни людей играет довольно скромную роль. Над человеком, согласно Фрейду, властвуют глубинные структуры психики, вместилища прошлого опыта -- "Оно", подсознание. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему "двойной вызов", т.е. обратиться к сознанию и подсознанию.
  • Следовательно, секрет воздействия имиджа, как и рекламы, -- в обращении к бессознательному -- недоступному, но реальному.
  • Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.

  • Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где
  • A (attention от англ. "внимание") -- привлечение внимания, 
  • I (interest) -- пробуждение интересам имиджу;
  • D (demand -- от англ. "требование", "потребность") -- возбуждение потребности осуществить действие;
  • А (action) -- побуждение к совершению действий.
  • Итак, схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания -- пробуждение интереса -- создание потребности -- спровоцированное действие.
  • Человек, согласно И. П. Павлову, наделен рефлексом "Что такое?". На этапе привлечения внимания пользуются тем, что реакция человека сильнее на:
  • - новизну,

    - контрастность,

    - интенсивность чего-либо.

  • При создании имиджа берут за основу разные образцы. В наборе средств для привлечения внимания к "звезде", например, используют скандальные истории из ее светской и личной жизни. Но эти скандальные новости привлекают внимание публики чаще всего ненадолго.
  • В число тех же средств входит покупка голосов за бесплатное пиво, хлеб и т.п., еще один прием -- "разрыв достоверности", когда людям не сообщают полной информации, а берут из нее то, что полезно подчеркнуть именно сейчас. В итоге это и не правда, и не ложь.
  • Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и "звучит". Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая
  • - искусство улыбаться;
  • - постановку голоса;
  • - технику жестов, мимики и поз.
  • Имиджмейкеры -- специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже наличным возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они наделены харизмой, которой хватит на всех. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководитель должен превратиться в послушный объект, так как быть субъектом по отношению к самому себе ему трудно. Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.
  • Поэтому менеджеру необходимо пройти тренинги на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить технологии
  • "личного ортобиоза",
  • "визуального имиджа".
  • Во многих случаях имидж менеджера -- это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.

1. Один из постулатов древнеримского права гласил: "Человек -- вещь священная". Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.

Итак, модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку.

2. Вторым критерием выбора модели поведения можно считать нравственную безупречность. При всей склонности людей к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые нормы объяснения ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их правильное восприятие и неуклонное соблюдение -- гаранты верности выбора модели поведения. 3. Критерием выбора может служить и цель, которую ставит перед собой человек. Чем более значима его цель, тем большей побудительной силой она обладает. Можно и дробить цель на подцели, чтобы, достигая их, постепенно приближаться к главной цели. 4. Следующим критерием можно признать самокритичную оценку собственного выбора модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям или обаятельным, вальяжным бизнесменам.
  • 5. В поведении должна также учитываться и половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужские силу и обаяние.
  • Нельзя не признать того факта, что нередко эротические ресурсы при создании имиджа используются неэффективно. Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.
  • В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным удачам. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки
  • Моделирование поведения следует понимать как осмысление своих действий в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более "уложены" в соответствующие модели, общение обойдется для каждого с минимальными издержками. Как говорил И. П. Павлов, самые сильные раздражители -- это люди. Оптимальный выбор модели поведения способен ослабить этот раздражитель. Модель поведения жизненно оправданна тогда, когда она признается достойным способом взаимодействия с людьми, оптимально задействуя личностные качества.