Файл: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

Учитель : Васильева Ольга Викторовна

Предмет : русский язык

Тема : «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Класс : 4

УМК : «Школа Росcии»

Авторы учебника : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013 год издания

Тема: Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

Тип: Урок открытия новых знаний.


Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов».

Задачи:

  1. формировать умение обнаруживать орфограмму «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов», опираясь на её признаки;

  2. закрепить умение пользоваться правилом выбора гласных букв е - и в безударных личных окончаниях глаголов;

  3. развивать умение обнаруживать орфограммы;

  4. развивать мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;

  5. создавать условия для достижения следующих метапредметных результатов:


Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в паре.

Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

Оборудование:

- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013 год изд. (2 часть)


- ИКТ (презентация)

- компьютер учителя

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Актуализация необходимых знаний

- Можно ли по окончанию глагола узнать его форму?
На доске сделаны записи, выделены суффиксы и окончания.

…ла …ло …л …ли

(я)…-у –ю (ты)…-ешь –ишь (мы)…-ем – им

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- Мы уже знаем, что глаголы могут изменяться по временам, родам, могут спрягаться - изменяться по лицам и числам. Для чего же нам нужно знать о спряжении глаголов?

- Давайте выяснять. Это будет главным вопросом нашего урока.

В первой строке – родовые окончания глаголов прошедшего времени ж.р., ср.р., м.р. и окончание множественного числа. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам, имеют родовые окончания.)
Во второй строке личные окончания глаголов настоящего и будущего времени 1 л. ед. ч.; 2 л. ед.ч; 1 л. мн.ч.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, имеют личные окончания.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

  1. Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы.

– Прочитайте запись на экране.

Запись на экране и у учеников на листочках.



-Почему концы строк рифмуются?
- Произнесите вслух глаголы.

- Укажите в них ударения, сверху - время глаголов.
- Как определили время глаголов?


- Какие гласные звуки слышите в окончании глаголов? (Звуки [ы])

- Одинаковыми ли буквами будут обозначаться эти звуки на письме?
- Я вам покажу, как пишутся эти слова.

Учитель показывает написание безударных окончаний глаголов.

- Можете объяснить их написание?
- Мы столкнулись с новой орфограммой. Как вы думаете, какое у нее название?
Учитель приводит к правильной формулировке орфограммы .


- Это тема нашего урока.

- Почему буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов являются орфограммой?

- Сделайте правильные записи слов на оставленных строках.

Дети выполняют задания, графически обозначая новую орфограмму под руководством учителя.
- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны узнать на уроке, чему научиться и что понять?
- Продолжим работу на листочках и сделаем выводы по наблюдениям.

Работа в паре..

Прочитать рифмовку. Произнести вслух глаголы. Обозначить в них ударение. Выделить окончания. Указать сверху время глаголов.

Текст на листочке:

Ива ветви в воду клонит,

В ней луна безмолвно тонет.

- Поработайте в паре и выполните задания.

Клонит

Тонет

- Одинаковыми ли буквами обозначаются похожие звуки в окончаниях глаголов?

- Сделайте вывод, выберите правильное слово.

На листочках нужно дополнить вывод, опираясь на свои наблюдения.

Безударные гласные звуки в окончаниях глаголов … (похожие, разные).

Буквы, которые обозначают эти звуки … (одинаковые, разные).

- Как научиться узнавать орфограмму «Безударные личные окончания глаголов»?

- Сейчас мы поработаем с таблицей признаков новой орфограммы.

Слышатся похожие окончания слов
Напиш[ы]т, услыш[ы]т – ударения падают на 2 слоги, глаголы будущего времени
Что сделает? – напишет, услышит – глаголы будущего времени, действие происходит после момента речи.
Мнения учеников могут разделиться.

Не знаем правило.
Дети делают предположения.
Хором повторяется ее название«Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов».

Гласные звуки в окончании глаголов звучат похоже, а буквы безударных окончаний разные. Есть выбор написаний, значит, это орфограмма.
Мы должны узнать, какие буквы безударных гласных пишутся в личных окончаниях глаголов, учиться находить эту орфограмму по её признакам, должны понять способ выбора между буквами и–е в личных окончаниях глаголов.

Самостоятельно выполняют задания

Определить все её признаки

  1. Синтез и обобщение признаков.

Перед детьми таблица «Признаки орфограммы «Безударные личные окончания глаголов».

- Заполните пропуски в таблице с признаками.

Слышу

Вижу

1. Безударные гласные звуки.

1.Буквы, которые обозначают безударные гласные звуки.

Размышляю

2. Место в слове – __________ .

3. Часть речи – ___________.

4. Время – ________ и ________ .


- Что нужно сделать, чтобы найти новую орфограмму?


Учащиеся заполняют таблицу с признаками орфограммы, комментируя записи
.

Дети обобщают признаки, выписанные в таблицу.

IY. Упражнения в обнаружении орфограмм

-- А сейчас мы поработаем с текстом, а знание признаков новой орфограммы поможет нам её находить в словах.

- Упражнение № 199 в учебнике с.97

- Прочитайте задание. Ответьте на вопросы.

- Почему в тексте так много глаголов?

- Что нужно сделать, чтобы найти новую орфограмму?

- Найдите и выпишите слова, в которых нет безударного гласного в личном окончании глагола.

- Прочитайте эти слова. Почему их выбрали?
-

Найдите и выпишите слова, с безударным гласным в личном окончании глагола.

- Пользуясь памяткой, определите спряжение в глаголах с новой орфограммой и выделите её графически.
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задания?

Проверка по слайду на доске.
- А какие глаголы-исключения 2 спряжения вы знаете? Повторим хором.


-

В отрывке рассказывается о действиях героев.

Нужно вспомнить все её признаки.
Плывёт, клюёт - в этих словах ударный гласный в окончании, ничего выбирать не нужно.
У учеников памятки «Окончания глаголов 1 и 2 спряжения»

Тонет, стонет – это глаголы 1 спряжения, настоящего времени, заканчиваются на -ет, исключений нет.
Видеть, слышать и смотреть,

Дышать, держать, еще вертеть,

Терпеть, зависеть, гнать, обидеть

И последний ненавидеть.

Смотрит – это глагол –исключение, относится ко 2 спряжению

Физкультминутка

Мы зарядку начинаем,

наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Дружно прыгаем, прыг-скок!

Кто достанет потолок?

А теперь ходьба на месте,

Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку,

Возвращаемся к тетрадкам.

Работа с текстом на поиск новой орфограммы (на слух).

- Мы сейчас учились находить орфограмму зрительно, а сейчас задание сложнее, надо найти ее на слух. Я прочитаю текст вслух, услышите слово с новой орфограммой, хлопайте в ладоши. Старайтесь запоминать эти слова.

Снег - верный помощник лесных жителей. Он и гре..т, он и пряч..т. Но беда, когда после оттепели удар..т мороз.

Грян..т резкий холод и замороз..т снег сверху, покро..т его ледяной коркой. Теперь только ждать, когда солнышко его растоп..т.

По В. Бианки

- Снег помогает или вредит лесным жителям?

- Как же можно находить слова с новой орфограммой, если мы слышим слова или текст?

- От чего зависит выбор буквы для безударного гласного в личных окончаниях глаголов? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним 2 глагола из текста и заполним таблицу.
Работа с таблицей по определению сходных и различных признаков глаголов 1 и 2 спряжения.

Сравните слова растопит и покроет из текста по плану, заполняя таблицу.



Чем похожи слова?

Чем различаются слова?

1.Произносятсябезударные гласные звуки.

2.Часть слова -

3.Часть речи -

4.Время -

5.Лицо -

6.Число -

1.Эти звукиобозначаются буквами.

2.Спряжение

- Чем похожи и чем различаются слова?

- От чего зависит выбор буквы в безударных личных окончаниях глаголов?


- Ответьте на главный вопрос урока - для чего нужно знать спряжение глаголов?


- Как будем определять спряжение глаголов?




Нужно услышать безударный гласный в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.


Ученики заполняют таблицу в паре на отдельных карточках и проверяют её на слайде.

Похожи тем, что есть похожие безударные гласные в окончании,часть слова -окончание,

часть речи - глагол, время - будущее, 3 лицо, ед. число; различаются буквами в окончании и спряжением.
Написание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения
Спряжение нужно знать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Поставим глагол будущего или настоящего времени в неопределенную форму, по букве перед –ТЬ определим спряжение. Глаголы, оканчивающиеся на –ить, кроме брить, стелить, относятся ко 2 спряжению, остальные - к 1 спряжению, кроме 11 глаголов-исключений.

Y. Анализ способов проверки написания слов с орфограммой и работа с памяткой.

- Чтобы вам было легче работать с новой орфограммой, будем работать с памяткой в учебнике с. 98.

Памятка «Проверка безударных личных окончаний глаголов»

1. Произношу слово и слышу – безударный гласный в окончании глагола.

2. Определяю время и число.

3. Если глагол в настоящем или будущем времени, то ставлю его в неопределенную форму, и по гласной букве перед –ть определяю спряжение.

4.Если глагол на –ить, то пишу «и», кроме брить, стелить; если не на -ить то пишу «е», кроме 11 глаголов-исключений.

-А теперь я продиктую все глаголы, которые вы определили на слух, а вы их запишите в два столбика по спряжению.

1 спр. 2 спр.

греет, ударит,

прячет, заморозит,

грянет, растопит.

покроет.



Дети под диктовку распределяют глаголы в два столбика по спряжению, обозначают орфограмму графически. Проводится взаимопроверка по образцу на доске.


YI. Орфографические упражнения

- Пользуясь памяткой на с. 98 в учебнике выполните упражнение № 200 проговаривая в громкой речи.
Задания на выбор

- На уроке мы выполняли разные задания, которые я предлагала, а теперь вы сами сможете выбрать для себя задание. Вы можете поработать с готовым текстом и выполнить орфографическую работу, а можете поработать с пословицами, дополнив пропущенные слова. В конце работы выполните самопроверку по карточке –ключу на обратной стороне. Можете работать в парах.

Спиши текст. Вставь пропущенные окончания глаголов.

Задание 1.

Ёжик на вид сердитый. Этакий нелюдимый лесной колобок. Носом (пошмыгать) пошмыга..т, глазом (покрутить) покрут..т – да как (припустить) припуст..т со всех четырех! Только пяточки (замелькать) замелька..т.

Н. Сладков

Задание 2.

Вставь в пословицы пропущенные глаголы. Глаголы из слов для справок употребляй в форме настоящего времени.

Правда глаза ____________ .

Труд человека _____________ , а лень _____________ .

Лес __________ , щепки летят.

Доброе дело само себя ___________ .

После дела за советом не ____________ .

Лиса и во сне кур _______________ .

Слова для справок: портить, кормить, колоть, ходить, рубить, хвалить, видеть.

Дети по цепочке комментируют свои действия, пользуясь алгоритмом, записывают в тетради, выполняют графическую работу. Образец записи на доске. Сеять (I) – сеет (I).

YII. Итог урока, рефлексия учебной деятельности.

- Ответьте на главный вопрос урока. Для чего нужно уметь определять спряжение глагола?

- С какой орфограммой познакомились?

- Как ее обнаруживать в словах?

- От какого признака глагола зависит написание безударных личных окончаний?

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?

- Что мы узнали на уроке, чему научились, что поняли?
- Оцените свою деятельность на уроке.

Дети осуществляют рефлексию, рассказывают, какая работа была интересна, трудна.

Мы узнали, какие буквы безударных гласных пишутся в личных окончаниях глаголов, научились находить эту орфограмму, поняли способ выбора между буквами и–е в личных окончаниях глаголов, мы можем объяснить написание слов с буквами и-е, применять правило на практике.

Дети осуществляют рефлексию, рассказывают, какая работа была интересна, трудна.