Файл: Целенаправленной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Методическая работа по развитию устной разговорной речи у детей с ТНР

Всякая система обучения является целенаправленной. Цель играет важнейшую роль, если она понята и принята учеником как своя. В силу этого стоит отметить осознанность обучения, которая без понимания ребенком причин, необходимых для достижения определенных результатов, невозможна. Модель психологического содержания общения как деятельности можно представить следующим образом:

  • предмет общения - взаимоотношения общающихся;

  • единица общения - акт социального взаимодействия;

  • средства общения - вербальные и невербальные;

  • продукт общения - интерпретация информации;

  • результат общения - изменение взаимоотношений.

Общение «обслуживает» все другие виды деятельности, но зато «питается» лишь в содержательном плане. Содержание общения идет от содержания мышления, которое в свою очередь питается действительностью.

Выделяют три уровня процесса речевого общения:

l-й - определяет соблюдение так называемых синтаксических правил, т. е. навыки произношения, грамматического оформления высказывания;

2-й - определяет точность передачи желаемого значения, т. е. насколько адекватно отбираются средства для передачи смысла. Здесь соблюдаются семантические правила;

З-й - отвечает за эффективность влияния сообщения на поведение собеседника. Для успешного общения нужно достичь третьего уровня. Связь общения с другими видами деятельности используется в обучении не полностью, из-за чего оно как бы повисает в воздухе, оторвано от человека. Методике еще предстоит решить проблему обучения общению в связи с другими видами деятельности и на их базе сделать так, чтобы овладение общением было необходимо для выполнения какой-то другой, важной для ученика деятельности. В каждом виде речевой деятельности состав действий неодинаков. Например, грамматические действия в говорении связаны с произношением, в письме - с их графическим изображением, в чтении - с их графическим восприятием и т.д. Каждое действие требует соответствующего пути формирования
, должно формироваться на основе упражнений именно в данном виде деятельности: нельзя научить читать, обучая говорить. Между всеми видами речевой деятельности существует связь: с одной стоны, говорение и письмо связаны как продуктивные виды деятельности, аудирование и чтение - как рецептивные; с другой - говорение и аудирование связаны как виды устной формы общения, а письмо и чтение - как виды письменной формы общения. Ясно, что обучение общению должно осуществляться, или проводиться, или реализовываться через комплексное обучение всем видам речевой деятельности, результатом чего будет сформированность у детей речевых навыков.

Под навыком понимают способность совершать относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности. Различают навыки: 1) речевые (лексические и грамматические); 2) двигательные (ходьба и т. п.); 3) двигательно-речевые (техника письма, произнесение звуков). Среди речевых навыков различают лексические и грамматические навыки. Навык имеет общие черты с умением. Умение общаться не сумма умений говорить, понимать, читать и писать, а, как и любое умение, оно интегративно, потому что возникает на базе другого умения. Выделяют следующие группы умений, необходимых для устного общения: 1) собственно речевые; 2) речевого этикета; 3) неречевые, или невербального общения; 4} общаться на разных уровнях.

Первое, с чем сталкивается человек, усваивающий речь, это ее восприятие. Восприятие сопровождается внутренним проговариванием, без него невозможно развернутое внешнее проговаривание. Речевой стереотип складывается благодаря воспроизведению речи, т. е. речи нельзя научить, ей можно научиться. Дети часто говорят солдатов, чулков, книгов. Виновата тут аналогия. Ребенок знает формы домов, топоров, значит, и книгов. Аналогия свидетельствует о самостоятельности ребенка в создании форм, но для нее нужны «основания», а они создаются слушанием и имитацией.