Файл: Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития Автор Экгардт Анна Наримановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Экгардт Анна Наримановна

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

В статье дана краткая характеристика детей с задержкой психического развития, моделей их интеграции в массовые классы общеобразовательной школы и основные направления поддержки этих детей в образовательной деятельности со стороны практического психолога образования. В характеристике диагностического направления выделено первичное обследование, систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. В анализ коррекционно-развивающего направления включено развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков, развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в образовательной деятельности рассматривается консультативно-просветительское и профилактическое направление. Показана роль организационно-методического направления, включающего деятельность школьного педагога-психолога по подготовке и разработке методических материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участию в указанных мероприятиях, а также оформлении документации.

Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор: Верхотурова Наталья Юрьевна

Проблема неуспеваемости школьников представляет собой одну из наиболее актуальных и активно обсуждаемых сегодня педагогами, психологами, психофизиологами, дефектологами. В период обучения в начальной школе у детей формируется основа системы знаний, умений, навыков, от уровня развития которых будет зависеть успеваемость школьников в более старшем возрасте. Необходимое условие для усвоения учащимися содержания образования в начальной школе – это достаточная степень сформированности основных познавательных процессов. Внимание занимает одно из основных положений, поскольку уровень его развития является одним из индикаторов успешности любого вида деятельности. Хорошо развитые свойства произвольного внимания и его организованность являются условиями, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Вопросы изучения особенностей произвольного внимания и механизмов его развития в детском возрасте нашли свое отражение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Несмотря на имеющиеся публикации и результаты ряда эмпирических исследований, проблема изучения особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития недостаточно разработана и имеет в этой связи особую актуальность и практическую значимость. В статье представлена авторская модель психологического исследования особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определены параметры, методы и индикаторы оценки изучаемого явления. Отражены результаты экспериментального изучения особенностей произвольного внимания у данного контингента школьников: недостаточный для возрастной нормы объём,
слаба устойчивость, медленное переключение и распределение внимания. Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Выявление специфики формирования внимания на разных возрастных этапах окажет положительное влияние на процессы обучения, воспитания и всестороннее развития личности, а также позволит предотвратить трудности освоения школьной программы с учетом имеющихся проблем.

Особенности внимания детей с задержкой психического развития

Автор: Абасалиева А.З

Ежедневно мы, взаимодействуя с окружающим миром, познаем его. Посредством ощущений мы получаем информацию об отдельных свойствах предметов и явлений объективной реальности. Восприятие предоставляет нам их целостные образы. Память позволяет сохранить приобретенный опыт и знания. Мышление дает возможность обобщенно и опосредованно отражать действительность. Воображение, опираясь на прошлый опыт, создает новые образы. С помощью внимания мы выделяем из числа прочих объектов, предметов, явлений наиболее значимые и важные. Благодаря вышеперечисленным познавательным (перцептивным) процессам мы узнаем, постигаем мир и самих себя.

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных и заметных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

Выделяют следующие причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

  • оказывают свое влияние имеющиеся у детей астенические явления;

  • несформированность механизма произвольности у детей;

  • несформированность мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса).

Изучением особенностей внимания детей с ЗПР занимались многие исследователи. Как показал анализ данных специальной литературы, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР практически не занимались. Тем не менее, во всех исследованиях, которые связаны с проблемами нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти указания на отклонения в функционировании внимания. Нарушения внимания, при этом, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. В дополнении к нарушенному вниманию дети с ЗПР отличаются сниженной умственной работоспособностью. Их деятельность характеризуется низким уровнем самоконтроля, отсутствием целенаправленных продуктивных действий нарушением планирования и программирования деятельности.